Вузы привлекают большинство
Результаты анкетирования показали: более половины школьников (52%) собираются поступать в вузы. Среднее специальное образование выбрали 12% старшеклассников, причем большая часть рассматривает его в качестве промежуточного (запасного) этапа обучения: на случай, если не удастся поступить в вуз. В начальных профессиональных учебных заведениях намерены продолжить обучение только 10% школьников. Но по данным центра занятости, именно для выпускников таких училищ сегодня существует больше всего свободных вакансий.
Не сделали окончательный выбор 26% старшеклассников: 6% знают, кем хотят стать, но не выбрали учебное заведение, а 8% - наоборот. У 12% школьников образовательные и профессиональные предпочтения вообще не сформулированы. Для службы занятости это сигнал: необходимо усиливать профориентационную работу в школах.
Притягательные специальности
По результатам анкетирования центр занятости составил рейтинг профессий, популярных среди учащихся 9-11 классов. В сфере начального профессионального образования юноши стремятся приобрести специальности автомеханика или программиста, девушки хотят стать парикмахерами или поварами-кондитерами.
Первые позиции среднего специального образования делят профессии менеджера и маркетолога, следом идут строительные специальности, далее - творческие профессии: модельера-конструктора и художника. Не слишком отстает от них по популярности техническое обслуживание автотранспорта.
Наибольший разброс предпочтений заметен у тех, кто готовится к поступлению в вузы. Проанализировав их анкеты, специалисты центра занятости выделили десятку самых популярных профессий, перечислив их в порядке убывания популярности:
* юрист
* экономист
* менеджер
* врач
* программист
* психолог
* бухгалтер
* архитектор (дизайнер)
* журналист, специалист по связям с общественностью
* инженерно-технические специальности
Престижность не совпадает с реальностью
Как стало ясно в результате опроса, большинство школьников выбирают профессию по ее престижности. Но их представления о престижности порой не соответствуют ситуации на рынке труда. Директор центра занятости Екатерина Гайлит отмечает, что в ответах заметен приоритет внешних (статусных) ценностей без учета школьниками собственных способностей и возможностей дальнейшего трудоустройства. Наиболее ярким примером стереотипных представлений о престижности и выгодности Екатерина Гайлит считает выбор юридических и экономических специальностей.
Анкетирование показало: многие школьники, стремящиеся стать врачами, педагогами, инженерами и психологами, объясняют свой выбор интересом к профессии. Судя по анкетам, большинство старшеклассников выбирает профессию самостоятельно и лишь треть опирается на мнение родителей.
Самое важное - в нашем Telegram-канале