Образование

Как у учителя Елены Никитенко получается сделать детей счастливыми

– Они, 11 «Б», периодически ко мне ездят – такой кортеж иномарок. Я выхожу, встречаю, наивная такая училка: «Женя, тебе папа машину купил?» – «Да нет, Елена Германовна, я сейчас папе собираюсь на 50-летие делать подарок, покупаю ему машину».

– Когда мы с Дмитрием Николаевичем* мечтали о своей школе, то думали: лучше всего у нас получается раскручивать детей на то, чтобы они дерзали, куда-то лезли, чего-то добивались. Ну, так оно и есть.

Я сейчас расскажу про нашего выпускника Женю Абрина. Студент Женя Абрин шел по городу Барнаулу. Видит – объявление: «„Гранмулино“ приглашает торговых агентов». Ну, отчего бы не зайти, не подработать. Зашел. Через четыре месяца стал главным представителем по Барнаулу. Когда он окончил университет, ему предложили поехать в Питер. Сейчас Женя в Питере, топ-менеджер в финской компании, чего и нам желает.

Я думала, в нашу школу повалят, потому что действительно результаты есть: ребята, которые от нас выходят, не боятся ни за что браться, из них вырастают антикризисные менеджеры, топ-менеджеры… Потом поняла: не все дети на это способны и не все родители этого хотят. Мы – школа не для всех.

К сожалению, в Барнауле главное требование родителей к школе: чтобы была рядом с домом. Я считаю, что это с провинциальностью связано. Хотя сейчас у нас дети со всего города – родители приводят их к нам, когда понимают: ребенка надо реанимировать. Отбить охоту учиться и показать, что учеба скучное, отвратительное занятие, можно года за три. За начальную школу спокойно. Поэтому мы каждый год набираем пятый класс.

Это технология в каком-то смысле, это прием: мы разговариваем с детьми на равных. Занимаемся совместной деятельностью – по правде, «по чесноку». Сейчас поедем в лагерь «Грани математики», где семиклассники будут кураторами пятиклассников, десятиклассники будут вести мастер-классы по математике, Алексей Гончаренко с Карленом Оганесяном будут вести зарядку, а я, как рядовой участник, честно на этой зарядке бегать. Причем они могут: «Ну-ка, Елена Германовна, давайте-ка побыстрее!» Им кажется: о! падение авторитетов. А мы просто относимся к ним так же серьезно, как и они к нам.

У нас в лицее обычная классно-урочная система. Единственное – мы стараемся, чтобы уроки соответствовали принципам так называемого развивающего обучения. Уроки те же самые – суть другая. Я постоянно им говорю, что в школе мы изучаем жизнь.

Из нашего первого выпуска, класса Дмитрия Николаевича, один не поступил никуда, двое – на платное, остальные 18 – на бюджет в разные вузы. Это было наше самое большое достижение.

Олимпиада для одаренного ребенка – это способ попасть в любой вуз без экзаменов, если на финале страны занял призовое место. Дима – единственный учитель математики в Барнауле, у которого ежегодно дети побеждают на российской олимпиаде. Химия в Барнауле – это Коркина. А математика – Дима. У нас три выпускника по олимпиаде поступили в МФТИ.

У меня курс развития мышления для маленьких. Тренируем внимание, воображение, логику. Однажды я поняла, что у нас очень туго с фантазией. И сейчас по понедельникам у нас малая редколлегия, мы с младшими классами пишем невероятные истории. То есть первое занятие. Назовите любое короткое слово – они говорят: «Дом». «На «Д» любое существительное». Они говорят: «Дятел». «На «О» любой глагол». Они говорят: «Охал». «На «М» любое наречие». Они говорят: «Мощно». Тема сегодняшней встречи – «Дятел охал мощно». Я хочу узнать: почему он охал, и второе – почему мощно. (Часть историй напечатана на этой странице. – Прим. автора.)

Наш принцип – у любого дела должен быть результат. Если пишем истории, то потом издаем сборничек «Невероятные истории лицейских классов». Сейчас мы хотим делать мультфильмы.

Все наши поездки только образовательные, развлекаться дети должны с родителями. И если мы едем, например, в Новосибирск, то не в цирк-театр-зоопарк. Мы едем в Академгородок, у нас своя программа: университет (приемная комиссия), музей геологии. И там мы ночуем в студенческом общежитии, встречаемся со студентами, нашими выпускниками, они нашими гидами работают.

Я Диме говорю: «Ради чего все это – ради чужих детей?» Иногда я думаю: мне 45 лет. Ради чего я занимаюсь этим больше 20 лет? Они уходят, уходят – и правильно, они уходят в свою жизнь. Но наша-то где?

Недавно Никита Терновой, который в седьмом классе, сказал, мне кажется, гениальные слова: не в том патриотизм, когда человек ходит и восхваляет свою родину, а когда человек что-то делает для страны, не обязательно даже живя, где родился. 12 лет человеку. «Пять, говорю, тебе по обществознанию». Но… это же не моя заслуга.

Сейчас такая школа не нужна. Дисциплина, регулярная сдача бесконечных бумаг – в этом заключается суть учительской работы. Что ты на самом деле делаешь с детьми – не важно. Важно, чтобы ты написал анализ работы с классом и задачи работы с классом в этом году. Я-то не жалуюсь, мы этими глупостями не занимаемся, относительно свободно себя ведем. Но я чувствую, что мы на самом деле не нужны, вот это обидно.

Не нужны такие дети, каких мы воспитываем, не нужны такие учителя, которыми мы являемся. Даже по эстетическим признакам мы вернулись в конец 70-х годов – когда я училась в школе, было вот так же. Апатия, равнодушие, доходящее до абсурда.

Я человек, живущий здесь и сейчас. Мне бы хотелось, чтобы нас признали, гордились достижениями наших детей. Мы же не призываем своих детей на баррикады. Но определенная доля свободных людей в обществе должна быть, иначе оно самоуничтожится.

*Дмитрий Оскорбин (Дима) – руководитель лицея «Грани», муж Елены Никитенко.

Справка

Лицей «Грани» открылся в 2004 году на базе 107-й школы, сейчас он работает в школе №100. Обучение ведется по профилям: математика, информатика; журналистика. Учебный план включает в себя предпрофильную и профильную подготовку, курсы по истории, литературе, английскому языку и математике. Образование бесплатное, но есть платные дополнительные образовательные услуги.

Дятел охал мощно

Жил-был на свете дятел, который очень громко охал. Он охал так мощно, что все от него шарахались. И ему было очень грустно, что он всегда одинок. И вдруг он подумал: «А не поучаствовать ли мне в чемпионате по оханью?» Сказано – сделано. Наш дятел переохал всех участников и получил главный приз – коробку конфет.

И он перестал стесняться своих недостатков и понял, что изо всего можно извлечь выгоду.

Дятел охал мощно!

Дятел пришел домой поздно и говорит жене:

– Я у зайца на пирушке был, гуляли, в общем, завтра иду туда, снова попируем.

– Куда тебе – поспи, а завтра полежи, – сказала умница жена.

На следующий день дятел на всю округу охал.

От пьянства никогда не ждите добра, а ждите только доктора.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость