Кто-нибудь хоть раз задавал себе вопрос: а зачем вообще я учусь? Чем буду заниматься после окончания университета? Или где я буду работать? Какая глупость, скажут многие, эти вопросы уже давно мелькали в голове. Но как-то это всё нечётко, неясно, а главное - неконкретно. Вырисовываются лишь в общих чертах представления о знаниях, которые получишь после окончания вуза, чувство гордости и облегчения при выдаче диплома, какое-то будущее дело под названием "работа". Всё это смутно и расплывчато. Зато все идут получать самые "модные" специальности, зачастую не зная, для чего. Через несколько месяцев начнутся вступительные экзамены. Пора определяться - нужно ли тебе высшее образование, а если нужно, то зачем?
Где без ВО не обойтись?
Наверное, самый примитивный и сразу приходящий на ум ответ на вопрос о необходимости высшего образования - для приобретения умений и навыков, для того чтобы стать специалистами. Но в реальности после получения диплома новоявленному специалисту приходится либо менять сферу деятельности, либо создавать "своё дело". А всё из-за отсутствия хорошей работы. Получается, что "вышку" получили зря?
Конечно, есть определённая категория профессий, которые просто немыслимы без высшего образования. К ним относятся прежде всего медицинские специальности, которые требуют глубокого знания человеческого организма, особенностей каждого органа и всевозможных средств лечения. Вообще, вопрос о качестве медицинского образования становится всё более актуальным и ошибки врачей приводят к скандалам, но это другая проблема.
Дальше в списке требующих ВО специальностей - сфера экономики и юриспруденции. Ну и, наконец, пригодятся знания, полученные в вузе на технических специальностях, где требуются знания физики, химии, математики. Иначе высоклассным инженером тебе не стать, правда, к этому сейчас стремится сейчас не так уж много молодых людей.
Там, где учиться - модно
А вот стремятся эти молодые люди, причём в большом количестве, на очень модные в последнее время специальности: рекламу, журналистику, связи с общественностью или проще - PR, социальную работу. Как все думают и говорят, учиться на этих специальностях интересно. Это так, если сам стремишься что-то узнать, уловить интересную и полезную мысль из слов преподавателей. И всё хорошо до тех пор, пока ты не сталкиваешься с практикой. На самом деле это очень полезно и правильно - практиковать студентов во время учёбы. Только получается, что студенты учатся всему не в вузе, а на работе.
В период обучения или при устройстве на работу многие сталкиваются с проблемой нехватки знаний или опыта. Кажется, что учили совсем не тому, чего от тебя требуют, или многого просто не рассказали вообще. И ты сам начинаешь придумывать способы, чтобы клиент купил твою рекламу, бегать по городу в поисках интересного материала по заказу редакции, ломать голову над тем, как заставить избирателей поверить в твоего кандидата и что бы могли значить неожиданные результаты очередного социологического исследования.
Получается, что учиться приходится непосредственно в рабочих условиях, набивая шишки и уже не чувствуя прежней радости от диплома, который где-то пылится. Для некоторых фирм важно даже не столько образование, сколько реальный опыт работы, по которому можно судить о человеке как о специалисте. И кажется странным, что за один год деятельности в своей сфере можно узнать больше, чем за пять лет учёбы. А если ещё за эти пять лет заплачены немалые деньги, да ещё за различные курсы и репетиторов, то смысл и необходимость такого образования вообще под большим вопросом.
По настоянию родителей
Есть такие люди, которые всеми силами и любой ценой хотят учиться, даже если выбранная специальность им не нужна. Они часто не хотят расстраивать родителей, которые желают, чтобы их чадо имело высшее образование и было не хуже других. Такие дети с ранних лет живут как бы не для себя, а для своих пап и мам, доверяя их выбору и полностью следуя их желаниям.
И во взрослой жизни уже выросшие дети остаются под постоянным "присмотром" заботливых родителей, которые до самой смерти пытаются, и зачастую у них это получается, контролировать своих детей. В итоге, вкладывая средства, в основном финансовые, в своего ребёнка, они буквально делают его золотым! Ведь таким родителям и невдомёк, что они просто выбрасывают деньги на ветер и их ребенку нужно совсем не это.
Это страшное слово "армия"
Имидж Вооружённых сил нашей страны и армии в частности в последнее время сильно пострадал. Плохое содержание и условия прохождения службы, нехватка финансирования, постоянные военные конфликты и общая нестабильность в мире делают служение Родине малопривлекательным для любого гражданина (кроме истинного патриота!). Поэтому в последние годы очень популярно стало "косить" от армии.
Кто-то начинает бегать по больницам, выискивая всевозможные болезни, которых может совсем и не быть в реальности, а кто-то срочно идёт поступать в высшее учебное заведение, так как по закону оно обеспечивает неприкосновенность на время учебы. И уже никто не удивляется, когда на негодующий вопрос преподавателя: "Зачем ты вообще пришел учиться?"- слышишь прямой и уверенный ответ, в котором ключевое слово - "армия". И преподаватель грустно вздыхает и молча продолжает читать лекцию, так как перед ним тоже может встать похожая проблема.
Так быть или не быть?
И всё же нельзя дать однозначный ответ на этот вечный вопрос: зачем мы учимся? Хотя наши предки наверняка не ломали себе над этим голову, а пытались подстроиться под те условия жизни, в которые их ставили. Наверное, проблемы не в людях, пытающихся попасть в образовательную моду, а в политике государства, которое должно давать гарантию хоть какой то востребованности ВО. А что касается успешной карьеры, вуз - всего лишь один из кирпичиков. И этого кирпичика вполне может не быть. Просто каждый должен знать, чего он хочет и как этого добиться.
Комментарий психолога
За комментариями я решила обратиться не просто к психологу, а к человеку, который сам непосредственно связан с образованием и преподаёт психологию. Это Казимир Вадимович Илинский, кандидат медицинских наук, преподаватель АлтГТУ, хорошо разбирающийся в социальной психологии. По его мнению, современная проблема высшего образования заключается в том, что молодые люди идут учиться не ради самого образования, а только ради "корочек". Многие не знают, чему их будут учить или хотя бы в какой сфере. А высшее образование как раз и должно стать той базой, основой для освоения специальности. Оно должно дать возможность стать специалистом, научить, как это делать. Что касается людей без высшего образования, то Казимир Вадимович считает, что если человек при этом любит своё дело и занимается им с удовольствием, то он может обойтись и без диплома.
Ирина ПОТАНИНА.
Самое важное - в нашем Telegram-канале