Образование

Нужно ли вузам объединяться?

Президент Медведев подписал Указ о необходимости формирования «сети федеральных университетов». В околоуниверситетских кругах заговорили о возможности объединения всех вузов края в один. Эту тему мы и выбрали для обсуждения в дискуссионном клубе

Вячеслав Корнев, преподаватель философии АлтГУ:

«Вернемся к охоте и собирательству»

– Задача, поставленная Медведевым своим ретивым чиновникам, очень проста. Достаточно внимательно ознакомиться с его «апрельскими тезисами» (на заседании попечительских советов Сибирского и Южного федеральных университетов*): из посылки «у нас никогда такого количества вузов не было» следует вывод о том, что «результат таких процессов <…> – девальвация образовательного уровня». Кто же против повышения качества образования? Вот только какие у чиновников способы его проверки и контроля? Разве простое уменьшение «неправильных» или, точнее, «нерентабельных» специальностей и вузов позволит улучшить уровень образования? Итогом сокращения лишних штатных единиц и целых структур будет эволюционная борьба не знаний и умений, а номенклатурных кланов и амбиций, где восторжествует в каждом конкретном случае более опытный и закаленный кадр. Из образовательных структур вычистят в первую очередь пенсионеров (за них точно никто не заступится), затем всякие неформатные кадры и целые специальности.

В моем живом журнале, где эту новость обсуждали представители других городов, многие комментарии свелись к тому, что Барнаулу вообще нечего ловить в этой «реструктуризации». Финансовые потоки будут идти в Красноярск (где уже создан федеральный университет), Томск, Новосибирск. Туда студентам и абитуриентам нашего аула и советуют направляться. К тому же взорвалась наконец мина болонского процесса – с упразднением специальностей и переходам на двухступенчатую систему (бакалавриат – магистратура) образовательный продукт многих факультетов уже становится неполным и второсортным. Бакалавр – своеобразный полуфабрикат, а за магистерским образованием, чаще всего платным, нужно ехать в тот же Новосибирск. Это уже не будущая, а настоящая картина деградации образования, по крайней мере в провинции, которой по статусу не положено иметь высшие учебные ступени. Сюда же относится и закрытие или повальное сокращение диссертационных советов, докторантур, аспирантур.

Вузы уже начали пожинать плоды одной реформы – ЕГЭ с катастрофическим падением грамотности, мышления и речи школьников. Но медведевская реформа идет еще дальше. На мой взгляд, ее суть – в упразднении высшей школы в провинции. Барнаул и прочие местечковые центры станут в лучшем случае поставщиками кадров для крупных «всероссийских» университетов. В худшем случае Барнаул просто не пройдет эволюционный отбор даже для этой роли. Ведь главное в сегодняшней концепции образования – то, что обучение превращено в «услугу», в продукт потребления. Ну а особыми брендовыми достоинствами наш депрессивный регион не отличается. Made in Barnaul – звучит смешно. Так что вернемся к сельскому хозяйству, охоте и собирательству.

Геннадий Лаврентьев, первый проректор Алтайского государственного университета по учебной работе:

«Потерь быть не должно»

– Многое зависит от государственной политики в этом вопросе. Рассматривает ли государство федеральные университеты как единственные вузы, которые будут финансироваться из федерального бюджета? Финансирование – основополагающая вещь. Нам нужно сделать все, чтобы его сохранить, потому что поддержка со стороны края отсутствует, ресурсов для нее в регионе нет.

Вне всякого сомнения, создание федеральных университетов позволит повысить качество образования. Университеты сейчас «всеядные», готовят специалистов в том числе и непрофильных специальностей. Технические вузы выпускают гуманитариев, и даже наоборот. Специальности дублируются, а это никому невыгодно. Будь у нас один крупный университет, было бы проще обеспечить качество образования и при этом достичь экономии. Допустим, сейчас математиков готовим мы, педагогический и техниче­ский университеты. В итоге больше 300 человек в крае изучают математику. Был бы один факультет, повысилась бы базовая подготовка, не было бы распыления преподавательского состава – все доктора и кандидаты наук преподавали бы в одном месте.

К 2010 году почти в два раза по сравнению с 2005 годом сократится количество выпускников школ – их будет меньше, чем бюджетных мест в вузах. Как выживать университетам? Объединение – один из вариантов.

У каждого алтайского вуза есть филиалы – у нашего университета их шесть. Мы развиваем те специальности, которые у нас есть, а может быть, Михайловскому району нужны специалисты технического профиля? Был бы федеральный университет, открыли бы в филиале нужные кафедры и вели подготовку.

На каждый вопрос относительно федеральных университетов можно найти ответ. Например, вхождение медицин­ского университета в его состав – дело традиции. В Петрозаводском университете давно действует медицинский факультет. Здесь важнее сохранить связь с отраслью, с больницами, поликлиниками; если это останется, никаких проблем я не вижу. В медуниверситете сильна химическая, биологическая подготовка, и в крупном вузе можно создать хорошую для нее базу. Что касается возможного сокращения кадров, о котором говорят в связи с объединением вузов, то оно и так происходит, идет старение коллективов. Так что здесь потерь быть не должно.

Валерия Никишаева, ректор Бийского педагогического государственного университета имени В. М. Шукшина:

«Не представляю Бийск без вуза»

– 29 апреля состоялся совет ректоров, и на нем по поручению губернатора края создана рабочая группа для изучения этого вопроса применительно к условиям Алтайского края. Пока же я не могу односложно оценить эту инициативу.

Сибирский и Южный федеральные университеты работают в таком формате только полтора года, поэтому объективно оценивать их деятельность нельзя. Чтобы это стало возможным, должно пройти пять–семь лет. Конечно, федеральные вузы получили огромные инвестиции на формирование материальной базы, сконцентрировали лучший научный потенциал регионов, но нужно ли на эту модель переходить всем – большой вопрос.

Бийский педагогический университет находится в центре Восточного образовательного округа и реализует в том числе и социальные задачи – выпускники школ 14 предгорных районов края учатся недалеко от дома. Десять факультетов нашего вуза полностью формируют потенциал учителей для сельской местности.

Дети из алтайских сел, несмотря на равные условия, которые им предоставляет ЕГЭ, не смогут позволить себе проживание во время учебы в крупном городе. В Красногорском районе, к примеру, нет родителей, которые могут обеспечить своим детям обучение в федеральном университете! Учиться в Бийске намного дешевле, чем в Барнауле. Стоимость платного обучения у нас меньше, чем в классическом или техническом университетах. Внебюджетное образование нам в убыток, а мы не можем поднять плату, поскольку в таком случае оно окажется недоступным для жителей районов.

Я не вижу необходимости лишать Бийск, имеющий статус наукограда, собственного университета. В нашем городе, помимо педагогического вуза, есть Бийский технологический институт – сильный филиал АлтГТУ. Эти два вуза обеспечивают наукоград специалистами технического и гуманитарного профилей. И я не представляю ситуации, когда Бийск окажется без собственного вуза. И потом, федеральный университет – это инновационная площадка, ориентированная на высокие технологии, но, может быть, не стоит лишать регион педагогических университетов, которые предлагают классическое образование?..

Здесь главное – не наломать дров. Высшее образование – это программа духовного развития края. Даже если выпускники не работают по специальности, они получили базовое образование, а это уже определенный уровень.

Другой вопрос: если федеральный университет будет создан, какие вузы в него войдут? В состав Южного федерального университета педагогический вуз вошел, в Красноярске этого не произошло. Надо бы несколько лет понаблюдать за этими университетами и посмотреть, какой из вариантов убедительней. Я бы лично все-таки не трогала педвузы.

У нас их два в крае, и это немного.

Виталий Третьяков, главный редактор журнала «Политический класс», профессор факультета международной журналистики МГИМО(У) МИД РФ:

«Процесс неизбежен»

– В России реформы всегда идут параллельно с кризисом. В сфере образования именно такая ситуация: есть кризис образовательной системы и одновременно идет ее реформирование. В условиях кризиса вузы коммерциализировались – целью стало заработать, а не научить. Отсюда фиктивные выписки из дипломов, их продажа, прием студентов за взятки. Появилась возможность создавать вузы на пустом месте, где бог знает что преподают, хотя выдают такие же дипломы государственного образца. Как результат – люди выходят с низкими знаниями и не могут трудоустроиться.

Я так понимаю, что в основу данной реформы положен давно придуманный алгоритм решения проблемы. Есть плохо организованная структура, где есть качественные вузы и непонятно какие, которую нужно систематизировать. Как? Все лучшее укрупнить, создать хорошо управляемые и финансируемые эталонные образцы. А от них потом отпочкуются новые хорошие вузы.

Чтобы не распылять финансирование, и созданы те самые федеральные университеты. В принципе, эта модель плодотворная – через какое-то время она даст плоды. Но что она не учитывает? У нас гигантская страна, и она состоит не из семи федеральных округов, а из гораздо большего числа регионов. Представляете, сколько денег придется потратить ребенку из далекого алтайского села, чтобы добираться до вуза в Новосибирске? Поэтому укрупненных вузов должно быть не семь, а гораздо больше.

Насколько я понимаю, прямого уничтожения того, что сейчас работает, не будет. Просто ресурсов на периферийные вузы будет выделяться гораздо меньше, чем на федеральные. Если это так, то для небольших вузов, не вошедших в укрупненную структуру, наступят не лучшие времена. Им это время нужно пережить – не сдаваться и продолжать работать.

Даст ли это эффект? Проведу параллель с госкорпорациями, организованными по тому же принципу, – объединяют несколько предприятий, вливают в них огромные деньги. Одни говорят, что это плохо, а другие видят в этом преимущества. Да, на внутреннем рынке это уничтожит конкуренцию. Но у России сейчас практически открытые границы, и конкуренция переходит из регионов в глобальный масштаб. И госкорпорации, как и федеральные университеты, создаются для конкуренции в мировом масштабе. Для внешнего рынка это правильное решение, хотя, повторюсь, на внутреннем рынке конкуренция исчезнет. Но нельзя все сделать хорошо сразу, нужно с чего-то начинать. Но в любом случае этот процесс неизбежен.

*Южный федеральный университет создан на базе Ростовского государственного университета путем присоединения Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Ростовского государственного педагогического университета и Таганрогского государственного радиотехнического университета.

Сибирский федеральный университет создан на базе Красноярского государственного университета путем присоединения Красноярской государственной архитектурно-строительной академии, Красноярского государственного технического университета и Государственного университета цветных металлов и золота.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость