Образование

Орлята учатся летать

Были времена, когда почти каждый мальчишка мечтал стать летчиком или космонавтом. Пацаны взахлеб читали книги о самолетах, своими руками собирали планеры и небольшие ракеты, запускали их в небо. А потом смотрели им вслед и представляли себя за штурвалами огромных лайнеров и сверхзвуковых истребителей.

Алтайским пацанам повезло - их мечты могут исполниться. В 1990 году под Барнаулом была создана школа, котораяе готовит мальчишек для поступления в летные училища и авиационно-инженерные вузы. Единственная за Уралом (а всего в стране таких девять), барнаульская летная школа хорошо известна во многих городах России, а вот у нас о ее существовании знают немногие.

Дорога в школу

Барнаульская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой (так правильно называется летная школа) словно серьезный военный объект "спрятана" в сосновом бору в районе поселка Штабки. К ней ведет "одноколейная" дорога, которая долго петляет по взгоркам-пригоркам: кажется, что едешь на какую-то охотничью заимку.

Наконец, лес расступается перед озером и за ним становятся видны двухэтажные здания школы: два общежития и учебный корпус, окруженный солидными тренажерами, на которых укрепляют вестибулярный аппарат воспитанники школы. Большие тренажеры не вписываются в помещения, поэтому заниматься на них можно только летом. Но это и к лучшему, так как на свежем воздухе физические упражнения особенно полезны для здоровья. А хорошее здоровье для будущих авиаторов - как безотказный двигатель для самолета.

Главное - здоровье

Во время набора в школу мальчишки с физическими отклонениями, заболеваниями легких или нарушением пищеварения сразу отсеиваются: их организмы не справятся с воздушными перегрузками.

В школу не примут тех, кто имеет неправильный прикус, дефекты носа и рост свыше 1 метра 84 сантиметра. Сломаный нос - это недостаточное дыхание, неправильный прикус - это возможные нарушения в пищеварении и проблемы при надевании кислородной маски, а летчик-великан может вообще не войти в кабину самолета. Хотя были случаи, когда парни, не представляющие свою жизнь без неба, исправляли свои физические недостатки во время учебы. Например, два года ходили с металлическими скобками на зубах, чтобы устранить неправильный прикус.

Парни поступают в школу после девятого класса. Через два года они должны быть подготовлены к поступлению в авиационные вузы. Эти два года меняют жизнь мальчишек раз и навсегда - здесь становятся военными.

Устав есть устав

Сергей Андреев, воспитанник первой роты, бывший ученик средней школы N 68 г. Барнаула:

- У меня папа - летчик гражданской авиации. И я уже с пятого класса решил, что стану таким же, как он, поэтому и поступил в летную школу. Правда, не ожидал, что здесь такой сильный пресс дисциплины. Не знаю, как у меня все в голове укладывается: мысли в ней крутятся, как пропеллер. И, наверное, это правильно, ведь для летчика голова - главный инструмент.

Жизнь будущих авиаторов организована по принципу суворовских училищ: от формы до жесткого распорядка дня. Здесь строжайшая воинская дисциплина, большинство передвижений - в строю. Есть наряды, есть наряды вне очереди, есть дневальный на тумбочке, есть увольнительные. Короче - "на войне, как на войне", все по-взрослому.

Обе роты (первый и второй курс) курируют четырнадцать воспитателей - офицеров запаса, плюс к тому еще пять кадровых офицеров. В общем, военного начальства у пацанов хватает и расслабляться им некогда. Армейское правило "солдат спит - служба идет" - не работает!

По сути мальчишки в четырнадцать лет добровольно уходят на два года в армию, а их родители еще и платят по четыре с половиной тысячи за каждый год "службы" (эта сумма, кстати, составляет семь процентов от общей стоимости содержания воспитанника).

Воспитанники школы на плацу - грудь колесом, взор орлиный, в камуфляже, с планшетами через плечо - уже не кажутся ватагой ушастых, тонкошеих сорванцов:

- Мы будем летать на истребителях пятого поколения, - серьезно заявляют "орлята", - на тех машинах, которые придут за СУ-33 и СУ-30МК, а для этого можно и "полетать" два года по нарядам ...

Как подтверждает практика, выпускники школы, поступив в военные училища, без труда адаптируются к их воинскому распорядку. Многие уже в первое время назначаются командирами отделений, помощниками командиров взводов и т.п.

Тяжело в ученье ...

Василий Жарин, преподаватель спецдисциплин, подполковник запаса, доцент кафедры "Конструкция и эксплуатация авиационной техники" бывшего Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков. Он создал три "закрытые" научные авиационные разработки, принимал участие в проектировании и строительстве советского космического челнока "Буран", короче "ходячая секретность":

- Знаете, мне иногда становится жаль наших мальчишек - слишком уж много знаний сваливается разом на их головы. С программой средней школы, конечно, не сравнить. Тут как-то к нам американские коллеги приезжали, у них примерно такая же школа как у нас. Так вот они спрашивали, как часто мы проводим для воспитанников "дни на выживание", то есть дни, когда общеобразовательные предметы совмещаются с преподаванием спецдисциплин и спортивными соревнованиями. Что им отвечать? Получается, что у нас каждый день, как "день на выживание".

Летная школа - это школа с так называемой экспериментальной площадкой. Здесь план типового среднего учебного заведения корректируется примерно на треть. Большинство предметов в летной школе пелагоги преподают по своим, авторским программам с "большим креном" в авиационную тематику.

Четыре общеобразовательных предмета - физика, математика, информатика и физкультура - преподаются углубленно. Авиационных спецпредметов в школе почти столько же, сколько общеобразовательных, и знать их в совершенстве само небо велело.

С легкой руки того же Жарина будущие летчики изучают такие предметы, как "Конструкция и эксплуатация самолета "ЯК-52", "Аэродинамика", "Конструкция авиадвигателей", "Аэронавигация", "История авиации" и так далее, всего больше десятка. Мало того, есть еще несколько кружков по интересам - "Уфология", "Авиамоделизм" и так далее.

Физическая подготовка

Преподаватель физкультуры Виталий Фарафонов (он тоже бывший педагог Барнаульского летного училища) разработал специальную двухгодичную программу физической подготовки будущих летчиков. Летчик должен иметь сбалансированный мышечный аппарат, когда все мускулы тела развиты равномерно. Хотя развитию брюшного пресса все же уделяется особое внимание - без хорошего пресса у летчика при перегрузках попросту кишки оторвутся.

Для силовой подготовки в школе есть два прекрасно оборудованных тренажерных зала. Причем тренажеры здесь не самопальные, а фирменные.

Летчик обязан быстро соображать и принимать верные решения, обладать хорошей реакцией и правильно ориентироваться в пространстве. Для этого в программу физкультуры введены несколько обязательных игровых дисциплин - футбол, волейбол, баскетбол и даже хоккей. Правда, на льду вместо шайбы используется теннисный мяч, чтобы воспитанники случайно не повредили нос или зубы. В школе есть все необходимые хоккейные прибамбасы (щитки, краги, нагрудники, каски и т.д.), а это удовольствие недешевое.

И, наконец, вестибулярный аппарат воспитанники укрепляют на "летних" тренажерах (точь в точь таких же, как в фильмах про тренировки космонавтов), которые Виталий Фарафонов лично устанавливал и закреплял вокруг школы. Мальчишки, помимо обязательных занятий физкультурой, еще и принимают участие в нескольких спортивных праздниках осенью и зимой.

- Когда две роты выстраиваются рядом, - говорит физрук, - даже ненаметанный глаз сразу отличит вторую от первой, настолько за один год ребята крепнут и мужают.

Высокие технологии

Информатику преподают в школе на десяти компьютерах "Пентиум-3", и одном "Пентиум-4". В скором времени в школе появятся еще несколько "четвертых". Школьники осваивают больше десятка различных компьютерных программ, среди которых есть достаточно навороченные, такие, как "Макро Медиа Флэш". В результате выпускники школы не только свободно работают на ПК, но и могут создавать небольшие веб-странички - это даже входит в экзамен во время обучения.

Кому сейчас легко?

Система обучения в школе вузовская, и это непривычно для вчерашних школьников. Когда воспитанник приходит на "пару", никого из преподавателей не интересует, был ли он вчера в наряде или нет, было ли у него время для выполнения домашнего задания или не было. Парень должен быть готов к занятиям в любом случае, иначе будет отчислен за неуспеваемость. Нагрузка, безусловно, тяжелая. Но кто сказал, что летчику должно быть легко?

К тому же насильно в школе никого не держат: написал рапорт об уходе и возвращайся в свою родную среднюю школу. Многие мальчишки, кстати, так и делают - в течении первых двух-трех учебных месяцев. Зато те, кто остается, уже следующим летом поднимается в небо. Правда, одни полетят за штурвалом двухместного спортивного самолета ЯК-52, а другие - только на парашюте.

Двенадцать счастливчиков

Евгений Иванов, воспитанник второй роты, бывший ученик средней школы N 114 г.Барнаула, налетал 30 часов, из которых 10 - самостоятельно:

- Полет на самолете вряд ли можно с чем то сравнить. Ни с прыжком с парашюта, ни с быстрой езде на мотоцикле, это совершенно другая вещь. Причем ощущение, что ты именно летишь, а не просто управляешь летательным аппаратом, наступает не с первого и не со второго вылета. В первых полетах все внимание сосредоточено на показаниях приборов, управлении самолетом. Это уж потом начинаешь замечать красоту неба и красоту земли. Только тогда, когда рука становится со штурвалом, как одно целое.

Уже к концу второго семестра вся первая рота условно разделяется на будущих летчиков и будущих авиаинженеров. На это разделение влияют и физические данные ребят, и их успеваемость по общеобразовательным и специальным предметам.

Но главные выводы делает военно-медицинская комиссия после того, как отобранные для летного дела мальчишки пройдут испытания в барокамере Новосибирского военного госпиталя N 333. Pаньше барокамеры были в Барнаульском летном училище, и воспитанников проверяли на прочность здесь. Теперь же ребят приходится возить в Новосибирск, так как без испытания барокамерой к управлению самолетом никого не допускают.

Перегрузки выдерживают не все. К полетам обычно допускают чуть больше трети воспитанников-первогодков. Остальные ребята станут техниками-инженерами. Но и они совершат, как минимум, по три прыжка с парашютом.

Летная практика проходит на базе Барнаульского авиационо-спортивного клуба "Pосто" и на аэродроме "Линево" возле Новосибирска. Начинающий пилот вместе с сидящим сзади инструктором выруливают самолет на взлетную полосу, получают команду на тренировочный полет, взлетают, делают легкий пилотаж и приземляются.

Больше же всего повезет тем, кто во время учебных полетов с инструктором покажет себя с наилучшей стороны. Им посчастливится самостоятельно, без сидящего сзади инструктора, поднять в небо ЯК - свой первый самолет. В прошлом году таких счастливчиков было двенадцать. В этот, самый важный день за время учебы, на аэродроме запрещается фотографироваться - плохая примета.

Парадоксально, но факт: парням, которые самостоятельно поднимают самолеты в небо, по закону еще нельзя водить автомобиль - водительские права выдают с 16 лет.

Групповая самоволка

Николай Барчан, воспитанник второй роты, бывший ученик средней школы села Михайловки:

- Даже удивительно, как быстро пролетело время учебы. Вначале очень хотелось домой, а теперь даже не знаю, как с пацанами прощаться будем. Мы и не говорим на эту тему, ведь как расставаться, когда столько всего было вместе прожито?! Некоторые из пацанов, кто особенно сдружился, хотят поступать в одно военное училище.

Сказать, что два года из жизни 15-16-летних парней проведены только в аврально-учебном режиме, тоже нельзя.

По субботам и воскресеньям - увольнительные, и тем, кто живет неподалеку от Штабки, можно выбраться домой к родителям или родным. Увольнительная длится с 15.00 субботы до 19.30 воскресенья. Однако и этот выходной еще нужно заслужить успехами в учебе.

Те ребята, которые остаются на выходные в школе и не попадают в наряд, расслабляются у телевизора, читают книжки, посещают разнообразные кружки по интересам... Самая веселая потеха для них - баня с собственноручно заготовленными вениками.

Дни рождения воспитанников в школе проходят по-военному просто. Командиры перед строем поздравляют именинника и вручают ему сладкий пирог, испеченный в школьной столовой. Вечером пирог "сметается" всем взводом.

По праздникам в школе проводят дискотеки, на которые специально приглашают девчонок из городских школ и привозят их на автобусе. Как уверяют парни, девчонки заранее пишут на бумажке свои телефоны и раздают будущим летчикам. После таких вечеринок в увольнительную в Барнаул собираются даже те, у кого там нет родственников.

На "летные" дискотеки подтягивается и местная молодежь: из Штабки и поселка Лесного. Поначалу между воспитанниками и "местными" возникало некоторое недопонимание на почве амурных дел. Одного парня из школы местная братва специально встретила на остановке и отдубасила. Этим же вечером в школе произошло ЧП - две роты воспитанников как по команде сорвались к Дому культуры Штабки. Парни не буянили, не дрались, а просто окружили очаг культуры и постояли несколько минут. Но этого хватило, чтобы всем в округе стало понятно, кто есть кто.

Кстати, за этот демарш из школы никого не отчислили, хотя обычно за самоволку, организацию драки или выпивку отчисляют молниеносно.

Школа для мужчин

Нынче Барнаульская школы-интернат с первоначальной летной подготовкой будет выпускать 85 воспитанников. Конечно, не все из них свяжут свою жизнь с авиацией или воинской службой - некоторые будут поступать в гражданские вузы.

Вчерашние расхлябанные девятиклассники во время учебы прямо на глазах мужают и крепнут - сказывается усиленная физическая подготовка по три часа в день. Но дело, конечно, не только в ней. По словам родителей, их мальчишки начинают как-то серьезней, взрослей смотреть на жизнь, перестают дерзить, нервничать по пустякам... В общем пацаны здесь становятся мужчинами.

Справка "КП"

Школа носит имя нашего земляка Героя Советского Союза Константина Павлюкова, погибшего в Афганистане. Стипендия его имени для лучшмх воспитанников учреждена братом Героя, предпринимателем Вячеславом Павлюковым.

За годы существования школа выпустила около 1200 воспитанников. Сейчас в ней обучаются 250 человек.

92 процента выпусников поступают в вузы, из них 70 процентов в высшие военные учебные заведения: Московскую академию им. Жуковского, Санкт-Петербургскую академию им.Можайского, Иркутский и Красноярский военно-авиационные институты и т.д..

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость