Образование

РазъЕдинение

Поводов для встречи и разговора с Геннадием Лаврентьевым, проректором АлтГУ, профессором и доктором педагогических наук, нашлось два. Первый - в конце прошлого года Геннадию Васильевичу была присуждена премия правительства РФ в области образования за 2003 год за научно-практическую работу по подготовке кадров для образовательных комплексов. А второй повод – одна из новых поправок к краевому Закону "Об образовании", которая предписывает школам Алтая интегрировать с детскими садами, чтобы, кроме муниципального финансирования, получать еще и субвенции из края.

Пока администрации школ и детских садов только осознают, с чем им придется столкнуться. Геннадий Васильевич же не понаслышке знает, что такое образовательный комплекс. Потому что работает в одном из крупнейших российских комплексов в сфере образования и является одним из его основателей. Что это за система и к чему может привести ее созданиепрофессор Лаврентьев рассказал корреспонденту "СК".

- Сегодня АлтГУ - крупный образовательный комплекс, в котором задействованы тысячи кадров. Тот факт, что в системе образования создаются и существуют такие гиганты, это своего рода потребность времени или стремление быть конкурентоспособными?

- Моя личная точка зрения - это потребность развития общества в целом. Если посмотреть на систему организации образования в развитых странах, можно с печалью для себя констатировать, что мы отстаем от них в этой области. Американская модель образовательного комплекса, когда в структуру университета входил колледж с двухгодичной (по сути, наше СПТУ) и четырехгодичной (по-нашему, бакалавриат) программами обучения, существовала давно и хорошо работала.

У нас же постоянно происходят колебания. ПТУ возникли после Великой Отечественной войны, когда надо было поднимать заводы; педагогические институты сначала были двухгодичными, потом четырехгодичными, позже - пяти. Теперь волна пошла назад, возвращаемся к системе бакалавр-магистр.

И в то же время тенденция, о которой мы говорим, это естественный ход развития образовательных систем во всех странах, в том числе и в нашей. Сейчас у нас умирает система среднего профессионального образования, а она не должна умирать. Чтобы ее сохранить, необходима интеграция с вузами. То есть в вузе на равных правах может существовать и среднее профессиональное образование, и высшее профобразование. Уровень первого возрастет, если мы будем доверять его преподавателям университетского уровня. Среди преподавателей техникумов лишь единицы имеют ученую степень.

- В 2004 году классический университет выполнял госзаказ по усовершенствованию деятельности многоуровневых образовательных комплексов. В чем состояла его суть?

- Перед тремя вузами: Кабардино-Балкарским, Кемеровским и Алтайским государственными университетами - федеральное агентство по образованию и науке поставило задачу найти пути организации таких комплексов и разработать для них юридическую составляющую. Иными словами, нужно было написать работу о том, как их делать. Чтобы слить техникум и вуз в одну структуру, надо распустить коллектив того и другого, организовать новое учебное заведение, пройти лицензирование. Так было раньше. И не существовало документации, которая бы облегчила этот процесс. Все три вуза предложили свои разработки.

Сильнее всех выглядел Кемеровский университет, который разработал комплекс с довузовской подготовкой. Мы предложили свой подход к организации, заострив внимание на дополнительной послевузовской подготовке.

- Возможно ли наложение такой модели университетского комплекса на любую общеобразовательную школу Алтайского края?

- Это нереально. Основная беда той же школы - отсутствие кадрового потенциала для решения проблем образовательного комплекса. Допустим, кемеровчане, работающие в этом направлении, создали комплекс, в который вошли инновационные школы, лицеи, гимназии, колледжи и даже детские сады. А самое главное, его стержнем является университет. Почему? Он организует работу всей системы и обеспечивает ее качественным преподавательским составом. Достаточно сказать, что большое количество директоров школ Кемеровской области имеют степень кандидатов наук. Замечу, что создание этого комплекса шло с 1989 года. Это не месяц, не год и не два.

Если переложить университетскую модель комплекса на какую-нибудь одну очень продвинутую школу Алтайского края, у среднего общеобразовательного учреждения просто не будет ядра, чтобы поднять деятельность детского сада на высокий уровень. Интеграция в данном случае не даст никакого эффекта.

- Если чиновники от образования все-таки настоят на создании комплексов на базе школы, к чему это приведет?

- Самый печальный итог - разрушение той системы, которая уже сложилась и худо-бедно работает. А кроме того, своими действиями чиновники размажут усилия того звена, которое стабильно и хорошо работало.

Могу предположить, почему краевые власти пошли на это. В связи с прогнозируемым демографическим спадом они не знают, что делать с теми учителями, которые останутся не у дел. Как в этом случае задействовать школы, чтобы не случилось кризиса в этой системе образования?

С трудом верится, что кризис можно будет миновать. С реформами, касающимися содержания образования, наши учителя научились смиряться. Но вот когда нововведения коснутся лично их, тут уж будет не до смирения.

Справка "СК"

В университетский учебный комплекс "Алтайский государственный университет" входят: Алейский, Каменский, Михайловский и Славгородский лицеи; четыре гимназии в Барнауле - № 3, 27, 40, 86; 39 МОУ (муниципальное образовательное учреждение) в Барнауле, 12 МОУ в городах Алтайского края, девять сельских школ Алтайского края, два краевых детских центра; два представительства в Новокузнецке и селе Михайловском; филиалы в Белокурихе, Бийске, Камне-на-Оби, Рубцовске и Славгороде; шесть колледжей: Михайловский химико-технологический, колледж социальных наук, гуманитарных наук, информатики, электроники и инженерной физики, экономический и математический лицей в Барнауле.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость