Образование

Реформа образования коснется всех

Правительство РФ решило поднять уровень российского образования до европейских стандартов. Для этого в ближайшее время оно планирует провести реформу образования. В вузах вместо пяти лет обучения будет шестилетняя двухуровневая система образования, состоящая из бакалавриата и магистратуры. В школах введется 12-летнее обучение и добавится "нулевой" класс. Некоторые образовательные учреждения будут сами зарабатывать деньги. Для этого их реорганизуют в автономные учреждения (АУ) и Г(М)АНО - государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации. А для того чтобы стать студентом, нужно будет сдать либо ЕГЭ, либо побеждать в олимпиадах, либо взять кредит на обучение у государства.

Чтобы узнать о реформе более детально, мы встретились с председателем краевого комитета по образованию Юрием Денисовым.

- Концепцию реформы называют радикальной. А в чем она заключается?

- Радикальность реформы заключается в том, что она коснется всех ступеней системы образования: садика, школы, вуза. В соответствии с новой концепцией меняется главная цель образования. На первое место ставится не только объем получаемых знаний, а умение использовать и применять их на практике. Если раньше процесс обучения был направлен на функциональную подготовку человека в зависимости от той отрасли, в которой он будет работать, то теперь целью образования становится всестороннее развитие учащегося.

Решение всех социально-экономических проблем общества зависит от личной карьеры каждого члена этого общества. Опыт других стран показывает, что минимальный срок для того, чтобы подготовить к профессиональному дальнейшему самостоятельному обучению ученика, нужно минимум 12 лет. И это одна из принципиальных особенностей реформы.

- Для обновленной системы образования будет нужна переподготовка учителей. Педагогам потребуется знание менеджмента, чтобы решать управленческие проблемы. Как будете решать проблему кадров?

- Эта проблема в реализации реформы - ключевая. Будущие педагоги должны очень хорошо знать менеджмент, владеть навыками в области экономики и финансов. Некоторые трудности сегодняшнего дня объясняются нехваткой педагогов-управленцев. С тем, чтобы решить эту проблему, мы в профессиональные образовательные учреждения, которые готовят педагогов, внедряем систему менеджмента. Также вносим изменения в учебные планы и в систему повышения квалификации.

- Найдутся ли в крае деньги для осуществления реформы?

- Пока нет полной ясности, за что именно в процессе реформирования будет отвечать край. Но в какой бы ситуации он ни был, он найдет средства для решения этих проблем. Сегодня на образование тратится треть консолидированного бюджета края - это 7 с лишним миллиардов рублей. Другой такой отрасли, на которую бы тратилась похожая сумма, нет. Доля местных бюджетов в финансировании образовательных учреждений составляет 60%. Крайне важным является вопрос о привлечении в сферу образования внебюджетных средств. Появилось много международных фондов, которые инвестируют деньги в образование и в детские программы. У нас таких фондов пока нет, и нам нужно создавать структуру, которая бы взаимодействовала с ними.

- Будущая реорганизация вузов предполагает бюджетные места для абитуриентов?

- Бюджетный набор был и будет независимо от проводимых реформ в системе высшего профессионального образования. Законом РФ "Об образовании" за государством закреплено обязательство обучать 170 студентов на 10 тысяч человек за счет средств федерального бюджета. В крае эта цифра ниже - 158 человек. Места по бюджетному набору распределяются среди вузов на конкурсной основе. Если в целом по России количество бюджетных мест в этом году сократилось на 7-17% (в основном по непрофильным для вузов специальностям), то в наших вузах эти сокращения менее одного процента. В этом году, как и в предыдущем, в крае действовала система целевого приема, ориентированная прежде всего на выпускников сельских школ и абитуриентов педагогических университетов.

- Реформа предполагает введение государственных возвратных субсидий. Если студент не поступил по бюджетному набору, то он может получить деньги на обучение из госбюджета с обязательством по окончании вуза отработать долг. Получается, что студент не сможет уйти в частную фирму?

- Вопрос о трудовом распределении стоит очень остро. С одной стороны, студенту по окончании вуза хочется иметь хорошую работу. С другой стороны, государство на обучение студента тратит большие средства. Когда специалисты уходят в частные организации, то государство не получает от них эти деньги. Введение возвратных субсидий направлено прежде всего на повышение доступности качественного образования. Однако из-за недостаточно проработанной нормативно-правовой базы, ограниченности возможностей краевого бюджета она практически не работает. Сейчас на краевом и федеральном уровнях разрабатываются предложения об участии частного бизнеса, предпринимателей и работодателей в подготовке специалистов.

- Для того чтобы уравнять возможности при поступлении сельских и городских абитуриентов, вы проводите реструктуризацию сельских школ: маленькие закрываете, а детей переводите в более крупные школы…

- Реструктуризация дает возможность повысить и качество обучения, и более эффективно использовать наши ресурсы. Сейчас мы создаем модели реорганизации школ по районам, чтобы на плановой основе начать их внедрять. В крае 153 школы, где количество учеников не превышает и десятка. Конечно, мы будем пытаться сохранить эти учреждения, но форма, в которой они останутся, будет напрямую зависеть от модели реструктуризации. Это могут быть и филиалы общеобразовательных школ, а могут быть школы-детские сады. Наш край очень сильно нуждается в садиках. На очереди стоит много семей: 23000 городских и 5000 - сельских.

Край участвует в конкурсе на получение грантов Национального фонда подготовки кадров, которые направлены на внедрение апробированных в других территориях моделей реструктуризации образовательных сетей. Но независимо от того, будут гранты или нет, работа в крае будет продолжена. И сейчас мы предпринимаем все меры для поиска резервов и ресурсов для того, чтобы сделать реструктуризацию более эффективной и сократить время решения наболевших проблем.

Реструктуризация не единственное проводимое в крае мероприятие, направленное на повышение доступности высшего образования для выпускников сельских школ. Одними из первых мы приняли участие в эксперименте по проведению ЕГЭ. По итогам двух лет эксперимента число поступивших в вузы из сельской местности увеличилось в среднем на 7%. Идет оснащение сельских школ компьютерной техникой, учебными материалами для медиотек, лабораторным оборудованием. Однако проблема существует, так как более 80% школ в крае - сельские.

- Как будет решаться вопрос с обеспечением антитеррористической безопасности школьников на территории края?

- Вопрос антитеррористической безопасности, к своему сожалению, актуальности не потерял. Это заставляет нас активнее решать те проблемы, которые перед нами стоят. Есть два момента: организационный и технический. Что касается организационного момента, то совместно с другими структурами края разъяснительная работа ведется регулярно. Проблема с тревожными кнопками в данный момент решается. Они установлены в 420 школах и 215 дошкольных учреждениях. Также там есть телефоны с определителем номера. А вот металлоискателей у нас нет. Только в 29 школах охрана осуществляется специализированными охранными предприятиями. Ссылки на отсутствие средств не могут служить оправданием в этом важном вопросе. И сейчас в краевом комитете по образованию вводится должность помощника председателя комитета по вопросам антитерористической безопасности с целью повысить эффективность работы образовательных учреждений и муниципалитетов в этом направлении.

- Будет ли решаться вопрос с обеспечением образовательных учреждений края противопожарными системами?

- Обеспечение безопасности детей во всех образовательных учреждениях края для нас сейчас является самой главной задачей. И не только потому, что этого требуют от нас соответствующие надзорные органы и их заключение является необходимым условием открытия садика, школы или вуза. Безопасность напрямую связана со здоровьем наших детей. А этот показатель, к сожалению, не тот, которым можно было бы гордиться.

Проблемы накапливались годами. Их не решить сразу, за месяц, за год. Содержание детских садов и школ, а следовательно, и обеспечение безопасности - ответственность муниципалитетов. В последние два года за счет краевого и федерального бюджетов приобретены системы пожарной сигнализации для учреждений с круглосуточным пребыванием детей, установлено более 500 устройств защитного отключения электрических сетей. Недавно мы закупили резервные запасы первичных средств в пожаротушители.

В поддержку муниципалитетам в комитете разработана краевая программа "Безопасность образовательных учреждений", которая, я надеюсь, в этом году будет принята и обеспечена финансированием. Средства из этой программы, так же, как и из других краевых целевых программ, будут поступать в муниципалитеты на условиях софинансирования. Система равномерного распределения - всем по ложечке - это несовременный подход к решению этих проблем.

Подготовила Наталья ПРОВОРОВА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость