Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

Школьников разделят на Пушкиных и Менделеевых

Дискуссии о школьной реформе ведутся давно. Еще не утихли страсти вокруг единого государственного экзамена, как заговорили о появлении с 2005 года во всех школах спецклассов — гуманитарных, математических, экономических. А с 1 сентября нынешнего года в большинстве школ страны 9-е классы станут профильными — такая концепция разработана в Министерстве образования. Кто тогда будет преподавать в школах? Каким образом учеников будут делить на математиков, гуманитариев и экономистов? А если кто-то из ребят так и не определится в выборе? Ответы на эти и другие вопросы старался найти корреспондент «СК».

Зачем нужно профобучение?

Разные новшества в системе школьного обучения стали появляться еще во времена перестройки. Уже тогда говорили о том, что обучение старшеклассников должно быть более индивидуализированным, а значит, и более эффективным. К 15−16 годам многие подростки начинают строить жизненные планы, и им необходимо помочь раскрыть свои творческие способности, подготовить к приобретению будущей специальности. Но между высшим и средним образованием всегда существовал разрыв. Чтобы его как-то устранить, в течение последних 10 лет создавались в наиболее передовых школах классы с математическим уклоном или с биологическим. Только подобная инициатива шла снизу, от директора, учителей. А теперь Министерство образования решило привести все это в единое русло и выработать единую концепцию профильного обучения старшеклассников для всей России.

Как будут учить в профильных классах?

Возьмем, к примеру, класс гуманитарного профиля. Базовыми предметами будут математика, естествознание и физкультура. Профильными предметами станут русский язык и литература, история, обществоведение, искусство, то есть филологу учить математику все равно придется. А еще придется изучать курсы, определяемые школой. Обычно школа предлагает пять-шесть курсов, из которых три — на выбор ученика.

В профильном классе не учебные четверти, а семестры, как у студентов. И ведут профильные предметы, как правило, вузовские преподаватели. Например, в гимназии № 40 на занятия в класс истроико-политологического профиля приходят преподаватели истфака АГУ Александр Шамшин и Татьяна Соболева.

А ученики физико-математического класса посещают математический лицей и физический колледж, входящие в структуру университета. Естественно, по профильным предметам знания у ребят более глубокие, выходящие за рамки обычной школьной программы.

Куда девать неопределившихся?

Как быть, если ученик, оканчивая девятый класс, все же не определился с профилем? Перевести его в другую школу?

Галина Стерлигова, заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 40:

— Перевод в другую школу, наверное, тоже не выход. Существует такое понятие, как привязанность: к директору, учителям, одноклассникам, просто школьным стенам. Большинство ребят не хотят после 9-го класса уходить из школы. И как не помешать ребенку сделать правильный профессиональный выбор, действительно, проблема. А вдруг он решит, что ни один из предлагаемых профилей ему не подходит? Тут нужны и гибкий индивидуальный подход, и мудрость педагогов. Я знаю примеры, когда ребята, окончившие математический класс, стали и врачами, и даже историками. Но полученные в школе знания им, наверное, не помешали.

Учителям придется перестраиваться

Изменение системы школьного обучения заставит «подтянуться» и самих учителей. Особенно в тех школах, где нет договоров с вузами. Учителям придется перелопатить большое количество дополнительной литературы, потому что ученики, заинтересованные в глубоком изучении предмета, могут задавать отнюдь не детские вопросы. Значит, потребуется переподготовка педагогических кадров.

А каждый ли учитель сможет осилить возросшую нагрузку, да и захочет ли при маленькой-то зарплате? А как быть сельским школам, где в некоторых классах всего-то по 10 учеников и у учителей порой нет всяких там новомодных пособий, а тем более вузовской литературы?

Обшеобразовательные школы останутся

Светлана Иванова, заместитель руководителя департамента общего образования России в Минобразовании, сообщила корреспонденту «СК», что речь вовсе не идет о ликвидации общеобразовательных школ. Ведь в профильные классы идут ребята, нацеленные на поступление в вуз. Но не все выпускники школ хотят стать студентами. Создавать в школе профильные классы или нет — решать местным чиновникам. Но в некоторых городах существуют только гимназии гуманитарного профиля. А куда идти технарям и математикам? Разработанная концепция и должна навести порядок в обучении старшеклассников.

Когда корреспондент «СК» обратился за комментарием в городской комитет по образованию, там ответили, что пока еще ничего не ясно и не стоит лишний раз будоражить общественность. А Александр Слажнев, заместитель краевого комитета по образованию, предположил, что массового профильного обучения не будет, потому что далеко не все школы и учителя к этому готовы.

Барнаульский опыт

Гимназия № 40. Первый профильный физико-математический класс там был создан в 1987 году. Руководство школы заключило договор с физическим и математическим факультетами Алтайского госуниверситета. Профилирующие предметы вели университетские преподаватели. В 1992 году средняя школа № 40 получила статус гимназии и тогда уже договор был заключен со всеми факультетами АГУ. Сейчас в гимназии шесть профильных классов: филологический с углубленным изучением иностранного языка, физико-математический, экономический, историко-политологический, химико-биологический, социологический. В середине 90-х учиться сюда приезжали ребята с городских окраин и даже из сельской местности. Но не только в этой гимназии существует профильное обучение. У гимназии № 42 — физико-математический профиль. В лицее № 86 есть и математические, и гуманитарные классы. В гимназию № 123 приходят вести занятия университетские преподаватели с филологического факультета. В гимназии № 45 старшеклассники слушают спецкурсы по истории, литературе, математике. А у лицея № 124 — техническое направление. Ребята углубленно изучают физику, химию, математику, черчение. У лицея — крепкие связи с Алтайским государственным техническим университетом.

Как «сортируют» учеников

Все начинается в середине 9-го класса. Но спецкурсы по различнымм предметам ребята слушают уже в восьмом классе. Поэтому время определиться с дальнейшим профилем у них есть. Проводятся собеседования и тестирования, работает психолог.

Многие ребята приходят по объявлению во время весенних каникул (собеседование ведется в здании АГУ). Еще один набор проводится в июне, после того как девятиклассники сдадут экзамены. Порою труднее разговаривать с родителями, чем с учениками, потому что приходится объяснять, что в таком-то классе вашему ребенку будет легче учиться, а в таком-то труднее, не лучше ли сменить профиль или вообще продолжить обучение в общеобразовательной школе?

Кстати, в Министерстве образования предлагают разбить девятые классы на группы и читать каждой группе отдельный спецкурс. Если он ученику не понравится, можно перейти в другую группу. А к десятому классу подросток якобы определится с выбором.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость