Образование

Ушли в «дяди Васи». Необычная автомастерская: научные сотрудники чинят машины с конструкторским азартом

«Я – осколок конструкторского бюро, а он – из научно-исследовательского института… Однажды встретились и решили работать вместе. И так уже лет девять», – Александр Иванович рассказывает, как повороты в жизни страны привели двух научных сотрудников с солидным стажем в автомастерскую. Теперь Александр Иванович Пашнин и Анатолий Львович Квин*, по-прежнему называя друг друга по имени-отчеству, консультируют автолюбителей со всей России. В Барнауле они имеют стойкую репутацию мастеров, способных разобраться с самой проблемной машиной.

Банальное самообразование

Условия задачи: начало 90-х, полная стагнация в научных и проектных институтах, конструкторских бюро. Сотрудников отправляют в принудительные отпуска. Зарплаты не платят.

Вариант решения:

«Никто не брал никуда работать – на дворе начало 90-х, – рассказывает Александр Иванович. – Продал квартиру (деваться было некуда!), на эти деньги купил два гаража близ Барнаульской нефтебазы. По образованию я радиоинженер, с машинами дела никогда не имел. Но институт ведь дает навыки искать информацию, работать с ней. Первое, что я сделал, – взял книгу «Ремонт двигателей зарубежных автомобилей». Прочел пять раз с карандашом в руке и после этого понял: что-то про автомобили знаю. Банальное самообразование».

Анатолий Львович: «Время было такое, инженеры и кандидаты наук уходили в «дяди Васи». Вот и я ушел в «дяди Васи» из АНИТИМа, преподавал какое-то время в техническом университете».

70% успеха – голова

Условия задачи: автомастерских становится все больше, конкуренция растет, оборудование дорожает.

Вариант решения:

Александр Иванович:

«Диагносты говорят, что 30% успеха дает аппаратура и 70% обеспечивает голова. Нужно очень хорошо знать процесс, и Анатолий Львович этим отличается. Он очень упорный, доскональный. Там, где у меня не хватает взять напором, он берет въедливостью – просмотрит все сайты в Интернете, и в конце концов проблему удается решить.

Года два назад мы прямо приуныли. Наши клиенты, которые раньше ездили на «Жигулях» и старых иномарках, пересели на новые машины, у них три года сервисного обслуживания... Но это время проходит, и клиенты стали потихоньку возвращаться. Сами понимаете, мы работаем, чтобы свои издержки погасить, а у дилеров совсем другие затраты.

Лет восемь–десять назад было проще зарабатывать. Я приходил на работу, и у меня уже была очередь человек в десять, в год у нас бывало до тысячи машин. В мастерской работали несколько ребят – сейчас у каждого из них свой бизнес».

Анатолий Львович: «В крупных центрах другая технология ремонта: выбросить деталь и поставить новую, пусть для клиента это и дороже. А у нас находить иное решение – старая привычка. Мне поэтому больше нравится японские автомобили ремонтировать, потому что в каждой машине что-то новое, а в наших – с закрытыми глазами и только мышцы напрягать, чтобы болты открутить ржавые».

Александр Иванович: «Сейчас у нас на двоих пять компьютеров. У Анатолия Львовича любимое занятие – консультировать пол-России по Интернету».

Анатолий Львович: «Интернет – это большой отдых. Я считаю, в школах нужно преподавать методы адаптации. Люди зачастую не могут приспособиться к изменяющимся условиям, и от этого много негатива в жизни».

* Отец Анатолия Львовича – известный барнаульский писатель Лев Квин.

Справка

Александр Иванович Пашнин окончил Новосибирский электротехнический институт, учился в аспирантуре в Московском институте химического машиностроения. Работал в опытном конструкторском бюро сначала старшим инженером, затем начальником отдела, главным конструктором. Занимался автоматизацией химических процессов и приборо­строением.

Анатолий Львович Квин в АНИТИМе был конструктором, заведующим конструкторским сектором, научным сотрудником, заведующим лабораторией. Работал над диссертацией в Московском автомеханическом институте. На моторном заводе работают линия по производству шпилек головки блока, установки для штамповки, разработанные и внедренные при его участии. Разработки Квина есть на «Уралвагонзаводе», на «Россельмаше», на предприятиях в Рубцов­ске, других городах.

Цитата

Александр Пашнин:

– Однажды в начале 90-х я сунулся на станцию техобслуживания… Знаете, со мной ТАК поговорили!.. Тогда я понял: нельзя так не только машины ремонтировать, но и с людьми разговаривать.

В мастерской

Ученые сами изготовили устройство аварийного отопления – тепловую пушку, которая позволяет быстро обогреть помещение. За основу взяли обогреватель БТРа.

Когда проектировали второй этаж, возникла проблема, как на него подниматься. Решили спроектировать лифт: посчитали максимальный вес, нашли грузоподъемные механизмы и сделали. Теперь подъем на второй этаж занимает несколько секунд.

Про машины и ремонт

В Японии не учитывают удобство обслуживания автомобилей, похоже, даже задачи такой нет! Когда мы начинаем разбирать, очень часто поминаем японцев, их мать и их подход к конструированию.

Беда нашего автомобиле­строения – материалы низкого качества и постоянные ограничения конструкторов. В японских машинах одна крышечка крепится тремя разными болтами. У нас никогда бы этого не допустили. У них главный – конструктор, а у нас – снабженец.

В конструкторском бюро что было плохо?.. Сообразишь, как сделать, – а нужно еще подготовить документацию, со всеми службами согласовать, и на это полгода-год уходит. А сейчас мы делаем это в течение дня. У нас везде мел лежит. На стене быстренько эскиз набросали. Годится? Пошли и сделали. И с инженерной точки зрения так намного интереснее.

Нам легко работать вдвоем. Мы не пьем и не курим, у нас в этом плане самодисциплина железная. Клиенты все знают об этом и даже закурить у нас не пытаются.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость