Образование

В расписании – закон Божий?

На прошлой неделе в Барнауле педагоги и священнослужители рассуждали о внедрении в школьную программу предмета «Основы православной культуры». Это и определило тему нашей очередной дискуссии

Виталий Сафронов, руководитель фракции КПРФ в Алтайском краевом Законодательном собрании:

Чтобы ребенок привыкал стоять на коленях

– Православие у нас ведущая религия, но есть и другие: ислам, католицизм, протестантизм, буддизм, даже язычники есть. Тоже древние и тоже интересные. Вопрос: почему для изучения выбрана только одна? Может, лучше ввести предмет «История различных религий»? Изучение одной религии может привести к негативным последствиям, создать напряженность в обществе. Если я, например, мусульманин и меня заставляют изучать историю православной культуры, а мой аллах запрещает мне это, что делать?

Второй момент: любое изучение религии должно быть факультативным и проходить только с согласия родителей (не забывайте, что у нас в стране достаточное количество атеистов). Чтобы было не по-казенному: урок есть, значит, надо ходить. А потом тебе еще и двойку поставят, в следующий класс не переведут, потому что ты атеист-безбожник…

На мой взгляд, высшие достижения православной культуры – это наши Пушкин, Достоевский, Толстой и другие великие творцы. Сегодня перед ними преклоняется весь мир, а у нас в школах идет обратный процесс: сокращается количество часов на изучение русского языка, русской и советской литературы. Взамен предлагают изучать, какой патриарх в какой ризнице жил. Надо как можно больше раскрывать историю нашей страны, чтобы это открывало детям глаза на будущее!

Сегодня церковь и наша правящая элита живут в гармонии. Говорю я так не потому, что я коммунист и оппонент существующей власти, а потому, что это невооруженным глазом видно.

Прихожане в основном бедные люди, старики-пенсионеры, которые идут в церковь, потому что их задавила социальная несправедливость. Я ни разу не слышал, чтобы Патриарх всея Руси или кто-то на уровне местного епископа встали на защиту этих людей, спросили, почему государство платит нищенские зарплаты и пенсии. Они молчат.

Зато наша элита облагораживает их: новые храмы, земельные угодья, льготы… Видно, что церковь используют для умиротворения: чтобы человек молился, а не шел на площадь протестовать.

А теперь хотят с детства толкнуть туда ребенка, чтобы он привык стоять на коленях перед теми, кто его эксплуатирует. Я и многие мои товарищи против этого насилия над личностью. В управлении по образованию сидят послушные чиновники, которые делают то, что им говорят. Все мы знаем, какой у нас министр просвещения Фурсенко. Гнать его надо давным-давно.

Сергей Уколов, директор средней школы села Шипунова:

Такие уроки детям нужны

– Я, как преподаватель литературы по специальности и как директор школы, только за введение спецкурса «Основы православной культуры». Хоть по минимуму: если уж ты не посещаешь церковь, то должен «построить» храм в своем сердце.

Мне кажется, такие уроки детям нужны. Да, я слышал, что по поводу православия разгорается дискуссия: почему не вводятся спецкурсы основ других конфессий – мусульманства, католицизма… Но, во-первых, у нас страна православная. А во-вторых, думаю, что, например, в Татарстане будут преподавать основы мусульманской культуры. Нельзя же всех под одну гребенку.

В нашей школе с этим проблем не будет – учатся в основном славянские ребятишки. Единственное – пока непонятно, кто будет вести этот курс. Думаю, что с введением спецкурса все же возникнет кадровая проблема. На пустом месте сразу ничего не родится. Но человек, который будет вести основы православной культуры, должен быть высоконравственным. На мой взгляд, преподавателю спецкурса совсем не обязательно носить нательный крест, ходить на службы в церковь. Главное – чтобы ему верили дети, наши ученики. Поверят трудовику – он будет основы вести. Поверят физруку – он. Если мне доверят, то я. В нашей школе много достойных педагогов, которым ребятишки доверяют. Но я против того, чтобы эти занятия были введены сразу во всех российских школах: опыт показывает, что «по всей стране и немедленно» не дает положительного эффекта.

В Шипунове есть церковь, но дети туда практически не ходят. Из 650 учеников нашей средней школы я ни разу никого не видел на службах. О том, что будет введен спецкурс, ребята явно не слышали. Во всяком случае они еще никак на это не отреагировали. Относительно реакции церкви на то, что преподавать основы православной культуры могут неверующие люди… Не думаю, что это проблемный вопрос. Ведь педагоги будут рассказывать, например, о рублевской живописи, о нашей летописи: а это культура и история нашей страны. Именно такие «экскурсы» в историю в конечном итоге повлияют на душу ребенка в положительном смысле. Только произойдет это не завтра и не через неделю. Пройдут годы, а может быть, и десятилетия, когда общество получит новое поколение. Поколение людей, которые будут верить в то, что у них есть душа.

Дьякон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, миссионер:

Для начала спросите население

– Я не очень-то верю в то, что даже наше церковно-педагогическое сообщество готово к нововведениям, к реализации такого проекта в ближайшее время.

Мне действительно очень тревожно, потому что все это может быть опасно. Если такой сырой проект будет запущен в массы, мы можем получить обратный эффект. Для начала пусть потенциальные педагоги хотя бы докажут, что они могут интересно говорить на православную тему для светских людей, не обидев тех, кто нерусской национальности или неправославного вероисповедания.

Церковные газеты сегодня много пишут о проекте ОПК. Но попробуйте найти там хотя бы одну статью о неудачах! Не найдете. Это ненормально. Поскольку нет у нас равного разговора об удачах и неудачах, мы и не знаем, как правильно преподать в России православие.

В необходимости курса я сомневаюсь еще и потому, что если он будет факультативным, по желанию родителей, то тогда зачем называть его на языке «новояза» – «основы православной культуры»? Лучше прямо назвать – Закон Божий. То, что Министерство образования пока разрешает, – это действительно Закон Божий. Получается, все равно православное слово не выйдет за рамки православного детства. То есть мы будем обращаться к детям наших же прихожан.

Очевидно, что подобный предмет может быть обязательным в светской школе только в том случае, если он носит свет­ский характер. Тогда совершенно естественно, что специалистов должны готовить светские университеты. Другое дело, если задача преподавателя мыслится как обучение детей технике Иисусовой молитвы, глубокого воцерковления и т. д., понятно, что такого преподавателя свет­ский вуз воспитывать не возьмется. Тогда вопросом будет правоприсутствие религиозного проповедника в светской школе: его полномочия и права, в частности право обращаться к многонациональной и восприимчивой детской аудитории.

Для начала нужно хотя бы спросить русское большинство населения: насколько серьезно оно относится к православию? Рады они про него слышать в школах или нет? Если объявить сейчас с 1 сентября мобилизацию всех священников в школу, то боюсь, что мы получим слишком много случаев отвращения к религии. Ничего не будет к 2009 году, уверяю вас. Я общаюсь с чиновниками из Минобразования, которые отвечают за этот проект, и они разводят руками: мы не видим оснований для оптимизма Московской патриархии в разговорах о введении ОПК! Договоренности-то еще нет. Чиновники осторожны, они не называют сроки. Сама по себе идея их еще не убедила.

Сергей Боженко, архитектор, художник, писатель:

Это – часть культуры

– Не зная истории религии, ориентироваться в системе культурных ценностей, ориентироваться в этой жизни вообще невозможно. И преподавать этот спецкурс должны духовные персоны, я думаю, этот естественно. У нас просто нет учителей, которые могли бы преподавать основы православия на должном уровне, ибо мы все стихийные атеисты – мы рождены при советской власти.

Но я, честно говоря, боюсь, что будет какое-то однообразие. Как художнику дается вся палитра цветов, так молодому человеку должна даваться история всех религий. Он должен иметь право выбора. Но это не все. Человек должен объективно воспринимать все реалии, которые существуют не только у нас – в мире. Новому подрастающему поколению надо быть людьми мира, быть высокообразованными, а не загнанными искусственно в какую-то одну колею. Хотя я понимаю, что вся наша история связана с православием и надо знать православие и знать его глубоко. Это часть культуры, и искусственно ее отсекать – как можно?

Ангел и Красная Шапочка

«Ангел: – Здравствуй, Красная Шапочка.

Красная Шапочка: – Здравствуй, Ангел. Слушай, а вот Волк говорит, что тебя нет и Бога нет.

Волк: – Конечно, нет.

Красная Шапочка: –Да вот же он стоит, Ангел.

Волк: – Это галлюцинация, обман зрения.

Красная Шапочка (обращаясь к залу): – Ребята, скажите, есть Ангел или нет?

Зал: – ...

Волк: – Глупости все это. Пойду-ка лучше послушаю тяжелый рок. (Уходит)».

Из книги «Основы православной культуры в первом классе: Книга для учителя»./Сост. О.К. Харитонова под ред. протоиерея В. Дорофе­ева. – М.: Издательский дом «ПОКРОВ», 2002. (Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви.)

следует ли отводить определенное место религиозным знаниям впрограмме общеобра-зовательной школы?

В школе недолжно быть места религии – 20

По желанию учеников или их родителей вшколе можно изучать основы религиозной нравственности – 60

Нужно восстановить преподавание Закона Божьего всредних школах для всех желающих – 12

Другое – 1

Затруднились ответить – 8

Опрос 1600 россиян проведен 18–22 января 2008 года Левада-Центром.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость