Образование

Вузы края - что изменится?

Что принесет выпускникам школ и абитуриентам вузов единый госэкзамен? Почему наука в крае развивается с трудом? Как зарабатывают вузы? Как борются в университетах со взятками? На эти и другие вопросы о высшей школе в Алтайском крае, о том, что ждать вузам в 2003 году, - наш разговор с Валерием Брюхановым, ректором Алтайского государственного медуниверситета, председателем Алтайского союза ректоров.

Единый госэкзамен не уравняет выпускников школ

- Валерий Михайлович, могли бы вы рассказать о новшествах в алтайской высшей школе, которые появятся в 2003 году?

- В системе образования края установится преемственность между средним и высшем образованием. Много говорилось, что средняя школа дает образование, недостаточное как база для высшего. В связи с чем и рождались репетиторство, натаскивание, подготовительные курсы. Введение единого госэкзамена (ЕГЭ) должно устранить это препятствие. Человек сдает один экзамен, который засчитывается и как выпускной в школе, и как вступительный в вуз.

Какова моя позиция по ЕГЭ? Нам надо применить пословицу "Поспешай медленно". Эксперимент надо провести в ограниченных масштабах: для школьников единым будет только один экзамен - по математике. Вузы тоже будут участвовать не все. Дали согласие классический университет (АлтГУ. - Прим. "СК"), технический и барнаульский педагогический университеты. Негосударственные вузы будут участвовать ограниченно.

- ЕГЭ сделает поступление в вуз проще или усложнит его?

- Трудно сказать. Поскольку единый экзамен - математика, то те, кто выбрали специальность, где математика является одним из ведущих предметов, получат облегчение. Для ребят гуманитарного склада ума ЕГЭ не имеет никакого значения.

Я думаю, у нас достанет и мудрости, и опыта провести эксперимент, никого не обижая. Наша установка - все должно быть в пользу ученика.

Трудоустройство молодых специалистов - прерогатива государства

- Валерий Михайлович, каким образом в алтайских вузах появляются профессии, не востребованные на рынке труда в крае? Такие, как, например, регионоведение?

- Есть самоценность образования. Человек, получивший высшее образование, по интеллектуальному уровню выше человека без образования. Многие фирмы ориентируются даже не на специальность, а на наличие высшего образования в принципе.

Востребованность специальностей - прерогатива государства. С 2003 года вузы переходят на госзаказ. Например, раньше мы набирали на лечебном факультете 280 человек на курс. Сегодня нам определят госзаказ, скажут: "В Алтайском медуниверситете по бюджетному набору нужно готовить 150 человек, 280 нам не надо и мы подчинимся".

Что нужно преподавателям?

- Что сейчас делается для улучшения условий работы преподавателей? От этого тоже зависит уровень образования.

- На мой взгляд, сегодня преподавателю, работающему в вузе, необходимы три условия для нормальной работы.

Первое - достаточная заработная плата. В законе о высшем и послевузовском образовании написано, что зарплата преподавателя должна быть в три раза выше средней зарплаты в промышленности. То есть сегодня преподаватель должен получать 9-10 тысяч рублей. По вполне понятным причинам это не выполняется. На съезде (Всероссийский съезд ректоров прошел в начале декабря прошлого года в Москве. - Прим. "СК") мы и не говорили, что нам нужно завтра дать такую зарплату. Но в то же время мы против того, чтобы этот пункт был вычеркнут из закона, потому что стремиться к этому нужно.

Вместе с тем некоторые шаги предприняты. С 1 января надбавка за ученую степень повышается в три раза. Конечно, это немного: была 300 рублей, теперь станет 900. Но тем не менее. С октября 2003 года зарплата бюджетникам повышается в целом.

Второе условие для нормальной работы в вузе - возможность заниматься научной деятельностью. На съезде в прямом разговоре с президентом был поставлен вопрос об уравнивании вузов с научными организациями. Финансирование науки чуть-чуть вырастет, но существенного сдвига не произойдет. Но мы у себя в медуниверситетете создадим собственными усилиями пульмонологии. Принято постановление об открытии в Барнауле филиала онкологического научного центра. Это позволит усилить научную базу медицинских учреждений Алтайского края, привлечь практикующих врачей к науке. Думаю, в других вузах тоже есть такие подвижки. Так, возрождение института маслосыроделия дает техническому университету новые стимулы в научных исследованиях по специальности переработки молока.

Конечно, нельзя быть безоглядным оптимистом. Продолжает разрушаться Материальная база, и мы не сможем в ближайшее время ее переоснастить, потому что приборная часть - очень дорогая.

Третье - это доступность информации. В бюджете России есть строка, предусматривающая увеличение финансирования вузовских библиотек в 2,6 раза. Практически все вузы имеют выход в Интернет.

- Тянется ли к науке молодежь? В последнее время часто говорят старении кадров в вузах.

- За последние пять лет кадры в высшей школе состарились на 10 лет. Это плохо. Но здесь опять экономические проблемы: аспирантские стипендии очень низкие, чуть больше, чем студенческие. Кроме того, люди оценивают возможности дальнейшего продвижения.

Вузы зарабатывают сами

- Есть ли у высшей школы возможность самостоятельно зарабатывать деньги?

- Ситуация сегодня сложилась так, что высшая школа 75-80% внебюджетных средств получает от образовательных услуг: платное обучение, дополнительное послевузовское обучение. Наука не стала основным источником финансирования. А вот оказание вузами услуг населению, бизнесу, производству - это уже практикуется. В техническом университете создан технопарк, в котором студенты под руководством преподавателей разрабатывают технологиии, предназначенные технология отрабатывается и продается в производство. У нас открыты собственные физиотерапевтическая больница и стоматологическая клиника.

О взяточниках знают, но сделать ничего не могут

- Не секрет, что в университетах преподавателям дают взятки. Принимаются ли хоть какие-то меры для борьбы с этим?

- Эта проблема отслеживается. Скажу на примере собственного вуза. Один преподаватель был уличен во взятке: студентка дала 1000 рублей. Преподаватель был осужден условно. Мы сразу приняли решение об увольнении.

Кроме того, мы проводим ежегодное анонимное анкетирование среди всех студентов, где спрашиваем о таких случаях. И выявляем, что на какой-то кафедре путем давления, иногда не впрямую, а, скажем, через предложение дополнительных занятий, такое происходит. Но без доказательной базы уволить человека нельзя.

Студенты в "общагах" крутят трубы в узлы

- Будет ли что-то делаться в 2003 году для улучшения питания студентов и условий проживания в общежитиях?

- На коллегии городской администрации заслушивался вопрос о работе студенческих столовых. И было сказано, что качество питания вполне приличное вотношении с ценой. Сегодня комплексный обед в студенческой столовой стоит 13-17 рублей. Мы будем стремиться к улучшению качества блюд и постараемся наладить систему диетического питания - много ребят страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Что касается общежитий, то есть проблемы. Прежде всего культурно-воспитательной работы. Не секрет, что в общежитии случаются пьяные дебоши. Мы уповаем на студенческое самоуправление.

Материальное состояние общежитий? Проблемы есть, но и отношение студентов к их временному жилью отвратительное. Мы вот провели ремонт на два миллиона рублей, душевые запустили. Прошло четыре месяца - душевые не работают, трубы в узел завязаны! Такие студенты молодые да сильные.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость