Образование

"Я всегда делал то, что хотел"

Заведующий кафедрой физиологии АГМУ Валерий Киселев считает, что у каждого должна быть свобода выбора. На стене в его кабинете висит фотография взрыва 1949 года, когда на секретном полигоне в Семипалатинске советские ученые впервые провели испытания атомной бомбы. Ему самому тогда было всего семь лет. Он и представить не мог, что, когда вырастет, станет физиологом и десять лет свой жизни отдаст исследованиям последствий этого взрыва.

Он - это Валерий Иванович Киселев, который вот уже 30 лет заведует кафедрой физиологии в Алтайском государственном медицинском университете, восемь лет является членом-корреспондентом Российской академии медицинских наук. Благодаря академии на базе университета под его руководством создан филиал научно-исследовательского института физиологии Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. В сентябре этого года кафедре исполняется 50 лет.

Студенты такие же, как раньше

- Валерий Иванович, сегодняшние студенты отличаются от тех студентов, которые занимались у вас десять, двадцать лет назад?

- Студенты сегодня такие же, как и раньше. Но они больше знают. Потому что живут в более мощном потоке информации. Они стали намного свободнее. Лет шесть-семь назад, читая лекцию, я вдруг почувствовал что-то необычное. И понял - достаточно много людей пишут левой рукой! Раньше ведь в школе левшей переучивали. А когда перестали, "леворукие" выросли.

Сегодняшние студенты более раскрепощенные, в лучшем смысле этого слова. Если раньше студенты старались держаться подальше от преподавателя, то сейчас после занятий они могут сказать: "Валерий Иванович, спасибо вам за лекцию". В советские времена такого по определению не могло быть! Тогда все здоровались с преподавателями, и чем ближе к экзаменам, тем "здравствуйте!" было слышно все громче и чаще. А вот "до свидания!" не говорил никто. Сегодня студенты не робеют этого делать. Мне кажется, это уже другая свобода. Мы на кафедре, например, принимаем экзамен при открытых дверях. У нас каждый может постоять, послушать. Нам нечего от них скрывать. И студенты меньше нас боятся.

- Физиология - это ведь наука о здоровом человеке? Чему вы учите студентов?

- Физиология - это фундаментальная наука о нормальной жизнедеятельности человека. Мы изучаем нормальные, непатологические процессы, которые формируют, обеспечивают человеческую жизнедеятельность. До этого студенты проходят строение человеческого организма на макроуровне и микроуровне. А мы должны рассказать, как работает каждая клеточка, как и почему сокращается сердце, как регулируется работа того или иного органа на уровне молекулы клеток. Болезнь - это нарушение структуры и функции. Чтобы понять, в чем нарушение, надо разобраться, как это функционирует в норме. У нас "почемучная" наука. Страшно интересная штука!

- Валерий Иванович, вам не жалко, когда талантливые люди уходят из медицины?

- Это жизнь. Ничего не вижу в этом трагического. Сейчас время другое - роль образования стала относительной, у каждого есть свобода выбора. Я знаю много людей, которые не имеют высшего образования, но у них очень светлые головы. Важно не то, как ты учился, важно, чему ты научился. Если человеку не по душе медицина или она не позволяет ему достаточно зарабатывать - очень хорошо, что он уходит в бизнес, потому что ушло время стандартных решений. И я думаю, человек имеет право сам думать, как ему жить и что делать.

Это раньше дорожка у всех была одна: начал заниматься наукой в вузе, шел в аспирантуру, защищал кандидатскую, работал ассистентом, был доцентом, защищал докторскую, получал профессора… А пятнадцать лет назад резко ухудшилось материальное состояние людей, но расширились возможности. Мне пришлось в эти трудные 90-е годы отпустить с кафедры очень талантливых людей. Много ребят ушло в коммерцию. И я ничуть не жалею, и, думаю, они ничуть не жалеют.

Врачей оскорбляют небольшой зарплатой

- Валерий Иванович, вы верите в последнее обещание президента платить врачам поликлиник больше десяти тысяч рублей?

- Президент еще ни разу не обманывал. Без врачей первичного звена нет медицины - это как кисть без пальцев. Я думаю, бюджет государства не заметит этих трат при таких ценах на нефть.

- Почему есть врачи хорошие, а есть плохие?

- Это как в любой отрасли - есть специалисты хорошие, а есть не очень. Целительство - это божий дар. У одних есть божий дар, знания, желание обновлять знания, учиться, сострадать людям. А есть люди, которые просто ходят на врачебную работу. И это плохо. Хотелось бы, конечно, чтобы все врачи были талантливыми. Но так ведь не бывает.

- Может быть, они плохие, потому что им мало платят?

- Это миф. Если человек профессионал, он будет хорошо работать, скрипеть зубами, но работать. Да, медицина - это финансово недооцененная отрасль. Она заслуживает сегодня намного большего внимания. Получилось так, что 15 лет назад государство выпустило все отрасли в рынок – зарабатывать. А медицину оставили в рамках советской системы, и заставили врачей считать копейки.

Сегодня общество говорит: у нас бесплатной медицины нет, все услуги платные, врачи "берут" за лечение. А кто их на это толкнул? Родное государство. Им не дали возможность в рыночной системе перейти на рыночные механизмы. И чем это закончилось? Общество должно соображать, что за хорошую высококачественную работу надо платить другие деньги. А сейчас врачей просто оскорбляют такой зарплатой: и хороших, и плохих.

Мечта с детства

- А что вас привело в медицину?

- Мне нравилась химия. И я долго размышлял, в каком вузе можно совместить все мои пристрастия. Так как классического университета тогда еще не было, были только педагогический, политехнический, аграрный и медицинский институты, я выбрал последний. Я все время хотел исполнить юношескую мечту и заняться фундаментальной медико-биологической дисциплиной. Так я попал на кафедру физиологии. С другой стороны, у меня могут быть какие-нибудь педагогические гены: моя мама - учитель-педагог. Я занимался легкой атлетикой - толкал ядро. Был чемпионом края, второе место в России занимал. Мой наставник, заслуженный тренер России Борис Иванов, говорил, что у меня явные способности к тренерской работе. Я, будучи еще студентом мединститута, довел несколько ребят до первого разряда.

У меня был очень талантливый учитель - Зуфира Валерьевна Уразаева. Она была строгой и требовательной. Ее все боялись. Но мы для нее были как семья. Я поступил в аспирантуру, защитился, стал ассистентом, потом доцентом и начал читать лекции. Однажды я ей говорю: "Зуфира Валерьевна, вы хоть придите на лекцию, послушайте, как я читаю". Она пришла, посидела первый час, послушала, потом в перерыве говорит: "Валерий Иванович, можно я пойду? У меня дела…" Я спрашиваю: "А что-нибудь о лекции-то скажете?" Она повернулась и сказала слова, которые я на всю жизнь запомнил: "Валерий Иванович, вы не производите впечатления начинающего лектора". Тогда я понял, что это самая высокая похвала. В 1975 году она уехала в Казань, и я стал заведовать кафедрой.

- С какими трудностями пришлось столкнуться?

- Когда я стал завкафедрой, самая трудная задача была - продвинуться в профессиональном сообществе так, чтобы меня знали и уважали. Это было нужно не столько мне, сколько моим ученикам. Чтобы они знали, что они не на какой-то безродной кафедре формируются, что их шеф признан и известен в профессиональной среде, что его уважают.

Дело в том, что медицина - это корпоративное сообщество. Я в свое время с шефом много ездил по конференциям. Часто за свои деньги. На это я средств не жалел. На конференциях я много знакомился, общался с ассистентами, доцентами. Они слушали мои доклады, я слушал выступления других, мы вместе их обсуждали. Так продолжалось много лет: конференции, встречи, общение. И у медицинского сообщества не было вопроса: а что я сделал в науке? Они всю жизнь это видели и слышали.

- Валерий Иванович, вам нравится преподавать?

- Я очень люблю читать лекции. Я читаю самый большой лекционный курс в АГМУ. Мне нравится сам процесс - когда у молодых людей светлые лица, горящие глаза. Интересно наблюдать, как в течение года эти ребята из незнающих превращаются в знающих. Преподавание поворачивает меня к молодежи. И мне интересно с молодыми. Мне кажется, что все преподаватели, которые работают с первым, вторым, третьим курсом, моложе своего биологического возраста лет на 10.

Мне интересно жить и работать, преподавать и вести исследовательские работы. Я всегда делал то, что хочу. Занимался стройотрядами, СТЭМом, КВНом. Но главный стержень - это мое медицинское преподавание. Я считаю, что в первую очередь я, конечно, педагог. Во вторую – квалифицированный исследователь, а в третью - все остальное.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость