Политика

«Город - это такая же акционерная компания»

На протяжении января главной темой большинства выступлений мэра Барнаула Владимира Колганова оставалась, конечно же, монетизация льгот. Но на прошлой неделе мы встретились с Владимиром Николаевичем, чтобы поговорить и на другие важные темы, которые, по нашему мнению, интересуют сегодня предпринимателей. Это бюджет Барнаула в наступившем году, жилищно-коммунальное хозяйство, потребительский рынок и малый бизнес.

«Бюджет стал меньше на 1 млрд. рублей»

- Владимир Николаевич, на последнем заседании Барнаульской думы были утверждены основные параметры городского бюджета на этот год. Дефицит бюджета составит 178 млн. рублей. При этом вы сказали, что несколько лет назад город имел в бюджете до 90% собственных доходов, а сейчас - только 41%. В этой связи возникает два вопроса. Как вы охарактеризуете бюджет города на 2005 год? Есть ли какая-то возможность у краевого центра увеличить собственные доходы?

- По нормативам нам был установлен бюджет города в размере 3,1 млрд. рублей с размером дефицита 169 млн. рублей. Но нам этой суммы было явно недостаточно. Предварительно мы провели серьезный экономический анализ всей хозяйственной части города и пришли к заключению, что в новых условиях Барнаулу требуется бюджет в размере 7,5 млрд. рублей, чтобы поддерживать городское хозяйство в рабочем режиме. Но нам утвердили только 3,1 млрд. рублей. Из них 1,4 млрд. рублей - собственные доходы, остальная сумма - субвенции и дотации. Когда мы изучили эти цифры, то поняли, что у нас даже на материально-техническое оснащение школ, детских садов и всей остальной «социалки» денег не хватит. Тогда мы начали немного корректировать цифры за счет собственных источников. Нам удалось увеличить бюджет до 3,6 млрд. рублей за счет так называемых «вненалоговых» доходов. В итоге бюджет Барнаула на 2005 год был утвержден в размере 3,6 млрд. рублей и с дефицитом 178 млн. рублей.

Теперь - что показал первый месяц жизни с этим бюджетом. Очевидный вывод - мы не вкладываемся в него. Ситуация усугубилась тем, что у города остались долги прошлых лет, особенно перед энергетиками. И мы были вынуждены подписать с ними соглашение о реструктуризации задолженности. Город ежегодно будет возвращать энергетикам по 54 млн. рублей. Причем эта сумма не была заложена в бюджет 2005 года, мы ее должны изыскать самостоятельно. И в этом заключается некий парадокс. Когда бюджет города утверждает вышестоящая инстанция, то она почему-то задолженность прошлых лет в части расходов не учитывает, а обязывает изыскивать собственные источники доходов. Но где мы их возьмем? В прошлом году мы брали заем 200 млн. рублей, затем еще 240 млн. рублей кредитов. Все это вместе с процентами повисло над нами теперь. Разумеется, мы обязаны погашать эти кредиты, и будем их погашать. Но сегодня в условиях дефицита бюджета мы ставим одну задачу перед всеми районными администрациями. Это жесточайший режим экономии бюджетных средств. Все-таки прошлый год мы тоже начинали в сложных финансовых условиях, но сумели прожить его без каких-либо социальных взрывов.

- Можно ли сравнивать бюджет этого года с прошлогодним?

- Прошлый год Барнаул прожил с бюджетом в 4,6 млрд. рублей. В этом году, как видите, у нас примерно на 1 млрд. меньше. Будет трудно. Но здесь необходимо учитывать, что с 1 января в Барнауле была введена 100%-ная оплата услуг ЖКХ, а это значит, что мы их не дотируем за счет средств городского бюджета и сэкономим около 400 млн. рублей. Плюс - надеемся, что хорошо поработаем с фондом обязательного медицинского страхования, что принесет бюджетной экономии еще около 400 млн. рублей. То есть мы примерно подходим по бюджетным параметрам к уровню прошлого года. Но все эти расчеты - пока только на бумаге. А как мы будем жить в действительности - пока трудно сказать. Потому что мы первый год живем после перераспределения бюджетных полномочий. Мы сегодня получаем колоссальные субвенции и дотации. Но все это - целевые деньги. Их на другие статьи расходов направить нельзя.

- Тогда поясните, пожалуйста, механизм увеличения собственных доходов города.

- Есть несколько путей. Во-первых, нужно увеличить собираемость налогов, которые идут в городской бюджет. Будем работать здесь с налоговой инспекцией в тесном контакте. Второе направление - продажа части муниципальной недвижимости через конкурсы. Мы имеем право это делать с 1 января 2005 года. Третье направление - вненалоговые доходы. Это бюджетные долги прошлых лет, пени, штрафы, аренда собственности и т. д. Я хочу сказать, что сегодня город - это такой же хозяйствующий субъект рынка, как и другие компании. Только у нас акционеров больше - все горожане. И мы должны учитывать интересы наших «акционеров».

«Без специалистов ЖЭУ не обойтись»

- Владимир Николаевич, в Барнаульской думе в эти дни обсуждается концепция реформы ЖКХ. Мы знаем, что существует две точки зрения на данную реформу. Одно предложение - передавать ЖЭУ так называемым «управляющим компания», другая - централизовать всю систему под единую структуру. Какой путь вам кажется наиболее симпатичным?

- Я хочу уточнить: мы не ставим задачи централизовать все ЖЭУ города в единую структуру. Мы рассматриваем вариант образования единого заказчика, который может быть создан на базе городского комитета по жилищно-коммунальному хозяйству. И этот заказчик будет выстраивать отношения с управляющими компаниями. Я еще не решил, к какой схеме мы в итоге придем. У меня есть концепция, разработанная депутатами городской Думы, есть другие предложения. Я пока могу высказать личное мнение по этому вопросу, хотя окончательное решение будет принимать коллегия. Но сегодня я склоняюсь в пользу управляющих компаний.

- Почему?

- Надо идти к демонополизации рынка ЖКХ. Управляющих компаний должно быть много, чтобы горожане имели выбор. А монополизировать рынок в результате реформы абсолютно не имеет смысла.

- А что делать с имуществом, которым сегодня управляют ЖЭУ? Передавать управляющим компаниям?

- Здесь надо изучить Жилищный кодекс. Пока могу только сказать, что в итоге мы должны прийти к схеме работы, когда каждый дом станет отдельно существующим субъектом управления. И жильцы этого дома будут выбирать - образовывать им товарищество собственников жилья или прибегать к услугам управляющей компании. Но реформе будет предшествовать колоссальная подготовительная работа, которую не все еще осмыслили. Например, мы должны каждому дому «нарезать» его землю. Нужно весь город «разрисовать» на квадратики.

- Кто, по вашему мнению, будет возглавлять управляющие компании - бывшие руководители ЖЭУ или предприниматели?

- Я думаю, что руководить этими компаниями будут предприниматели, которые привлекут к работе специалистов ЖЭУ. Без них не обойтись.

- Каким образом управляющие компании получат свое место на рынке? Среди них будет проводиться какой-то тендер?

- На первом этапе мы планируем взять новые районы города и передать их управляющим компаниям. В основном это будут новостройки, где потребуется меньше затрат на создание всей по-настоящему эффективной системы управления ЖКХ. Так мы снижаем риски. Мы же должны посмотреть, что получится из всей этой затеи.

«В Барнауле должно быть 10-15 гипермаркетов»

- Сейчас с большим интересом обсуждается и другая городская программа - развития потребительского рынка. В частности, она предполагает упразднение диспропорции торговых площадей в краевом центре. Назывались даже цифры, что сегодня Центральный район обеспечен ими на 149%, а Индустриальный – на 68%. Но возникает вопрос: что может заставить предпринимателей направить капитал в спальные районы?

- Начну с того, что несколько лет назад мы приняли основополагающий документ - Стратегию развития Барнаула до 2010 года. Теперь на ее основе разрабатываются другие концептуальные программы. Первый из документов, подготовленный в рамках Стратегии, - Концепция развития потребительского рынка в краевом центре. Мы разработали ее с целью понять, что происходит с торговым сектором в Барнауле сегодня и что необходимо сделать или отрегулировать нам, чтобы распределение торговли в городе было удобным барнаульцам. Анализ показал, что мы действительно должны создать благоприятные условия для перехода торгового бизнеса в спальные районы.

Теперь о том, как это сделать. Механизм регулирования торговых площадей основан на цене вопроса. Мы честно скажем предпринимателям, которые хотят строить новые магазины, что в центре города земля будет стоить дороже, а технические условия для строительства торгового центра, требования к его внутреннему и внешнему оформлению будут более жесткими и затратными. В спальных же районах «цена вопроса» будет дешевле. Поэтому - выбирайте.

- В концепции говорится и о создании сети гипермаркетов в Барнауле. Правда ли, что у вас есть желание увидеть по одному гипермаркету в каждом районе города?

- Я думаю, что городу необходимо иметь еще больше гипермаркетов - от 10 до 15. Но это моя интуитивная оценка, надо еще все просчитать. В Барнауле сейчас работает по-настоящему один гипермаркет - «Алтай». Еще под три мы уже отвели земельные участки и определили их владельцев. Одна площадка - это перекресток Павловского тракта и улицы Георгиева, вторая - перекресток улиц Попова и Энтузиастов, третья - стадион «Локомотив». На мой взгляд, стадион необходимо убрать, а на его месте построить отличный гипермаркет.

- Что за игроки намерены выступить в качестве инвесторов или застройщиков этих участков?

- Иностранных инвесторов не ждите. К нам приходят крупные российские компании. Пока могу сказать только, что два гипермаркета будут построены в Барнауле с привлечением инвестиций из Москвы. Эти корпорации хотят зайти на наш рынок не только со строительством гипермаркетов, но и со своим товаром. Когда это произойдет? Я думаю, что гипермаркеты будут построены через два-три года. Инвесторы сейчас проводят оценку проектов, просчитывают, что они получат от продвижения в Барнаул.

- Что в концепции развития потребительского рынка предлагается сделать с киосками и палаточной торговлей?

- Я думаю, что коммерческие киоски из Барнаула надо постепенно убирать, потому что обеспеченность продовольственными товарами составляет уже в городе 124%. В принципе, все продукты можно купить в магазинах. Но здесь есть одно «но». Магазины расположены в городе неравномерно, в спальных районах их еще недостаточно. Поэтому при дальнейшем развитии потребительского рынка мы будем использовать все возможности для постепенного перевода торговли из киосков в магазины. Там, где такой возможности не будет, мы горячиться тоже не будем. Сносить киоски ради какой-то идеи неправильно. Я считаю, что развитие должно идти эволюционным путем. Что касается палаточной торговли возле рынков, то и здесь мы будем постепенно переводить ее в павильоны. Но этот процесс также будет плавным, без резких движений.

«Будем учитывать социальный аспект»

- На заседании Координационного совета предпринимателей при главе администрации Барнаула был озвучен и проект программы развития предпринимательства на 2005-2007 годы. Я внимательно слушал этот вопрос и, честно признаться, не совсем понял кардинальное отличие предлагаемого проекта от прежних программ. Да и предприниматели были не столь активны.

- Хочу сразу сказать, что в Барнауле это уже четвертая программа за последние несколько лет. Они принимались поочередно. Каждая новая программа делала определенный шаг вперед. Сегодня малый бизнес приносит 30% всех налоговых сборов и платежей в городскую казну. Я думаю, что мы достигли этого показателя благодаря и программам развития предпринимательства. В основе все они содержат одни и те же направления работы. Но есть и некоторые новшества, которые позволяют нам двигаться вперед. Например, в предыдущей программе была впервые поднята тема этики бизнеса. В результате у нас на городском уровне был принят Кодекс чести предпринимателя.

В проекте новой программы также есть новые направления. Например, мы впервые подошли к теме социальной направленности и ответственности предпринимательства. Сегодня мне приятно разговаривать с предпринимателями, которые уже готовы построить многоквартирный дом для своих работников. Уже появились бизнесмены, которые обратились в мэрию с просьбой выделить участки под такие корпоративные дома. И я думаю, что если все предоставленные документы у них будут в порядке, мы пойдем им навстречу.

- Также была озвучена тема финансовой поддержки предпринимательства Барнаула. В частности - через компенсацию части банковской процентной ставки за счет средств городского бюджета. Была даже названа сумма этого фонда развития - 1,1 млн. рублей. Насколько реально осуществить эту хорошую идею, учитывая текущую монетизацию и социальную напряженность городского бюджета на 2005 год?

- Скажу честно - я верю в эту идею. И считаю, что подобный механизм стимулирования малого бизнеса обязательно должен работать. Городу нужны бизнес-инкубаторы, нужны стимулирующие механизмы развития предпринимательства. Но названная вами цифра - это стартовый фонд. Мы установили сумму 1,1 млн. рублей только потому, что с чего-то надо начинать. Пора переходить от слов к делу. Конечно, в будущем нам хотелось бы, чтобы размер фонда поддержки предпринимательства был гораздо больше - примерно 150-200 млн. рублей. Но сразу хочу сказать, что при реализации этого механизма стимулирования мы будем учитывать еще и социальный аспект. То есть мы должны быть уверены, что с помощью бюджетных инвестиций предприниматель откроет новые рабочие места, увеличит налоговые платежи в городской бюджет. Только тогда мы согласимся ему помочь.

- Предпринимателей беспокоит также тема аренды или приобретения в собственность муниципального имущества. Она будет передаваться бизнесменам на конкурсной основе. И среднему бизнесу это не очень нравится, потому что он в любом случае не сможет бороться по цене за муниципальную собственность с большим бизнесом. Как быть?

- Выскажу свою точку зрения. Конкурсы на право выкупа или аренды муниципального имущества должны проходить в равных условиях для любых потенциальных участников. И при определении победителей мы будем исходить из того, что выгодно городу и его жителям. Если крупный бизнес предложит за нашу собственность большую цену, то мы объявим его победителем. Потому что у нас на первом месте сегодня стоит бюджет.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость