Политика

Кошки-мышки

Дело о нацболах, захвативших приемную президента, передано в суд. По обвинительному заключению им инкриминируется в первую очередь насильственный захват власти.Среди тех, кто предстанет перед судом, и два молодых барнаульца - Андрей Горин и Сергей Резниченко.

О них и об отношении алтайских нацболов к их преследованию наша газета уже рассказывала (см. "МЭ" №51 от 22 декабря 2004 г. и №5 от 2 февраля 2005 г.). Сегодня мы представляем читателям точку зрения на проблему представителей силовых структур.

- Общество долго смотрело на выходки нацболов лояльно. Относилось как к детям, которые, заигравшись в революцию, решили похулиганить. Но они от этого все больше и больше наглели и совершали циничные экстремистские акции, - говорит Владимир Андреев (фамилия изменена), сотрудник отдела УФСБ по Алтайскому краю.

По словам сотрудников правоохранительных органов, немногочисленные алтайские нацболы оперились после того, как на территории Республики Алтай был задержан лидер движения Эдуард Лимонов. В Горном Алтае, по их сведениям, лимоновцами было подобрано несколько мест, пригодных для организации так называемых “партизанских баз”. С этих баз нацболы ретиво планировали осуществить "вторжение" в Северный Казахстан, отделить данную территорию, присоединить к России и с этой территории совершить революцию в России…

О Лимонове у нашего собеседника из органов мнение отрицательное:

- К сожалению, я не читал всех его произведений. Прочитал по диагонали “Я, Эдичка”. Может быть, после этого негативное отношение к Лимонову. Не пойму, как к этому человеку можно относиться как к вождю…

Тогда, в 2001-м, бдительные органы задержали национал-большевиков в горах Алтая. У них было изъято оружие. Лимонова осудили за создание незаконных вооруженных формирований. Вождь нацболов в тюрьме засел за новую доктрину. Пока же он писал доктрину, барнаульские “детки Эдички” развернули кипучую активность в виде эпатажных акций. (Читай “Хронику скандалов барнаульских нацболов”.)

- Когда они забросали фасад здания УФСБ чёрной краской, дежурный опознал одного из нацболов, но дело было заторможено, потому что прапорщик якобы лицо заинтересованное. Дело было приостановлено и "динамится" уже долго, - рассказывает Андреев. - А однажды они решили сделать еще одну акцию у стен ФСБ. Пригласили журналистов ГТРК. Сказали: будет интересно. И вот на глазах ГТРК господин Колесников (лидер барнаульских нацболов. - Прим. ред.) и ряд других национал-большевиков залезли на строительные леса возле ремонтирующегося фасада и растянули плакат. Один залез в здание в открытое окно. (По версии нацболов, в окно никто не залезал, просто фээсбэшники втянули.) Двое приковали себя наручниками к перилам. Один из национал-большевиков тогда сказал: “Уважаемые, как так? Мы уже практически залазим в ваше здание, а если бы это были чеченские боевики?!”

Об этой акции нацболы до сих пор говорят с особым восторгом: “Это был полный улёт!”

- Может быть, уже тогда сотрудникам УФСБ не надо было их отстёгивать от перил. Забрать ключи, и пусть бы повисели сутки, - поделился Андреев, добавив: - Это мое мнение как человека.

- Они всеми этими акциями хотят показать, что власть сегодня недееспособна. Похулиганили у милиции, прокуратуры, смотрят - ничего не происходит, максимум штраф, пошли на ФСБ. После хулиганских выходок у этого здания дело довели до суда. Они были привлечены к административной ответственности, получили по 15 суток. В это время Лимонов написал письмо Патрушеву, директору ФСБ. А почему сотрудники УФСБ по Алтайскому краю занимаются административными правонарушениями? Это же прерогатива милиции. Но сотрудники милиции не могли их привести на допросы. Да и, видимо, не хотели квалифицированно сделать свою работу, некогда заниматься какими-то пацанами.

- Они сейчас хотят показать себя со стороны низов, народа, - продолжает Андреев. Теперь вот включились в мероприятия против монетизации вместе с коммунистами, показывая себя и зарабатывая дивиденды. На эти митинги можно смотреть с двух сторон. С одной стороны, люди должны отстаивать свои права. Но мы представители власти и опираемся на то, что все должно проходить в рамках правового поля. А если есть перекрытие дороги, есть уголовная ответственность. А если бы в этой пробке “скорая помощь” застряла с тяжело больным человеком?

- Интересно они о бабушках беспокоятся, обольют фасады черной краской, потом ЖЭУ с тех же бабушек собирает деньги на ремонт, - говорит Геннадий Гавриленко, начальник отдела УБОП. - Это же большие экономические затраты, которые потом падают на население.

- Я их искренне уважаю в том плане, что они не колют себя наркотиками, не занимаются грабежами, а совершают политические акции, - поделился Андреев. - Но эти акции в конце концов всё больше и больше напоминают циничный вандализм.

- Мы разговаривали здесь с представителями этой радикальной партии, говорили им, что их энергия непозитивна. Есть ведь в городе и хорошие объединения. Например, отряды по охране порядка в педагогическом университете, - говорит Гавриленко. - Эти ребята сами ведут разъяснительную работу, сами студенты объясняют другим проблемы терроризма.

- Мы сегодня не ставим задачу локализовать радикальных национал-большевиков, - подчеркнул Гавриленко. - Хотелось бы направить их энергию в позитивное русло. На митинге 9 мая, скорее всего, они будут стоять со своими черными плакатами, развернут, чтобы их все видели. А почему бы сейчас им не предложить свои услуги по облагораживанию мемориала? Им бы с удовольствием пошли навстречу. Нет, этого они не хотят. Мы хотим изучить их интересы, уберечь от ошибок. Если бы мы ставили цель их полностью пресечь, то давно бы и легко это сделали.

О кожаной куртке и маузере

- В прокуратуре нам долго говорили: да бросьте, ребятки балуются. - говорит Андреев. - А когда их подъезд разукрасили, задумались. Одного из новоявленных нацболов сотрудники милиции спросили: “Твои стремления, идеалы?” Он долго думал, потом говорит: “Кожаная куртка и маузер, и тогда мы наведем порядок”. Это до поры до времени. Сегодня бутылки с краской, а завтра… В этих рядах легко появиться людям, способным на террор. Это Россия уже проходила в конце XIX- начале XX века.

О судебных процессах в Москве

- Не думаю, что они будут сидеть долго, - говорит Владимир Андреев. - Тем, кто захватывал Минздрав, уже сбавили срок, и эти будут сражаться до конца за снижение срока. Но дело ещё в том, что они сами рвутся на роль политзаключённых, мучеников. Однажды один из лидеров алтайских нацболов в беседе так и сказал: “Вы что, не понимаете, что я хочу, чтобы вы что-нибудь со мной сделали?!”

Про “осаду” на улице Крупской

- Осады как таковой не было. Ребята пришли на пикет с громкоговорителем, - рассказывает сотрудник УФСБ Сергей Зорин (фамилия изменена). - Нарывались на правонарушения. Слышалась брань в адрес администрации. На пикете были бабушки. Из-за этого сотрудники милиции не стали нацболов там тревожить, чтобы не устраивать нездоровый ажиотаж. Проводили их до офиса. Ребята, естественно, закрылись. Они там пили водку. Милиция дежурила. Потом был вызван дежурный прокурор. Он им объяснил, что санкций больших не будет. Полюбовно развелись.

- С одним из них я хотел поговорить еще на митинге, - говорит Гавриленко. - Но этот здоровенный детина спрятался за маму.

Хроника скандалов барнаульских нацболов

2001 год. Сначала зазвенели витрины в кафе “Баскин Роббинс”. Потом была предпринята попытка поджога офиса СПС. После в СМИ появились листовки, в которых говорилось, что акции провели лица, похожие на национал-большевиков.

С 27 на 28 августа 2002 года были разбиты витрины немецкой фирмы LEKOMTE GERMANY COLLECTION. Среди осколков были разбросаны листовки, из которых вытекало, что фирма поплатилась за политику Германии в отношении Калининградской области. И опять ответственность брали на себя “лица, похожие на национал-большевиков”.

7 ноября того же года, по словам сотрудников УФСБ, нацболы устроили на площади Советов публичный акт вандализма: сожгли государственный флаг России. Прессе нацболы объяснили, что новый российский флаг - это флаг власовской армии.

В январе 2003 года на фасаде и внутри здания средней школы № 60 были обнаружены оскорбительные надписи с матами в адрес органов власти и президента РФ, была осквернена мемориальная доска выпускнику школы, погибшему в Афганистане. На одном из стендов школы была обнаружена листовка с призывом вступать в НБП.

- Мемориальную доску мы не оскверняли, - утверждают сегодня нацболы.

В том же году в ночь с 10 на 11 марта фасады зданий центральной части Барнаула, администрации, были заляпаны надписями: “Ираку - патроны, Бушу - нет!”, “Буш-сука”, “Ираку С-300”, “Слава России”, “НБП - везде”, “Свободу Э. Лимонову”, “Смерть буржуям”, “Ешь богатых” и пр., а также оскорбительными словами в адрес органов исправительной власти и президента России.

12 апреля Центральным РОВД было возбуждено уголовное дело, но в январе 2004 года прекращено по декриминализации.

В июле 2003-го в многострадальный “Баскин Роббинс” нацболы бросают бутылки с черной краской.

В октябре проходит акция-пикет под лозунгом “Выборы - лохотрон”. В декабре того же года нацболы раздавали листовки с призывами не участвовать в голосовании.

29 января 2004 года нацболы срывают заседание 44-й сессии Совета народных депутатов. Двое молодых людей, используя поддельные удостоверения специальных корреспондентов еженедельной газеты “Перспектива”, получили временные пропуски и спокойненько прошли в зал, где под гул возмущения разбросали свои листовки.

В ночь с 26 на 27 февраля брошены три бутылки с черной краской в фасад ФСБ.

20 апреля среди бела дня нацболы вновь изгалялись над зданием ФСБ. Трое участников приковали себя наручниками к перилам, трое других взобрались по лесам и на уровне третьего этажа натянули растяжку с надписью “Россия без Путина и ФСБ”.

Последние акции алтайских нацболов - участие в митингах против монетизации, требование свободы политзаключенным.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость