Разговоры о том, что Михаил Евдокимов и его окружение готовят реформу и планируют передать часть полномочий главы края новой структуре исполнительной власти под названием "правительство", появились буквально в первые же дни после его победы на выборах. Объяснялось это тем, что аналогично поступили в свое время в Краснодарском крае, а именно оттуда приехали на Алтай, чтобы возглавить предвыборный штаб Евдокимова, его сегодняшние замы - Николай Ермолов и Леонид Баклицкий. Второй аргумент в пользу создания правительства заключался в том, что Михаилу Сергеевичу, в силу его профессионального таланта, будет достаточно сложно сразу переключиться со сценической работы на решение серьезных социально-экономических проблем и управление таким крупным регионом, как Алтайский край.
На пресс-конференции Николай Ермолов подчеркнул, что реформа исполнительной власти - шаг необходимый. Вызван он тем, что структуру управления необходимо приводить в соответствие с новыми Федеральными законами №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и №131-ФЗ "Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации". "Эти законы вступают в силу с 1 января 2005 года и 1 января 2006 года соответственно. И нам необходимо вовремя подготовить всю краевую нормативную базу, чтобы она не противоречила им", - пояснил Николай Ермолов.
Вице-губернатор не стал уточнять, о каких именно противоречиях следует говорить, зато рассказал об изменениях, которые планируется внести в основной закон Алтайского края - Устав. Касаются они структуры исполнительной власти (текст законопроекта читайте на стр. 3 - Прим. ред.) и именно их предстоит расстривать депутатам крайсовета на ближайшей сессии 1 июля.
Суть предлагаемой реформы заключается в том, что краем будет управлять новое высшее должностное лицо - теперь уже официально оно будет именоваться не глава администрации, а губернатор. У Михаила Евдокимова будет собственная администрация губернатора, которую возглавит отдельный руководитель (вице-губернатор). С другой стороны, высшим исполнительным органом государственной власти станет администрация Алтайского края, в состав которой войдут администрация губернатора и краевое правительство. Последней структурой будет руководить председатель правительства, он же - первый вице-губернатор. В общем, в Барнауле все будет как в Кремле - президент, администрация президента, правительство, председатель правительства, министры и прочие советники.
О правительстве, как о новой структуре, следует сказать несколько слов отдельно. Предполагается, что оно будет состоять из 6-8 министерств по основным направлениям деятельности. Оно будет исполнять решения губернатора края, готовить бюджет, разрабатывать социально-экономические программы. Помимо министерств в структуре правительства появятся краевые службы и краевые агентства. Все они будут подчиняться пресдседателю правительства. Николай Ермолов назвал такую схему оптимальной как для губернатора, так и для администрации края. "Раньше было так. Чиновник сам выделял себе деньги, сам получал их, сам тратил и сам отчитывался. Он был без контроля. Теперь все будет по-другому", - пояснил принцип господин Ермолов.
Однако у депутатов краевого совета, с которыми нам удалось побеседовать, сложилось двойственное мнение по поводу предлагаемых поправок. "Этот проект пока еще сыроват, над ним нужно долго работать. Скорее всего на сессии возможны два варианта развития событий: либо администрация края сама снимет вопрос с повестки дня, либо депутаты примут законопроект только за основу", - сказал в частности "ВД" Борис Ларин, заместитель председателя крайсовета.
Нам удалось выяснить, что разработанный Ермоловым законопроект, вызвал несколько существенных замечаний со стороны комиссии по проведению административной реформы, созданной Евдокимовым и заседавшей 22 июня. Вот некоторые из них. Во-первых, в апреле официально был избран глава администрации Алтайского края, а не губернатор. И если наименование высшего должностного лица будет изменено, то любой гражданин края вправе потребовать проведения перевыборов. Во-вторых, в законопроекте четко не прописано, кто же все-таки будет руководить исполнительным органом власти (администрацией края) - губернатор, вице-губернатор или председатель правительства. У кого из них больше полномочий? В-третьих, законопроект не содержит экономических обоснований эффективности предлагаемой реформы. Нельзя четко ответить на вопрос, увеличится количество чиновников в результате всех перестановок или все-таки уменьшится. По здравой логике, их должно стать больше, потому что любому начальнику, а их число возрастает, как снежный ком, нужны один-два помощника. Следовательно, существенно возрастут и бюджетные расходы на чиновничий аппарат.
И наконец, административная реформа на федеральном уровне еще далеко не завершена. На рассмотрении депутатов Госдумы находится свыше 100 законопроектов, касающихся распределения полномочий между различными уровнями власти. И пока они не приняты, выстроить внятную систему управления на региональном уровне будет очень сложно. Телега не может бежать впереди лошади.
Самое важное - в нашем Telegram-канале