Политика

Рыжков отвечает на вопросы

На форуме ИД "Алтапресс" депутат Госдумы по барнаульскому округу Владимир Рыжков ответил на вопросы посетителей. Предполагается, что теперь народный избранник будет делать это по мере поступления на форум новых сообщений.

- Почему вы отказались участвовать в президентской гонке 14 марта 2004 года?

- Я довольно серьезно рассматривал это предложение. Но примерно после двух недель размышлений я отказался от участия в президентских выборах 2004 года по двум основным причинам. Одна связана с внутренней ситуацией в демократическом лагере, а вторая с общей ситуацией в стране.

Я мог бы пойти на выборы только как единый кандидат демократических сил. Собственно говоря, такое предложение и было сделано мне Борисом Немцовым. Но в тот период единый кандидат от демократических сил должен был означать единого кандидата ведущих политических сил либерального спектра – «Яблока», СПС и других. Но в декабре прошлого года такого согласия между этими силами достичь не удалось, поэтому я мог бы пойти как кандидат от части демократического спектра. В таком качестве потом самовыдвинулась Ирина Хакамада. У нее не было ни поддержки СПС, ни поддержки «Яблока», и, в результате, она набрала менее четырех процентов – меньше, чем было на думских выборах отдельно у «Яблока» и отдельно у СПС. Я не хотел идти как кандидат сам от себя и от части демократических сил.

Вторая причина более фундаментальная, более серьезная – это общее положение дел в стране. Дело в том, что в современной России, к великому сожалению, разрушены (или не созданы) условия для честной избирательной кампании. Выборы думские и выборы президентские показали, что власть использует все методы, допустимые и недопустимые, для создания преимущества своим кандидатам. На думских выборах вся государственная пропаганда и административная машина работали на «Единую Россию». На президентских выборах – на Путина. А все остальные кандидаты и партии играли роль мальчиков для битья или спарринг-партнеров для фаворитов. Участвовать в такой избирательной кампании я посчитал для себя невозможным.

Вот по этим двум причинам я и не участвовал в президентских выборах 2004 года.

- Кем вы видите себя в 2008 году?

- Мне кажется, что это очень преждевременный вопрос, на дворе у нас только лето 2004 года. Сейчас в стране начинается новый этап очень крупных радикальных реформ, может кардинально измениться общественное самочувствие, избирательное законодательство – сейчас обсуждается вопрос об отмене одномандатных округов и о переходе только на партийные списки, о повышении барьера для партий с семи процентов до десяти. Будут происходить процессы размежевания и объединения на левом фланге, на правом фланге.

Так что конкретно определить, в какой роли я буду участвовать в российской политике в 2008 году сегодня невозможно. Могу лишь только сказать одно: я не собираюсь, по крайней мере пока, прекращать заниматься политикой. Считаю, что Россия все дальше и дальше отходит от моего идеала, от того образа, который мне дорог – от образа свободной, демократической страны. И поэтому я считаю, что я должен оставаться в политике и бороться за свои идеалы. И боюсь, что события складываются таким образом, что эта борьба будет еще очень долгой. А что конкретно я и мои единомышленники будем делать в 2008 году, станет ясно чуть позже.

- Расскажите, пожалуйста, что будет с теми льготами, которыми сейчас пользуются многие категории населения. Какие из них отменят? Отмену каких льгот вы считаете справедливыми, а каких – нет?

- После того, как отпустили цены в 1992 году и провели приватизацию, сейчас в России наступает третий этап радикальных реформ. Дело в том, что все 90-е годы в Российской Федерации в основном сохранялась советская система льгот. Суть третьего этапа реформ в том, что государство будет в ближайшие два-три года демонтировать советскую систему ЖКХ и систему отношений в этой сфере, и советскую систему социальной политики. Отмена льгот – это только часть той огромной социальной революции, которая будет осуществляться президентом Путиным, его правительством и большинством в Государственной Думе.

О чем идет речь? Два года назад было принято решение о разграничении полномочий между центром, регионами местными органами власти. Одновременно с разграничением полномочий (определением, кто за что отвечает) было принято решение полностью перевести на рыночные рельсы жилищно-коммунальное хозяйство и отменить все льготы и соцзащиту, которые государство не выполняет или не хочет выполнять.

В результате в 2005 году произойдет огромный сдвиг в этой области. Приведу несколько наиболее впечатляющих примеров. Последние четыре года детские пособия платит федеральный бюджет. Объем платежей в год - примерно 20 миллиардов рублей. С 2005 года детские пособия становятся ответственностью регионов. Это означает, что каждый регион будет сам устанавливать размер пособия, определять, кому оно положено, а кому нет, и сам платить. Таким образом, с 1 января 2005 года, скажем, на Алтае оно может быть 50 рублей, в Кузбассе 500 рублей, в Новосибирске 300 рублей.

Такой же точно подход и к бюджетникам. Федеральный центр будет регулировать только зарплату тех бюджетников, которые работают в федеральных структурах – в высших учебных заведениях, прокуратуре, судах, министерствах и ведомствах, их подразделениях в территориях. Им зарплату будет платить федеральный бюджет, и центр будет ее регулировать. А врачам, учителям, работникам культуры и другим зарплата будет регулироваться региональными законами. И уже с 1 января 2005 года на Алтае, в Новосибирске в Томске они будут получать совершенно разную зарплату. И зависеть она будет от того, насколько развит регион, как наполняется его бюджет.

То есть, фактически, внутри России возникает 89 отдельных государств, в каждом из которых будет проводиться собственная политика относительно детских пособий, доплат сельским врачам и учителям, вообще оплаты труда бюджетников. Каждый регион будет сам устанавливать стандарты бесплатного медицинского обслуживания.

То есть идет огромная революция. Фактически, центр отказывается регулировать зарплату бюджетников, социальные пособия, нормативы финансирования школ, больниц, детских садов и так далее и оставляет все это на усмотрение регионов.

Я к этой реформе отношусь в большей степени негативно. Она приведет к тому, что механизм выравнивания регионов будет полностью разрушен. Дифференциация между регионами, которая и сегодня уже очень большая, станет еще больше. Богатые регионы станут еще богаче, а бедные – еще беднее. И самое главное, будет нарушен принцип социальной справедливости. Женщина с ребенком в Алтайском крае не виновата, что она живет не в Томской или не в Тюменской области, где она могла бы получать в несколько раз более высокое детское пособие.

На мой взгляд, по ключевым позициям следует сохранить федеральное выравнивание, в том числе по бюджетникам. Невозможно будет объяснить алтайской учительнице, работающей в Залесовском районе, почему в тридцати километрах от ее сельской школы в такой же сельской школе Кузбасса такая же учительница получает в два-три раза более высокую зарплату при той же квалификации, нагрузке и количестве детей.

Считаю, что уже в краткосрочной перспективе это приведет к тому, что в стране очень сильно возрастет социальная напряженность. Акции протеста, забастовки можно ожидать уже этой осенью – будущей весной, когда народ осознает, что происходит.

Частью той социальной революции, которую сейчас осуществляют президент, правительство и «Единая Россия», является вопрос льгот. В чем суть? Сегодня в стране порядка 20 основных категорий льготников, имеющих право на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, на бесплатные лекарства, на 50-процентную скидку оплаты телефона, жилищно-коммунальные льготы, льготы на получение санаторно-курортного лечения. Реформа льгот в целом по России затрагивает 32 миллиона человек. При этом где-то одну треть берет на себя федеральный центр, а две трети он передает под ответственность субъектам Федерации.

Федеральный центр оставляет за собой инвалидов войны (970 тысяч), участников войны (около 100 тысяч), ветеранов боевых действий – «афганцев» и т.д. (порядка 150 тысяч), ветеранов, которые были в армии, но не на фронте (порядка 100 тысяч), блокадников Ленинграда (250 тысяч), членов семей инвалидов и участников Великой Отечественной войны (180 тысяч), Героев России, Героев Советского Союза, Героев социалистического труда и кавалеров Ордена Славы (4240 человек), инвалидов первой, второй и третьей степени (10,5 миллиона), «чернобыльцев» (1,4 миллиона) и почетных доноров (около 600 тысяч).

Для этих категорий с 2005 года отменяются льготы по оплате телефона, бесплатный проезд в городском и пригородном (в том числе речном) транспорте, бесплатные лекарства, за исключением онкобольных, астматиков и больных туберкулезом и диабетом, бесплатное санаторно-курортное лечение.

Вместо отменяемых льгот инвалиды войны будут получать добавку к пенсии – 2 тысячи рублей в месяц, участники Великой Отечественной войны – 1,5 тысячи, ветераны боевых действий – 1,1 тысячи, те, кто во время войны был в армии, но не на фронте – 600 рублей, блокадники – 1,1 тысячи, члены семей погибших и умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны – 600 рублей, герои – 3,5 тысячи, дети-инвалиды – 1 тысячу, «чернобыльцы» - до 1.7 тысячи, почетные доноры – 500 рублей.

Эта ежемесячная доплата будет индексироваться вместе с пенсией. Очень важные для ветеранов льготы по квартплате и коммунальным услугам будет отменены на год позже – с 1 января 2006 года.

Компенсируют ли эти деньги отменяемые льготы? Простого ответа нет. В глухих деревнях, где нет ни городского, ни пригородного транспорта, ни телефона эта выплата может быть выгодна, потому что там многих льгот просто нет. Городским жителям замена льгот денежными выплатами совершенно невыгодна. У меня есть расчеты по Барнаулу, которые показывают, что, например, инвалиды в среднем получают натуральных льгот на 3 тысячи 700 рублей в месяц. А деньгами они будут получать от 800 до 1400 рублей.

Я считаю, что это неправильная реформа. Людям было обещано полное возмещение потерь при ликвидации льгот, а реально будет возмещено 30 – 40 процентов от того, что они имели в натуральной форме. Поэтому я буду голосовать против этого пакета законов.

Три самые многочисленные категории льготников – ветераны труда (9,3 миллиона), труженики тыла (9,5 миллиона) и репрессированные (порядка 1 миллиона) – передаются под ответственность субъектов Федерации. Это означает, что Алтайский край с1 января 2005 года должен принять решение: либо он этим трем категориям сохраняет льготы в натуральной форме и компенсирует убытки предприятиям, предоставляющим услуги, либо отменяет льготы и выплачивает денежные компенсации. Если принимается второй путь, возникает вопрос, сколько платить и где брать деньги? Пока ответов нет.

И еще. Я думаю, можно было бы найти менее радикальный вариант. Например, не отменять полностью бесплатный проезд на пригородном транспорте для всех категорий льготников, а ввести для них льготный проездной, который был бы значительно дешевле, чем для других граждан, но который увеличил бы доходы транспортных предприятий, и они перестали бы так разваливаться, как сейчас.

Нужно сохранить механизм поддержки по санаторно-курортному лечению. Путевка сегодня стоит в среднем 20 тысяч рублей. Где люди возьмут такие деньги? А без этого лечения у ветеранов, инвалидов сократится продолжительность жизни. Это недопустимый подход.

Ну и, наконец, я совершенно не понимаю, какая необходимость накануне 60-летия Победы отменять льготы для участников и инвалидов войны, который осталось всего миллион человек. Почему этих людей, которых с каждым днем становится все меньше и меньше, нельзя было оставить в покое?

Мой общий вывод такой: эти реформы слишком радикальны, слишком непродуманны, денежные выплаты не компенсируют людям отмену льгот, и в результате уровень жизни ветеранов и льготников резко снизится уже в следующем году.

- В США есть закон, согласно которому государство не имеет права владеть какими бы то ни было средствами массовой информации, вещающими внутри страны. Это сделано с целью развития независимых СМИ и препятствования государственной пропаганде и «промыванию мозгов». В России же государство – фактический монополист в телеэфире, ему также принадлежат две общероссийские радиостанции и другие СМИ.

Я, например, не хочу оплачивать из своих налоговых отчислений работу государственных каналов, радио и газет, пиар Путина и запудривание мозгов в программе «Вести».

Как вы считаете, нужно ли в России принять подобный закон, который защищал бы право граждан на информацию и противостоял попыткам чиновников любого ранга (вплоть до президента) обмануть общество, искажать правду, пиариться за счет налогоплательщиков?

- Да, действительно, у нас здесь явный перекос. У нас 90 процентов средств массовой информации в стране принадлежат тем или иным органам власти – федеральным, региональным, местным. В результате этого вместо честной, объективной информации мы видим государственную пропаганду. Поэтому я полностью поддержал бы идею закона о запрете органам власти и управления учреждать средства массовой информации. Кстати, пару лет назад с такой идеей выступал тогдашний министр печати Михаил Лесин, но эта идея так и осталась его мнением, потому что правящему классу, чиновничеству совершенно невыгодно принятие такого закона. Ведь с помощью подконтрольных СМИ они промывают мозги людям и контролируют общественное мнение. Поэтому пока общество не осознает эту проблему и не потребует от президента, от депутатов, от партий принятия такого закона, вряд ли удастся его принять. По крайней мере, я себе не представляю, чтобы Путин и «Единая Россия» когда бы то ни было поддержали такой законопроект.

- Собираетесь ли вы в ближайшее время вступать в какую-либо партию из существующих или планируете ли создать какую-нибудь новую?

- О партиях. Я бы хотел, чтобы в России была сильная, авторитетная демократическая партия, либеральная партия, но сегодня на этом фланге есть пять или шесть мелких организаций, враждующих между собой. В этих условиях я не хочу вступать ни в одну из них. Что касается создания новой партии, то я опасаюсь, что такая попытка еще сильнее раздробит и без того слабые демократические силы. Поэтому я и мои коллеги в Думе (у нас неформальная группа из семи человек, которые вместе работают) думаем над этой проблемой, но пока не пришли к какому-то определенному решению.

Насколько эффективно (или даже правильней будет сказать – полезно) то, чем вы занимаетесь на протяжении последних лет? Если польза ощутима, то для кого, и в чем это проявляется?

Почему вас заметно перед выборами (любыми), но совершенно не видно в другое время?

Кто будет играть в чемпионате Европы по футболу?

Есть ли польза от того, чем я занимаюсь на протяжении последних лет? Безусловно. Я удовлетворен, хотя и не полностью, конечно, своей работой, своим выбором. Так уж вышло, за 10 лет в Государственной Думе я был причастен к созданию целых блоков современного законодательства. В частности, я стоял у истоков российского законодательства о выборах, был руководителем рабочей группы по конституционному закону о правительстве, который работает до сегодняшнего дня, был автором закона об организации власти в субъектах Федерации, активно участвовал в создании межбюджетных отношений, в создании законодательства о местном самоуправлении. Последние четыре года я чаще всего оппонирую администрации президента и правительству, потому что считаю ошибочной линию на административную вертикаль, на централизацию, на зажим демократических свобод. Я стараюсь бороться с помощью поправок к законом, альтернативных законопроектов. В прошлой Думе я вносил альтернативный закон о партиях, который при голосовании занял второе место из всех законопроектов. Буквально на днях мы с моими товарищами по Думе внесли 71 поправку к закону о референдуме, 10 из которых были одобрены.

Вторая часть моей работы – это работа в избирательном округе, в Барнауле. Мне в основном удается выполнять наказы, которые я получаю от избирателей. За эти годы построено более 700 бесплатных квартир для семей из оползневой зоны, построены и введены в строй первые очереди крупнейшей за Уралом краевой больницы, в этом году мы должны сдать две средних школы и детскую больницу, активно идет газификация Барнаула и Алтайского края.

Так что у меня есть удовлетворение от работы.

О моей заметности перед выборами. Я не знаю, кто задает этот вопрос, и какими источниками информации пользуется этот человек. Я считаю, что я в равной степени активен и перед выборами, и после выборов, и между выборами. И мои избиратели мне всегда говорят, что меня видно, слышно, и моя позиция известна.

Что касается финала чемпионата Европы по футболу. Не буду скрывать, что я болельщик с детских лет. Стараюсь смотреть все матчи чемпионата Европы. Мне кажется, что наиболее интересную игру показывают Франция, Англия, Италия и Испания. Считаю, что из этих четырех команд и будет составлен финал.

- Рассматриваете ли вы возможность политического объединения с Ириной Хакамадой к выборам 2008 года?

Считаете ли вы Ирину Хакамаду своим оппонентом или единомышленником?

В чем существенные отличия в ваших взглядах, которые могут помешать объединению?

- Мы единомышленники по большинству вопросов. Она, как и я, придерживается твердых демократических убеждений, считает, что Россия должна быть свободной современной страной, уважаемой в мире, соблюдающей права граждан, соблюдающей законы, страной без той чудовищной коррупцией, которая есть сейчас. У нас могут быть отдельные различия во взглядах, но я абсолютно не исключаю, что к 2007 – 2008 году у нас может быть политическое объединение с Ириной Хакамадой и другими демократическими силами. Более того, я считаю, что такое объединение просто жизненно необходимо для России.

- Чем спасаетесь от комаров этим летом?

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! ОТВЕТЫ ВЛАДИМИРА РЫЖКОВА НА ДРУГИЕ ВОПРОСЫ, ПОСТУПИВШИЕ НА ФОРУМ, БУДУТ РАЗМЕЩЕНЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость