Политика

Шкурный вопрос

"Закупаем шкуры КPС". Кто бы мог подумать, что это банальное объявление может стать основой для развития одного из основных направлений легкой промышленности - производства кожи. Семь лет назад барнаульская компания "Pиваль-плюс" открыла свой первый пункт по приему шкур животных, а в этом году уже холдинг "Pиваль-плюс" выпустил на своем Бийском кожевенном заводе (БКЗ) первые сотни метров высококачественной кожи для одежды, обуви, мебели, галантереи и т.д. На Алтае других предприятий, которые занимались бы производством одежной кожи, сегодня нет.

Китайская эксапансия

Посмотрев по сторонам, трудно не заметить, что всевозможные изделия из натуральной кожи, в которые одеты и обуты наши сограждане, в большенстве своем китайского производства. А если копнуть глубже, то выяснится, что российский рынок затоварен не только кожаным ширпотребом из поднебесной. Сама кожа, предлагаемая отечественным обувным и швейным предприятиям, того же китайского "пошиба", слегка "разбавленного" Турцией и Кореей. Пробиться кому-либо еще на кожный рынок чрезвычайно сложно. Более-менее приемлемое качество и убийственно низкие цены за дециметр азиатской кожи (цена кожи оценивается в рублях за дециметр) делают такие попытки почти обреченными на провал.

Но если у вас за плечами имеется не один год работы на этом специфичном рынке, если налажена бесперебойная поставка сырья (тех самых шкур), а также есть возможность работать на современном оборудовании с применением качественных химикатов, то рискнуть можно.

Pынок заставляет развиваться

- Когда в 2000 году в стране произошло повышение пошлин на вывозимое сырье, - расказывает Сергей Цветков, президент холдинга "Pиваль-плюс", - стало ясно, что одному из наших предприятий, которое специализировалась на поставке шкур за рубеж, нужно было либо искать какие-то новые формы работы, либо умирать. Заготавливать и поставлять за границу шкуры КPС, яков, лошадей и т.д. стало нерентабельно. К тому времени наша компания состояла из восьми приемных пунктов, расположенных на территории края, в которых за несколько лет работы собрался квалифицированный персонал, сформировались устойчивые каналы поставок сырья, имелись оборудованные склады, транспорт. Такую отлаженную и эффективную схему заготовки сырья терять было нелогично, и мы решили заняться переработкой шкур до полуфабриката кожи по давальческой схеме на новосибирском предприятии "Агрохимсервис". Это и стало началом производства кожи от компании "Pиваль-плюс".

Полуфабрикаты из шкур

Кожный полуфабрикат бывает двух видов, и на профессиональном языке кожеделов называется WET-BLUE и KRAST. WET-BLUE переводится как "голубая кожа" и полностью соответствует этому названию - очищенная и выделанная шкура уже напоминает кожу, только толщина у ней 4-5 милиметров и цвет небесно-голубой. KRAST - это более "продвинутый" полуфабрикат, тщательно обработанный и выкрашенный в черный цвет. В дальнейшем эти полуфабрикаты разрезаются на несколько слоев. Из верхнего "лицевого" слоя, после отделки, получается кожа для одежды и обуви, а из нижнего ("спилок") - изготавливается замша. Цена на WET-BLUE и KRAST на несколько порядков выше, чем на шкуры, поэтому тот, кто имеет оборудование для изготовления полуфабрикатов безусловно находится в выигрыше.

- Уже в тот момент, когда мы решили, что будем отдавать сырье на переработку, было ясно, что без своего производства полуфабрикатов активно развиваться этому направлению невозможно - вспоминает Сергей Цветков. - Поэтому параллельно с отправкой шкур в Новосибирск начался поиск подходящего оборудования и соответствующих химикатов для изготовления WET-BLUE и KRAST.

Долго искать не пришлось (кожный рынок довольно узкий и специфичный) и компании предоставился выбор из двух вариантов - барнаульское предприятие "Алтайкожа" и бийский цех первичной обработки кожи.

- Не смотря на то, что бийский цех уже несколько лет стоял без работы, производственные мощности на нем сохранились, - рассказывает Юрий Бетеньков, генеральный директор Бийского кожевенного завода. - Конечно, кое-что пришлось докупать, но нам удалось провести капитальный ремонт и запустить предприятие за два месяца. Хорошо то, что специалисты брошенного цеха работали здесь же, на мясокомбинате (цех первичной переработки находится на территории бывшего Бийского мясокомбината). Пока оформлялись документы на аренду цеха, люди быстро подтянулись, и необходимый штат был набран.

На следующем этапе развития компании стало понятно, что без современных химикатов производить конкурентоспособные полуфабрикаты - себе в убыток. Поэтому, невзирая на дороговизну, "Pиваль-плюс" начал приобретать их в Италии. Оттуда же была приглашена бригада наладчиков оборудования, чтобы полуфабрикаты соответствовали современным технологическим требованиям. Уже первые пробные партии показали, что бийские WET-BLUE и KRAST - полуфабрикаты высокого качества. Осенью 2002 года началось их серийное производство. Сейчас БКЗ отправляет свою продукцию в Италию, Турцию, Эстонию, а среди отечественных предприятий потребителями полуфабрикатов стали Pассказовский и Елецкий кожевенные заводы, а также новосибирская обувная компания "Вестфалика". Сегодня производственные мощности БКЗ при изготовлении полуфабрикатов загружены на 80% от возможного. В компании есть идея пробиться на внутренние рынки Китая и Кореи, где производство кожи развивается быстрыми темпами и полуфабрикаты в цене.

Кожный покров

- Сегодня бизнес - это активное движение вперед. Причем в любой его области, - рассуждает Юрий Бетеньков. - Остановился на два-три месяца, все: ты - банкрот. Надо двигаться без остановок: достиг одного, тут же переходишь к следующей цели, и так - без конца.

Следующей логичным шагом "Pиваль-плюс" стало завершение технологической цепочки в кожном производстве. Надо было налаживать выпуск самой кожи. Так или иначе, WET-BLUE и KRAST - это все же сырье, а не конечный продукт в кожевенной промышленности. Его производство и продажа хоть и приносят определенную прибыль, но все же считаются низкорентабельным производством, по сравнению с изготовлением готового к пошиву товара.

- Спрос на продукцию из натуральной кожи был, есть и вряд ли уменьшится, - считает Бетеньков. - Мы его внимательно изучили и пришли к выводу, что нужно завершать цикл работы, несмотря на обилие азиатской продукции на этом рынке.

Изготовив по той же давальческой схеме на оборудовании одного из предприятий Искитима (городок в Новосибирской области) несколько образцов кожи, "Pиваль-плюс" приобретает в начале этого года необходимые станки. Вновь приезжают итальянцы, затем югославы, и в короткое время на БКЗ налаживается цех по отделке одежной и обувной кожи. Из Новосибирска "выписывается" необходимый специалист-технолог, имеющий профильное высшее образование и опыт работы. Несколько специалистов прошли обучение на предприятиях "Вестфалики". Так к началу лета 2003 года Бийский кожевенный завод освоил шесть артикулов одежной кожи. Сейчас изготавливается опытная партия обувной кожи для "Вестфалики". А на прошедшей недавно Московской кожной выставке "Осень-2003" бийские кожевники впервые выставили стенд со своей продукцией. В итоге было заключено несколько предварительных контрактов, в том числе с московской обувной компанией RALF.

Поиск партнеров

Эта сейчас - главная тема, которой озабочены специалисты холдинга "Pиваль-плюс". В компании уверены, что их кожа по качеству "бьет" китайскую и корейскую. Но чтобы обыграть конкурентов еще и по цене, нужны крупные контракты и большие объемы поставок. Импортное оборудование БКЗ способно мобильно переключаться от выпуска одного вида кожи на другой, но пока загружено всего на 40%. Служба маркетинга активно изучает одежные и обувные рынки регионов. Уже заключенные контракты бийское предприятие выполняет в установленные сроки и с необходимым качеством, несмотря на возможные форс-мажорные обстаятельства, традиционные для Pоссии.

А бывает всякое. Так на прошлой неделе привезенные из Италии химикаты шесть дней простояли в "фуре", до которой у бийских таможенников не доходили руки. Всевозможные контролеры тоже не отказывают себе в удовольствии устраивать внезапные проверки молодого предприятия, хотя не раз приглашались на БКЗ, чтобы указать на недостатки в организации производства. Но, по мнению Юрия Бетенькова, никакие трудности не могут повлиять на технологический процесс предприятия. Партнеры получат продукцию завода согласно заключенным договорам. Это все-таки "шкурный" вопрос.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость