Политика

Тихая агитация

Очередные выборы в Государственную Думу РФ завершились. На момент сдачи номера в печать мы не знали, кто одержал в них победу. Но так как результаты голосования в Барнауле и по краю были, в приципе, предсказуемыми, нас больше интересовал вопрос - как взаимодействовали кандидаты в депутаты и самый "многолюдный" ритейловый бизнес в ходе предвыборной агитации.

Барнаульские эксперты в области рекламы говорят, что все кандидаты и партии активно использовали на этот раз почти все каналы распространения предвыборных материалов. Чаще всего, агитация шла посредством наружной рекламы и через различные СМИ. Однако предвыборные штабы кандидатов несколько "обделили вниманием" крупнейшие торговые точки. Это тем более не понятно, поскольку через магазины ежедневно проходят тысячи избирателей.

По нашим наблюдениям, в магазинах Барнаула активно "продвигались" только рекламные листовки СПС, кандидата в депутаты по Барнаульскому округу Екатерины Абрамовой. Изредка мелькала "агитка" Владимира Рыжкова. А вот НПСР, например, не стал развешивать свои плакаты в магазинах исключительно из-за нехватки финансовых средств. Как пояснил нам председатель краевого комитета этой организации Валентин Неменов, "за каждый наклеенный в магазине плакат пришлось бы заплатить "энное" количество денег. У коммунистов лишних средств нет. Поэтому мы даже и не пытались обращаться с таким предложением к руководству каких бы то ни было магазинов".

Партия "Яблоко" вообще не считало эффективным такой способ воздействия на избирателей. Об этом сообщил нам председатель Алтайского регионального отделения Александр Гончаренко. А вот в избирательном штабе Екатерины Абрамовой, напротив, серьезно отнеслись к размещению политрекламы в розничной торговле в качестве одного из коротких путей к "уму и сердцу" электората. "Мы обратились с такой просьбой к руководству известной в городе сети магазинов "Новэкс". С ними мы в недавнем прошлом плодотворно сотрудничали, а потому и в этот раз нашли у них поддержку. Размещение агитматериалов в "Новэксе" было осуществлено нами на бесплатной основе. Расклеивали плакаты и раскладывали календарики с символикой нашего кандидата активисты штаба Екатерины Абрамовой. "Новэксу" своими действиями проблем мы не создали. Да и вообще, я считаю, что покупатель с удовольствием интересовался нашей "продукцией". Ведь приятно же бесплатно взять с собой календарь на будущий год, украшенный фотографиями известных людей, которые агитировали за нашего кандидата", - сказал Константин Малышев, руководитель избирательного штаба Абрамовой.

В региональном отделении СПС нам сказали, что "... размещением рекламы в магазинах мы не занимаемся. Появление предвыборных материалов СПС в местах розничной торговли - это, вероятно, результат работы наших добровольцев". Специалист избирательного штаба этой партии Елена Аралова пояснила, что в период кампании по выборам в Госдуму-2003 "Союз Правых Сил" провел обширную агитационную работу. Раздавалось большое количество полиграфической продукции, дальнейшую судьбу которой партии проконтролировать достаточно сложно.

Многие предприниматели, которым принадлежат ведущие розничные магазины города, были открыты для сотрудничества с партиями в их нелегкую, предвыборную страду. Другое дело, что так и останется без ответа вопрос "на каких условиях соглашались размещать рекламу в своих магазинах бизнесмены - за деньги, политическое лобби или бескорыстно?" По крайней мере, те, с которыми нам удалось связаться, утверждают, что пошли на сотрудничество (или "теоретически" согласились бы пойти на него) абсолютно бесплатно. Например, из слов директора сети магазинов "Новэкс" Виктора Филиппчука ясно, что он разместил в своих торговых точках рекламу всех кандидатов, которые к нему обращались с такой просьбой, не взимая с них платы.

Директору сети магазинов "ДОМОтехника" Павлу Нестерову аналогичные предложения от политических партий или отдельных кандидатов не поступали. Поэтому политической рекламы в его торговых залах не было. Вообще, господин Нестеров считает, что такой рекламе в магазинах не место. Однако если бы к нему обратились, и он, по своим политическим убеждениям, не имел ничего против этой партии, то "дал бы добро" на бесплатное размещение плакатов. А вот руководство гипермаркета "Алтай" заняло принципиальную позицию. Она заключается в том, что внутри этого торгового комплекса в принципе нельзя размещать какую бы то ни было рекламу, не то что политическую.

Отдельным бастионом в предвыборную пору стал торговый дом "Айсберг". В одном из его магазинов нам удалось увидеть очень много плакатов, агитирующих за "Союз Правых Сил", а обслуживающий персонал был облачен в накидки с символикой СПС. Объяснить свою любовь именно к этой партии в "Айсберге" нам отказались. Менеджер по рекламе Оксана Полякова сказала буквально следующее: "Руководитель ТД "Айсберг" против упоминания об этом в вашей газете". Почему - не известно. Можно только привести факты. Торговый дом "Айсберг" входит в структуру финансово-промышленной группы "Сибма. А ее создатель, известный в городе предприниматель Анатолий Банных, является одним из лидеров регионального отделения СПС.

В то же время внутри таких престижных торговых комплексов, как "Вавилон", "Седьмой континент" и "Поместье" агитматериалов мы не нашли. Канал размещения политической рекламы в розничной торговле на прошедших выборах в Барнауле по сути дела использовался по минимуму. Политики и PR-технологи не рассматривали его в качестве эффективного инструмента воздействия на избирателей. Хотя владельцы магазинов, по большому счету, были не против "поиграть" в политику. За исключением тех, кто посчитал, что предвыборная реклама нанесет только вред имиджу и репутации их бизнеса.

Наталья ПЬЯНЗИНА. Сергей КУПРЯЕВ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость