Политика

Украина хочет жить своим умом. Но ненависти к России у "оранжевых" нет

За третьим туром украинских выборов, прошедших 26 декабря 2004 года, наблюдала группа представителей Алтайского края. По просьбе "СК" один из международных наблюдателей, барнаульский журналист Валерий Савинков, поделился своими впечатлениями о выборах, настроениях украинского народа и о многом другом.

Золота империалистов не обнаружено

Поездку группы из семи наблюдателей с Алтая на Украину организовала ассоциация "Голос", точнее, ее местный филиал во главе с Юрием Еремеевым (наблюдатели из Барнаула ездили ранее и на второй тур президентских выборов). Как выяснилось, "Голос" входит в сеть ENEMO (European Network of Election Monitoring Organizations). Финансовую сторону поездки обеспечивала известная организация Freedom House, в общем-то, имеющая статус неправительственной и международной, но фактически довольно плотно связанная с Америкой, в том числе и с ее правительственными структурами.

Организаторы оплатили билеты, проживание в гостинице и суточные, в день выборов обеспечили автомобилем с водителем. Пресловутого золота империалистов мне так и не довелось увидеть – ни о какой зарплате или иных выплатах речь не шла (участие в выборах расценивается в рамках популярного в мире статуса "добровольчества").

Что же до попыток "тех, кто платит" влиять на наблюдателей, хочу отметить: на таких условиях на них не сильно-то и повлияешь. И это не говоря уж о том, что наблюдатель, согласно украинскому законодательству, фигура независимая и не связанная обязательствами ни перед кем. Некие попытки, которые можно трактовать как "влияние", я все-таки отметил. Например, представитель ENEMO в нашем регионе в ходе брифинга не рекомендовал наблюдателям общаться с журналистами: мы, мол, сами сведем все нарушения и предъявим прессе. Впрочем, представители российского "Голоса" выслушали это пожелание и просто решили его игнорировать.

Так что система международного наблюдения хотя и испытывает некоторое влияние американцев (сложно было бы предположить иное в условиях добровольного отказа официальной России уже не только от международной активности, но даже и сворачивания контактов в ОБСЕ), но в целом действует достаточно свободно. Российские наблюдатели, с несколькими десятками которых мне пришлось пообщаться, люди достаточно самостоятельные, грамотные и патриотично настроенные и готовые защищать интересы России даже в условиях, когда администрация и политтехнологи Путина на долгие годы вперед загадили отношения двух стран.

Нам довелось работать в Житомирской области - регионе, расположенном к западу от Киева, с достаточно взвешенным числом сторонников обоих претендентов (две трети - Ющенко, треть - Янукович). Стоит отметить, что именно здесь в старой России помещался центр т.н. черты оседлости - с неофициальной еврейской столицей городом Бердичевым

Житомир: встреча с Януковичем

В первый же день на Украине нам довелось встретиться с Виктором Януковичем, приехавшем в Житомир. На центральной площади 300-тысячного города собралось около 8 тысяч человек - три четверти "синих" и четверть "оранжевых". Несколько часов "партии", стоявшие вперемешку в единой толпе, активно скандировали речевки и обзывали друг друга разными обидными прозвищами. Но при этом, несмотря на то что сотни "синих" и "оранжевых" общались лицом к лицу, на Соборном майдане не произошло ни одного инцидента (кстати, почти не было и милиции). Это сразу же поколебало наведенную в нас московскими СМИ уверенность в том, что противостояние на Украине зашло крайне далеко и чревато гражданской войной - народ с обеих сторон, несмотря на накал страстей, явно был настроен мирно.

О сторонниках Януковича ходило много разговоров. В частности, рыночные торговцы уверяли нас, что организационным костяком их структур на местах являются бандиты - так, в кампании, по их словам, были активно задействованы "свои" хорошо известные им рыночные рэкетиры. Не стану ничего утверждать на сей счет, однако отмечу, что "януковичи" явно более этатизированы. Среди них больше чиновников, госслужащих, ветеранов, в то время как массовый актив "оранжевых" составляют студенчество, мелкие бизнесмены (это сословие на Украине живо, массово и довольно влиятельно) и некоторые профессиональные группы. В частности, очень удачно была развернута программа мобилизации обычных водителей-добровольцев (специальные автоплакаты, разработанные сигналы в разных ситуациях - приветственный, оскорбительный и пр.).

Киев: в лагере Ющенко

С лагерем сторонников Ющенко нам довелось пообщаться по время посещения Киева, где мы побывали в палаточных лагерях на майдане Незалежности (реально он не на майдане, а на Крещатике), возле Кабинета министров и Верховной рады. Мне хотелось поговорить не с формальными лидерами движения, а с рядовыми участниками этих лагерей и людьми уровня "полевых командиров" - тех, кто организует этот процесс "на земле". Стоит отметить, что лагеря организованы просто, но довольно хорошо – старые армейские палатки огорожены листами пенопласта и лентами (дежурные спрашивают у всех желающих пообщаться, кто они и зачем пришли), запитаны электричеством от дизель-генераторов (это же позволяет их слегка отапливать), обеспечены топливом для костров.

В то же время все просто и бедненько - красочная на экране телевизоров агитация на 90% состоит из копеечного разноцветного скотча, палатки помнят еще чуть ли не Вторую мировую, жидкий чай из ведер и каша типа армейской - вот все, что смогли найти желавшие угостить нас радушные хозяева. Действительно радушные - несмотря на пропаганду ненависти к России, у "оранжевых" мы ее не обнаружили - да и откуда она возьмется у деревенской девчонки из-под Львова или студентов с востока Украины, в сущности, русских, но не считающих себя таковыми.

Как ни странно для нас, но основное чувство по отношению к России - равнодушие. Ну, да, есть такая огромная бедная страна на севере с одним богатым городом - Москва, куда можно поехать на заработки, хотя лучше в Италию… Вот и все. Немного обижаются на Путина и политтехнологов Павловского (последнего, впрочем, даже никто не знает по фамилии), но, в общем-то, как-то без экспрессии: зря это они так, пытались тут нас построить, мы уж сами как-нибудь… Патетики и громких слов в России по отношению к Украине оказалось гораздо больше.

Чеченская война украинцам не нужна

"Поскреби украинца - и найдешь русского" - в справедливости этого утверждения мне не раз пришлось убедиться. Так, во время пересчета голосов на проблемной участковой комиссии (где голосовал весь округ по открепительным талонам) ее председатель, молодой парень, которого очень уважали пожилые украинские тетки, четко сыпавший речь "на мове", вдруг сбился, начав пересчитывать бюллетени. Из его высказываний (надо было пересчитать две тысячи бланков) вдруг исчезли "одын", "друге", "шостдесят висимь" и пошли обычные русские "тридцать один, тридцать два".

За последние десять лет огромное число людей на Украине добровольно приняло новые условия игры - они перестали считать себя русскими и заговорили на украинском, отдают своих детей в украинские школы и считают себя патриотами этой страны, во что никак не могут поверить в Кремле, по-прежнему видящем в украинской государственности малороссийскую оперетку. И если на востоке жители Украины по-прежнему говорят по-русски, еще вопрос, считают ли они себя таковыми (исключением здесь является Крым). Никто из тех, с кем мы общались, не выражал желания к какому-либо объединительному процессу с Россией. Кстати, регулярно упоминаемым фактором, почему Украине надо жить самой по себе, является российская война в Чечне - "у вас там война, нам это не нужно".

Особых нарушений не замечено

В целом выборный процесс прошел довольно гладко. Мне пришлось работать в округе, где проживало порядка 1% украинских избирателей. На прошлом туре выборы проходили здесь довольно неспокойно. Так, во время посещения комиссий члены избиркомов показывали мне места, куда врывались бандиты - "вот в этом углу у нас все было залито кровью, но урны мы отстояли". Наблюдатели от обоих штабов рассказывали о массовом присутствии на прошлых выборах на участках местного начальства, впрямую давившего на избирателей, на недопуск наблюдателей. Ничего этого на последних выборах не было.

Выявленные нарушения носили мелкий и неполитический характер: в одной комиссии забыли поставить печать на контрольных листах в урнах, в другой перепутали последовательность плакатов кандидатов – первым вывесили Януковича, в третьей мы поймали офицера милиции на незаконной передаче списков наблюдателей в МВД.

Возможна ли в России "оранжевая" революция?

В последние недели в российской политологической тусовке становится модным вопрос возможности перенесения в Россию технологий и идеологии "оранжевой революции" на Украине. Это отдельная важная тема, тем не менее хочу сделать пару замечаний на этот счет. Украинские граждане существенно отличаются от российских – в обществе другая социальная структура, другой, существенно более высокий, уровень связей с Европой, другой уровень толерантности и политической культуры и социальной активности.

Так, например, лидеры "оранжевых" нам неоднократно подчеркивали, что переломным моментом в массовости их движения стало недавнее время, когда с востока страны в столицу массово начали приезжать "прибандиченные" бизнесмены, близкие к правительству Януковича, и отнимать у киевлян их бизнесы. Именно это родило массовую базу спонсорства движения и во многом обеспечило его новыми кадрами. Стоит отметить, что последний год показал, что подобные действия по переделу собственности в России практически не встречают протеста как в Москве, так и у нас на Алтае. Вытесняемые из бизнеса люди пока преимущественно не готовы к выражению протеста, и, пользуясь словами Салтыкова-Щедрина, "как их ни секут, они только ногами перебирают".

Впрочем, 2005 год "великого обнищания" россиян, возможно, уже совсем скоро по-новому расставит приоритеты социальной напряженности в обществе.

Валерий САВИНКОВ, редактор ИА "Банкфакс".

Фото предоставлено автором.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость