Политика

Заботы сенатора

Эксклюзивное интервью члена Совета Федерации от Алтайского края Владимира Германенко.

Владимир Германенко согласился ответить на вопросы нашего издания во время краткосрочного визита в Алтайский край. На следующий день он улетал в Москву, чтобы принять участие в парламентских слушаниях, посвященных главному финансовому документы страны — бюджету.

О федеральном бюджете

— Владимир Сергеевич, в Совете Федерации вы является заместителем председателя комитета по бюджету. В связи с недавним землетрясением в Алтайском крае, можно ли рассчитывать на увеличение бюджетной помощи на ликвидацию последствий землетрясения?

— Надо сказать, что работа над федеральным бюджетом ведется в Совете Федерации с января. По инициативе верхней палаты в Белокурихе проходило важное выездное заседание комитета по бюджету Совета Федерации. Мы пригласили на него представителей практически всех сибирских регионов и Министерство финансов России. На основании итогов этого выездного заседания было принято специальное постановление Совета Федерации, в котором мы сформулировали свои предложения по федеральному бюджету на 2004 год.

Конечно, правительство не могло учесть все наши рекомендации. Но некоторые ключевые поправки нам все-таки удалось внести в законопроект «О федеральном бюджете». В частности, в раздел, посвященный предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Эта статья государственных расходов в проекте федерального бюджета на 2004 год проиндексирована соотвествующим образом. И я надеюсь, что Алтайский край получит необходимую финансовую помощь.

— Каким, по вашему мнению, является бюджет будущего года в его проектном варианте?

— Я бы назвал его очень сложным для страны. Хотя министр финансов Алексей Кудрин, например, считает его стабилизационным. Доходы федерального бюджета планируются на уровне 2,742 трлн. рублей, расходы — 2,659 трлн. рублей. Таким образом профицит составляет около 83 млрд. рублей.

Но что беспокоит Совет Федерации и меня лично в этом варианте бюджета? Во-первых, низкий уровень оказания финансовой поддержки регионам-реципиентам. Ее объем сохраняется фактически на уровне прошлого года, а при учете инфляции — уменьшается. В то же время социальная нагрузка на местные бюджеты увеличится. Вы, вероятно, знаете, что с 1 декабря на 33% будет повышена заработная плата бюджетникам федеральных ведомств. Регионы вынуждены принять такой вызов и тоже пойти на увеличение заработной платы своим госслужащим.

Второй очень тревожный момент связан с повышением тарифов естетсвенных монополий. В следующем году (очевидно, уже в начале года), будут повышен на 30% тарифы на газ, на 14% - на электроэнергию, на 12% - на железнодорожные перевозки. Рост тарифов прямым образом отразится на увеличении стоимости жилищно-коммунальных услуг. Поэтому члены Совета Федерации будут настаивать на увеличении финансовой помощи регионам-реципиентам.

Не менее важно и то, что в проекте федерального бюджета на 2004 год практически не предусмотрена поддержка промышленности и сельского хозяйства. Значительная часть доходов будет направлена на погашение внешнего государственного долга. Часть средств пойдет в стабилизационый фонд. Наличие такого фонда, конечно, необходимо, поскольку экономика нашей страны по-прежнему зависит от мировых цен на нефть. Однако имеющийся запас фонда в размере около 250 млрд. рублей, а также профицит федерального бюджета 2004 года, по нашему мнению, могут позволить правительству направить часть средств на поддержку и стимулирование материального производства. Модернизация отечественной промышленности необходима. Благоприятная для нас ситуация на мировом рынке энергоносителей долго оставаться не может.

— В следующем году перестанет действовать налог с продаж.

— Да, это действительно существенная потеря для бюджетов регионов. Хотя правительство и планирует компенсировать упразднение этого налога за счет перераспределения иных бюджетных поступлений между федеральным и региональным уровнем, но вряд ли субъекты Федерации что-то от этого выиграют. Правительство предполагает восполнить в следующем году бюджетные поступления от налога с продаж за счет передачи акцизов на ликеро-водочные изделия, некоторых налогов на малый бизнес и одного процента налога на прибыль. Но мы посчитали, что не все регионы устраивает такой вариант компенсации. В том числе, и Алтайский край. Поэтому мы будем отстаивать свои интересы.

— Как скоро будет принят бюджет следующего года?

— Сейчас депутаты Государственной Думы больше обеспокоены предвыборными баталиями, поэтому они обращают внимание только на законы первостепенной важности. В том числе, и на федеральный бюджет. Не исключено, что 15 октября бюджет страны будет принят во втором чтении. Но вряд ли депутаты утвердят его окончательно в эту сессию.

Совету Федерации будет очень трудно отстаивать внесенные бюджетные поправки. Дело в том, что Дума очень ревниво относится к нашим законодательным инициативам. Сейчас в нижней палате есть четыре центристские партии, которые очень плотно работают с правительством. Что правительство предложит, то Дума и поддерживает. Например, в прошлом году Совет Федерации отстаивал свои поправки к бюджету до последнего. Но 26 декабря к нам на заседание пришли Кудрин и Греф, которые сказали: «Вы что, хотите взять ответственность перед страной, которая останется без бюджета?» Поэтому Совет Федерации вроде бы и верхняя палата парламента, но все законодательные инициативы идут через Государственную Думу. Поэтому после выборов, при новом уже депутатском корпусе мы будет работать над повышением роли Совета Федерации в законотворчестве.

О промышленности

— Вы говорили о необходимости поддержки отечественной промышленности. Как вы сегодня оцениваете состояние алтайских промышленных предприятий?

— Конечно, в нашемм крае ситуация в промышленности очень сложная. Россия — это страна с огроной территорией и населением 150 млн. человек. Чтобы оставаться экономически независимой державой, нам необходимо развивать науку и промышленность.

На мой взгляд, в промышленности есть две основные проблемы. О финансовой поддержке из центра мы уже говорили. Но многое зависит и от инициативы на местах. Если рассмотреть ситуацию в крае, то у нас насчитывается не так много предприятий, руководители которых занимаются не критикой правительства, а поиском ресурсов для преодоления кризиса. Можно назвать «Алтайвагон», РТИ, АТИ, Барнаульский пивоваренный завод, «Бийскэнерго», Бийский олеумный завод. Мне кажется, директорам заводов надо на время забыть о системе госзаказов, а искать новые рынки сбыта и новые технологии для выпуска окнкурентной продукции. Тот же «Алтайвагон» недавно открыл в Рубцовске литейный завод, что открывает для предприятия новые возможности.

О газификации края

— Владимир Сергеевич, вы хорошо знаете систему газификации Алтайского края, поскольку еще будучи заместителем главы краевой администрации стояли у истоков ее создания. Насколько заманчивым является недавнее предложение «Востокгазпрома» поставлять на Алтай не только природный, но и сжиженный газ?

— Все будет зависеть от цены вопроса. Если «Востокгазпром» готов поставлять сжиженный газ по более низкой цене, чем сегодня это делает группа компаний «Сибур», то для края это выгодное предложение. Если нет, то — какой смысл? Алтайский край в настоящее время является самым крупным потребителем сжиженного газа в России. В год нам необходимо 50−60 тысяч тонн. Совместно с «Востокгазпромом» краевая администрация начинала программу газификации. И сделано было очень многое. Однако сегодня в крае не хватает ресурсов для строительства магистрального газопровода Барнаул-Бийск, необходимо строить газораспределительные сети. Возможно, после визита в Алтайский край президента Владимира Путина этот вопрос сдвинется с мертвой точки. Но сегодня загрузка сетей, которые переданы «Алтайгазпрому», составляет всего 25%. А нам необходимо проводить природный газ в Алейск, Топчиху, Косиху, Троицкое, Зональное и другие райцентры.

О коммунальной реформе

— А как быть с перестройкой системы ЖКХ?

— К сожалению, отечественное ЖКХ находится в тяжелейшем положении по всей стране. На мой взгляд, в этой отрасли надо решить три проблемы.

Первая — необходимо разделить заказчика и подрядчика жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас создалась парадоксальная ситуация. Коммунальщики получают деньги и сами же выполняют для себя работы. До тех пор пока по всей стране не будут созданы товарищества собственников жилья, эта проблема решена не будет.

Вторая проблема заключается в том, что надо отменить все дотации ЖКХ из бюджета. Большая доля стоимости услуг покрывается сегодня бюджетными дотациями. Причем дотируются не только бедные, но и богатые. Поэтому надо сделать, чтобы 100% коммунальных услуг потребитель оплачивал сам. Но малоимущим можно установить потолок затрат. Скажем, по России сейчас он составляет примерно 22% от дохода семьи. Для Алтайского края, где средняя заработная плата невысока, можно было бы сделать 18%. А дефицит покрывать субсидиями. Причем надо максимлаьно упростить порядок получения этих субсидий. Например, так, как это сделано в Череповце. Там житель пишет заявление на получение субсидии в пенсионный фонд, получает разрешение и далее уже сам фонд перечисляет оплату коммунальщикам и удерживает из пенсии определнный процент.

И наконец, в ЖКХ необходимо создать выбор подрядчика. В эту отрасль должен прийти частный бизнес. Сегодня олигархи начали проявлять к нему интерес. Мне известно, что компания «Алтайкрайгазсервис» намерена взять на себя коммунальное хозяйство двух районов края. Но это только первые шаги.

О малом бизнесе

— Владимир Сергеевич, недавно Совет Федерации утвердил важные поправки в 134-й закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Теперь контролерам нельзя проводить внеплановые проверки новых предприятий в течение трех лет с момента регистрации. Будет ли теперь этот многострадальный закон работать?

— Очень сложный вопрос. В нашей стране все говорят о малом бизнесе, а реальной поддержки ему никто не оказывают. Хотя, по-моему, создать условия для благоприятного развития малого бизнеса можно следущим образом. Во-первых, ему нужны дешевые кредитные ресурсы. Особенно начинающим предпринимателям. Можно было бы решить этот вопрос через систему Центробанка РФ. Пожалуйста, давайте создадит удобную для малого бизнеса кредитную схему. Если банки не хотят рисковать, то они могут взять под контроль расходование собственных кредитных ресурсов. Например, приносит предприниматель в банк бизнес-план на строительство производственного помещения. Сначала ему выдается кредит на фундамент, затем проводится проверка, с какими расходами этот фундамент был установлен. Кредит, который необходим предпринимателю для покупки оборудования, банк может перечислить не ему на расчетный счет, а фирме производителю. Таких примеров снижения рисков можно привести много. И, конечно же, необходимо смягчать административное воздействие на малый и средний бизнес. Особенно ему вредят эти проверки, которые убивают предпринимательскую инициативу.

Кто такой Владимир Германенко

Владимир Сергеевич Германенко родился 22 февраля 1944 года. Много лет проработал в краевой администрации, занимал пост заместителя главы. 20 декабря 2001 года Владимир Германенко назначается представителем в Совете Федерации от администрации Алтайского края. В настоящее время является заместителем председателя комитета СФ по бюджету и членом комиссии СФ по естественным монополиям. Срок полномочий Владимира Германенко истекает в марте 2004 года.

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость