Потребитель

Главная еда будущего

Менее чем за год "Алтайский производственный альянс" наладил производство 28 видов продуктов быстрого приготовления.

В России рынок продуктов быстрого приготовления считается одним из самых динамично развивающихся. Вместе с тем пока число производителей и их ассортимент не настолько широк и разнообразен, чтобы говорить о полном насыщении рынка. Данная ситуация подтолкнула руководство "Алтайского производственного альянса" к решению об изготовлении продуктов быстрого приготовления "Гран-марка". О том, как восприняли потребители новый продукт, и с какими сложностями пришлось столкнуться в его продвижении на рынок, рассказывает Руслан Тетяйкин, заместитель директора по маркетингу.

- Несколько лет назад жители края видели местного производителя продуктов быстрого приготовления. Это был завод "Биотек". К сожалению, его опыт нельзя назвать удачным. Почему вы рискнули?

- На мой взгляд, было несколько причин, по которым "Биотек" прекратил выпуск данного вида продукции. Одна из них - преждевременное появление на рынке. Потребитель был еще не готов включить в свой постоянный рацион супы, каши, картофельное пюре быстрого приготовления. Исключение составляла лапша, но "Биотек" предлагал ее по более высокой цене, чем, скажем, стоил аналогичный китайский продукт. И еще один немаловажный факт - уровень жизни населения на тот период был ниже, чем сегодня. Посмотрите на прилавки современных магазинов: даже небольшие торговые точки предлагают товары "премиум" (дорогие) и "медиум" (средней ценовой категории). Они востребованы и их покупают. Время исключительно дешевых продуктов прошло. А когда "Биотек" предложил свои супы и каши, люди еще не были готовы регулярно их покупать. Да и культура потребления продуктов быстрого приготовления была на тот момент в зачаточном состоянии.

- А в какой стадии он находится сегодня?

- Бытует мнение, что продукты быстрого приготовления едят только работники офисов, в которых нет столовых. Практика показала, что это не совсем так. Становится все больше и больше работающих людей, у которых нет времени на приготовление обедов и ужинов дома. И вот именно эта категория населения являются нашими основными потребители. Продукты быстрого приготовления более безопасны в обращении: не надо ничего разогревать. Поэтому некоторые родители оставляют на обед детям школьного возраста лапшу, супы, каши. Их достаточно залить кипятком или горячим молоком. Вспомните, сколько сковородок и кастрюль вы пережгли в детстве, и тогда вам станет понятным решение этих родителей.

- Но такие супы и лапшу вряд ли можно рекомендовать для детского питания...

- Эта точка зрения сформирована "благодаря" многолетнему опыту употребления дешевой китайской лапши очень низкого качества. Она действительно напичкана искусственными ароматизаторами, трансгенными добавками, я уже не говорю о количестве обычного перца, призванного заглушить все вкусовые изъяны продукта. Европейские производители тоже используют в своих продуктах химию. Задумайтесь, розничная цена пачки "Ролтон" в Барнауле составляет меньше четырех рублей. Если вычесть торговые надбавки, транспортные расходы и налоги, то получиться пачка ценой меньше рубля. Из чего можно изготовить продукт стоимостью в один рубль?

Планируя производство продуктов быстрого приготовления, в том числе и лапшу, мы сразу делали ставку на использование натурального сырья. Это местная мука, жировая основа собственного изготовления. Даже то, что сырье, которое мы закупаем за границей, это натуральные сублимированные продукты. Только предложив покупателю натуральный вкусный (путь не слишком дешевый) продукт, мы могли конкурировать с существующими торговыми марками, такими как "Ролтон", "Доширак", "Солнечная долина" и многими другими.

- Как откликнулись покупатели на "Гран-марку"?

- Мы внимательно изучили рынок продуктов быстрого приготовления, и пришли к выводу, что присутствующие на нем игроки не обеспечивают необходимого разнообразия. Крупных российских производителей можно пересчитать по пальцам. Объемы региональных предприятий из Омска и Бертска в Алтайском крае невелики. Но дело не только в этом. Главное - мы предложили покупателям новый продукт. Его новизна, как я уже говорил, заключается в использовании только натурального сырья. И покупатели откликнулись. Ведь мы начали только с лапши, и если бы она "не пошла", не было бы супов, каш и картофельного пюре. По данным наших социологических исследований, количество людей, покупающих лапшу "Ролтон" в Барнауле сократились почти настолько, на сколько возросло число покупателей "Гран-марки". А это немало - 17 процентов.

Хотим мы того или нет, у людей все меньше и меньше будет оставаться времени на приготовление пищи дома. И все мы будем все больше и больше употреблять полуфабрикаты, продукты быстрого приготовления. Но требования к качеству этих продуктов также будут возрастать, и производители должны им соответствовать.

Между Азией и Европой

Популярность продуктов быстрого приготовления начала расти с приходом в Россию сначала лапши из Китая и Вьетнама, затем с появлением европейских компаний с их торговыми марками Магги, Галина Бланка и Кнорр.

Лидер потребительских симпатий

Самый потребляемый тип продуктов быстрого приготовления - это вермишель. В первую очередь это объясняется низкой стоимостью данного продукта. Если учесть, что большинство потребителей покупают их в пакетиках, то значение цены становится еще более очевидным. По данным компании "Комкон", проводившей исследования в центральных городах России, более 69 процентов респондентов назвали пакетики наиболее предпочитаемой упаковкой. Второе место - лапша в баночках и стаканчиках, третье - лотки. Большая часть потребителей отдают предпочтение продукции со вкусом курицы (70 процентов), затем идет вкус говядины, грибов, креветок и свинины. Наиболее популярные марки - "Ролтон" и "Доширак".

Вместе с тем специалисты "Комкона" отмечают в последнее время спад интереса потребителей к лапше быстрого приготовления. Люди все больше и больше думают о своем здоровье, подсчитывают калории и изучают состав продукта. А лапша, как продукт высококалорийный и "сдобренный" различными добавками, не укладывается в систему правильного питания. Аналитики считают, что в связи с этим большие резервы роста имеет сектор сухих завтраков (мюсли, хлопья). Эти продукты являются одними из основных в США и Европе, растет их популярность и в России.

Портрет потребителя

Основную долю потребителей продуктов быстрого приготовления составляют люди в возрасте 25-54 лет. В то же время их потребление характерно и для младших возрастных групп - 10-19 лет. При этом дети сами достаточно часто покупают продукты быстрого приготовления. В целом данную продукцию покупают люди с низким материальным положением семей и невысоким доходом на одного члена семьи. Как правило, их приобретают для себя, гораздо реже для других членов семьи, и лишь очень немногие покупают их для детей. Однако каши быстрого приготовления и мюсли употребляют люди из высокодоходных групп населения. Также исследователи отмечают, что основную долю покупателей этих продуктов составляют женщины.

"Китайская" лапша очень популярна во многих восточных странах, она спасала свих сограждан от голода в особенно трудные годы. На Западе потребителями продуктов быстрого приготовления считают себя почти 80 процентов населения. В России же эту категорию продуктов потребляют в целом в четыре-пять раз меньше. Но по оценкам экспертов это динамично развивающийся рынок будет набирать обороты и дальше, за счет отечественных производителей в том числе.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость