Потребитель

Какие факторы обеспечивают активное развитие спортивного ритейла на Алтае

По оценкам экспертов, алтайский рынок спортивных товаров ежегодно подрастает на 20%. Это лишь на 5% меньше общероссийского показателя, и считается, что местная отрасль демонстрирует впечатляющую динамику. При этом если три года назад основные продажи приходились на так называемые бюджетные виды спорта, то сейчас очевиден стремительный рост в области премиум-направлений. Эксперты уверены: спортивный ритейл в регионе - одно из наиболее перспективных направлений розничного бизнеса. С чем связаны такие успехи и надежды?

Олимпийские планы

Уверенному темпу роста спортивный ритейл обязан в первую очередь сформировавшейся моде на здоровый образ жизни. В ситуации, когда успешность напрямую ассоциируется с подтянутостью тела, потребителю просто некуда деваться, кроме как идти в спортивные магазины и затем - в спортклубы. Также и в соответствии с этим в последние годы растет популярность гардероба casual & sport style. В результате порядка 55% продаж ритейлеров приходится на долю спортивной одежды иобуви. Кроме того, сказалась на динамике и победа страны в битве за право проведения зимней Олимпиады в Сочи. Этот внешний фактор стал серьезным поводом для активизации, в том числе и ритейлеров, под эгидой движения "Россия - территория чемпионов".

Еще один важный фактор в последнее время все приятнее сказывающийся на доходах магазинов - это государственная поддержка детского спорта. В частности, в Алтайском крае только за последние полгода были созданы две школы олимпийского резерва - по горным лыжам и плаванию. Кроме того, в формате частных взрослых клубов создаются специальные детские предложения - например, в "Авроре" и "Сафари-Фитнес". Снижают возрастную планку и узкопрофильные спортивные секции в художественной и спортивной гимнастике, единоборствах. На этом фоне, а также с учетом некой родительской позиции "приведи ребенка в спорт" ритейлеры неспешно, но стабильно увеличивают обороты детских товаров. В частности, как отмечает директор барнаульского представительства сети спортивных магазинов "Спортмастер" Андрей Черняев, хорошо растут продажи горных лыж: "Это уже инициатива родителей - привлечь детей к тому, чем увлекаются сами взрослые". С коллегой солидарен и директор компании "Триал-Спорт" Александр Чураков: "Динамика определенно есть, хотя пока и хуже, чем во взрослом сегменте".

Горнолыжка уходит в массы

Алтай относится к отстающим территориям в Сибири по многим показателям, но только не в области спортивного ритейла. "Мы фактически являемся одним из ведущих городов. У Барнаула прирост продаж идет на уровне таких мегаполисов, как Новосибирск, Красноярск и Екатеринбург", - отмечает Андрей Черняев. Не столь оптимистичной представляется ситуация Александру Чуракову: "До темпов Новосибирска мы не дотягиваем, но ситуация у нас нормальная". Что, собственно, тоже неплохо. Операторы отрасли считают, что в последнее время тон на рынке все активнее задают дорогие виды спорта - прежде всего горнолыжное направление. Эксперты связывают это с тем, что, во-первых, это элитный спорт красиво пропагандируется "сверху", во-вторых, он стал более доступен с экономической точки зрения. В-третьих, в Алтайском крае и ближайших регионах идет активное освоение территорий под горнолыжные комплексы, а ныне действующие еще больше расцветают, что не может не радовать.

Понемногу наращивают обороты и продажи тренажеров, которые еще пару лет назад грустно пылились в торговых залах. "Их покупают просто замечательно, сейчас и вовсе пик продаж", - поделился успехами директор "Спортмастера". И тут же посетовал на провис в велосипедном сегменте: "Интерес растет, но не теми темпами, которые есть в соседних регионах".

Еще один сегмент, который радует ритейлеров, - это товары для фитнеса. "Самый благодарный для нас покупатель - это женщины. Для них ведь очень важно: модное - не модное, новое - не новое:. Женщины всегда хотят быть красивыми. Поэтому это направление имеет очень короткий период спада продаж - лето", - говорит Андрей Черняев.

К слову о конкуренции

Если учесть, что сейчас в стране только 10% жителей регулярно занимаются спортом, а доходы населения растут, то потенциал рынка представляется весьма привлекательным. Это предполагает определенное усиление конкуренции в отрасли, не исключено, что в край зайдет еще одна федеральная или инорегиональная сеть. Правда, участники рынка не склонны думать о таком повороте: "В ближайшие год-полтора вряд ли кто-то сюда придет, ниши все заняты. Хотя емкость у рынка определенно есть", - отмечает Александр Чураков. Размышляя о развитии рынка, он полагает, что в ближайшее время мелкие магазины будут закрываться или уходить в узкую специализацию, не выдерживая обостряющейся конкуренции. При этом примечательной выглядит позиция директора "Спортмастера", который вообще не видит здесь конкурентов. "Достойный конкурент тот, у которого будет торговая площадь 1 тыс. кв. метров, а тут таких нет".

Возможно, г-н Черняев несколько лукавит: все-таки у "Спортмастера" немало точек пересечения, как с другими сетями, так и с монобрендовыми магазинами. Причем пересекаются они как по ассортименту, так и по клиентскому профилю. Например, как говорит Андрей Черняев, клиент "Спортмастера" - человек в возрасте от 25 до 45 лет, со средним уровнем достатка. Схожая картина и у "Триал-Спорта": "Это люди молодые и среднего возраста, с достатком класса "средний и средний плюс". Конечно, "начинка" торговых залов у магазинов разная. Если в "Триал-Спорте" представлено более профессиональное снаряжение и минимум повседневной спортивной одежды-обуви, то в "Спортмастере" выражен массовый сектор и другие бренды. Правда, те же марки, что есть у "Спортмастера", предлагаются в монобрендовой рознице - Colambia, Nike, Reebok и Adidas.

Дальнейшее развитие спортивного ритейла в регионе игроки оценивают весьма оптимистично. Например, рассчитывают, что в ближайшие пару лет средний чек с нынешних $ 50-70 увеличится хотя бы вдвое. Правда, эксперты не исключают и временной стагнации рынка. Вот что говорит о таком повороте событий Андрей Черняев: "Прелесть федеральных сетей в том, что они могут позволить себе ждать и год, и два, и три. А местные игроки попросту не имеют таких ресурсов - это же бизнес".

От редакции. Примечательно, что об алтайском рынке спортивного ритейла с нами согласились поговорить только представители федеральных сетей. Местные операторы, сославшись на занятость или же "не владение ситуацией", от дискуссии отказались.

Екатерина ПУШКАРСКАЯ
pusheo@altapress.ru

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость