Лазейка в законе
Существует перечень товаров, которые нельзя обменять в течение 14 дней. И туда действительно входит телефон, но не сотовый, а стационарный. Когда составлялся перечень товаров, сотовых телефонов еще не было.
По закону мобильник - обычный непродовольственный товар, поэтому согласно статье 25 "Закона о защите прав потребителей" вы имеете право обменять его в течение 14 дней, если вам не понравились его форма, габариты, фасон, расцветка, размер или комплектация. Но это при условии, что товар не был в употреблении. То есть должны быть сохранены товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, товарный чек. Если на день обращения к продавцу аналогичный товар в магазине отсутствует, покупатель имеет право потребовать возвращения уплаченной суммы.
Список редкостей
В магазинах края продают телефоны, ремонт которых производится только в Питере или Москве. Значит, ваш телефон в случае поломки будет путешествовать по стране. Так что, покупая сотовый телефон, не поленитесь узнать, где производится ремонт.
В последнее время сервисные центры отказываются ремонтировать редкие модели телефонов. Совершая покупку, поинтересуйтесь, нет ли проблем с запчастями и ремонтом выбранного телефона. Чаще всего в Барнауле отказываются ремонтировать модели: VK Mobile, Voxtel, Alcatel, LG, Maxon, Fly, Sagem. Список можно продолжить…
Закон на стороне покупателей
В подавляющем большинстве случаев с вышедшим из строя телефоном в магазине отправляют в сервисный центр. Почему это незаконно, объясняет Владимир Мацепуло, главный специалист по защите прав потребителей(завтра уточню:):
- В "Законе о защите прав потребителей" нет понятия "сервисный центр", есть только "продавец" и "производитель". Поэтому вся ответственность за ремонт телефона может лежать или на "продавце", или на "производителе". Когда продавец отправляет ремонтировать телефон в сервисный центр, он уже нарушает закон. Все проблемы с телефоном вы вправе решать непосредственно в магазине.
Нужно написать претензию (в уважающем себя и покупателей магазине подобные бланки этих документов имеются). Если бланков не оказалось, дозволительно написать претензию от руки. Вы прописываете, с каким недостатком был купленный вами товар и указываете, что требуется от продавца: ремонт, обмен или возврат денег. Претензия пишется в двух экземплярах: один берете себе, другой оставляете в магазине. На обмен закон отводит до 20 дней, а на возврат денег и того меньше - всего 10 дней.
Если вы все-таки идете в сервисный центр, важно знать некоторые моменты.
* Внимательно читайте документ, который подписываете.
* Если не хотите, чтобы ваш телефон ремонтировали лет двести пятьдесят, у вас есть право вписать свои сроки. Для этого зачеркиваете в своем экземпляре и в экземпляре, который остается в центре то, что вас не устраивает. Указываете число, до которого телефон должен быть сделан.
* Вы имеете право потребовать провести акт осмотра в вашем присутствии, чтобы после не возникало спорных вопросов.
* Во время ремонта можете рассчитывать на телефон-заменитель от сервисного центра.
Если к назначенному дню ваш телефон не отремонтировали, нужно попросить в сервисном центре справку о срыве сроков. Эта справка снова дает вам право на обмен или возврат денег.
Если сервисный центр занимается помимо гарантийного ремонта еще и негарантийным, то, скорее всего, сначала обслуживают "платных клиентов". Отсюда растянутые во времени гарантийные ремонты.
Платный ремонт.
Опытные мастера не советуют обращаться в мелкие "лавки". Конечно, бывают исключения, но в большинстве случаев после ремонта в подобных местах телефону не становится лучше. Еще хуже чувствуют себя мастера крупных сервисных центров, увидев "отремонтированный" в мелкой мастерской телефон.
Цену ремонта следует обговаривать заранее, может быть составлена твердая или приблизительная смета (ст. 33 "Закон о защите прав потребителей"). Иногда во время ремонта возникают дополнительные сложности, что может повлиять на цену. В этом случае мастер обязан предупредить об этом клиента и получить разрешение на ремонт. Если мастер своевременно не предупредил об изменении цены на ремонт, клиент вправе оплатить работу в пределах приблизительной сметы.
За что снимают с гарантии?
Объясняет Александр Дмитриев, инженер сервисного центра.
Вы уронили телефон в воду. Лучше не пытайтесь скрыть это от мастера. Он сразу увидит окислившиеся элементы и все поймет.
Что делать: вытащите батарею. Подсушите телефон, например, с помощью фена, только негорячим воздухом, и несите его в ремонт. С течением времени влага из телефона не выветрится, а будет только усугублять ситуацию.
Вы ударили телефон. От механического воздействия детали телефона трескаются, отходят и смещаются элементы, а значит, с гарантией можно распрощаться.
Вы вскрывали телефон. Нельзя раскручивать болтики - на них остаются следы отвертки, а это повод снять телефон с гарантии. После гарантийного обслуживания в сервисном центре на болтиках ставят пломбы. Не отрывайте их вплоть до следующего визита.
В течение гарантийного срока за качество товара отвечает производитель. Если производитель не прописывает сроки гарантии, гарантию может дать продавец. Во время гарантийного срока на продавце лежит обязанность проводить экспертизу поломки за свой счет. По истечении указанного времени это ложится на плечи покупателя. Но независимо от гарантии у покупателя в течение двух лет со дня покупки есть право при каждой поломке требовать у продавца ремонт, обмен или возврат денег (ст. 18 "Закона о защите прав потребителей").
Куда звонить
Не исключено, что, предъявляя магазину законные требования, вы не встретите понимания и готовности к сотрудничеству. В этом случае обращайтесь за помощью к специалистам по защите прав потребителей администраций районов Барнаула.
Администрация Центрального района, ул. Никитина, 60, каб. 15
Плотникова Ольга Викторовна тел. 63-16-16
Администрация Железнодорожного района, пр. Красноармейский, 104, каб. 20-а
Солянова Оксана Олеговна тел. 24-25-44
Администрация Октябрьского района, пр. Комсомольский, 108-а, каб. 30
Перова Людмила Ивановна тел. 24-98-28
Администрация Ленинского района, ул. Г. Исакова, 230, каб. 310
Пахомова Татьяна Павловна тел. 52-43-15
Администрация Индустриального района, ул. 50 лет СССР, 31, кв. 62
Тишкова Людмила Дмитриевна тел. 42-50-55
Подготовила Елена ТАРАСОВА.
Самое важное - в нашем Telegram-канале