В прошлом номере "СК" писал о том, что для жителей Барнаула стремительно дешевеет Интернет. Но то, что для Барнаула реальность уже сегодня, для большинства районов края - мечта далекого завтра. "Тянуть до каждого сеть очень дорого, и эти инвестиции просто не окупятся в ближайшие три-пять лет", - заявил тогда "СК" Константин Мирный, гендиректор барнаульской компании "Интелека".
Кто тогда может сделать Интернет доступным для села? Выбор пал на "Почту России". Как говорят сами почтовики, проект направлен на преодоление "информационного неравенства" в России.
Синий ящик
- Сейчас пункты коллективного доступа в Интернет есть в каждом почтовом отделении края, - рассказывает Ольга Нечаева, пресс-секретарь алтайского отделения "Почты России".
В городах рабочие места оборудованы обычными стационарными компьютерами, в селах же преимущественно стоят специальные терминалы с казенным названием "пункт коллективного доступа" (ПКД).
Правда, в удобстве таких терминалов возникают сомнения. Внешне они состоят из металлического ящика синего цвета, монитора под углом 45 градусов и выдвигающейся клавиатуры, которая в нерабочее время держится под замком. Чтобы работать за таким устройством, надо либо стоять, либо сидеть на высоком стуле. И, честно говоря, не сразу понятно, как обычному человеку этим пользоваться.
Но почтовики уверяют, что это обычные компьютеры. ПКД точно так же оборудованы разъемами для подключения принтера, сканера и внешних носителей информации. К тому же, по словам работников почты, подобные терминалы позволяют экономить пространство и не мешать клиентам, которые пришли на почту отправить или получить посылки.
Стоимость одного такого терминала в местном отделении "Почты России" не называют, как и весь бюджет программы. Местные почтовики ссылаются на Москву, которая сама делает закупки оборудования, а потом централизованно рассылает его по регионам.
Целевая аудитория
Пока Интернет от "Почты России" больше востребован в крупных городах - Барнауле, Бийске, Рубцовске.
- Наша основная целевая аудитория - студенты, приезжающие из села, - рассказывает Ольга Нечаева. - Интернет им нужен для учебы, и многие приходят к нам ежедневно.
В большинстве же районов терминалы "Почты России" такой популярностью пока не пользуются. К тому же не каждый сельчанин готов работать в Интернете. Руководитель одной из барнаульских телекоммуникационных компаний рассказывал "СК", что есть 20-30 процентов людей, которые, к сожалению, никогда не будут пользоваться Интернетом, видимо, имея в виду пенсионеров.
На селе таких людей еще больше, поэтому среди потенциальных пользователей на селе остаются школьники и небольшая часть взрослых. По словам почтовиков, услуга очень востребована в Немецком национальном районе, где распространена электронная переписка с односельчанами, эмигрировавшими в Германию.
Пока дорого
Что пока смущает, так это относительно высокие тарифы. Согласно прейскуранту, вывешенному в пунктах доступа, один мегабайт информации обходится пользователю в три рубля плюс 30 и 50 копеек в минуту за пользование Интернетом и компьютером соответственно. Для сравнения: некоторые барнаульские провайдеры просят за тот же мегабайт всего рубль!
Возможно, дороговизна связана с тем, что "Почта" использует не собственную связь, а покупает услуги другого монополиста - "Сибирьтелекома". Так что "социальный" Интернет влетает сельчанам в копеечку. Но выбора пока нет.
В ближайших планах "Почты" не столько удешевление, сколько модернизация существующих ПКД. "Сейчас мы занимаемся обновлением самих ПКД и обустройством рабочих мест пользователей", - говорит Ольга Нечаева.
Плюсы и минусы проекта
+ Доступность даже в отдаленных селах;
+социальная значимость проекта;
+возможность связи с другими городами и заграницей.
- Высокие тарифы;
- не во всех отделениях есть удобные терминалы;
- низкая востребованность Интернета в сельской местности.
В России появятся почтовые банки
На почтово-банковских услугах "Почта России" пока зарабатывает скромные 4,5%, или около 10% от всех финансовых услуг. А после решения о том, что предприятие возглавит Андрей Казьмин, бывший руководитель Сбербанка России, заговорили о создании на базе почты настоящего банка.
Солидные финансовые потоки почтовики обслуживают уже сейчас. Налажена кооперация с банками, к примеру, с Хоум Кредит энд Финанс Банком, "Русским Стандартом". Повсеместно можно оформить денежный перевод, оплатить "коммуналку" и телефон. Денежные переводы ("КиберДеньги") вкупе с приемом коммунальных платежей от населения принесли "Почте" за прошлый год 18% общей выручки. А вместе с доходом от доставки пенсий и пособий и все 44%. Это заметно больше выручки от универсальных услуг почтовой связи, где установленные государством тарифы даже не покрывают себестоимости.
Какой прок от почтового банка потребителям?
1. Возможность, например, быстро перевести деньги практически в любую точку России, ведь количество отделений "Почты" вдвое превосходит филиальную сеть того же Сбербанка, причем 72% объектов расположено на селе.
2. Возможность оформить депозит и не ехать в город или райцентр.
Впрочем, в местном алтайском отделении "Почты России" комментировать планы по созданию банка считают преждевременным: "Давайте подождем официального утверждения Казьмина в должности".
Но, по всей видимости, идея вполне может быть реализована. По информации газеты "Ведомости", Андрей Казьмин попросил у государства на модернизацию почты 200 млрд. рублей, из которых 50 млрд. планируется направить именно на банковский проект.
Самое важное - в нашем Telegram-канале