Происшествия

Кассовые машины задержаны. Ведется следствие

В августе прошлого года в одном из магазинов Индустриального района, принадлежащего барнаульскому предпринимателю Вячеславу Кирьянову, сотрудники ОБЭП Барнаула изъяли две контрольно-кассовые машины и неизвестное устройство, которое якобы вносило изменения в оперативную память одной из них.

Спустя полтора месяца по этому факту было возбуждено уголовное дело. Прошло восемь месяцев. Машины владельцу так и не вернули. И до сих пор в этой ситуации формально нет ни виновных, ни пострадавших.

Нет потерпевших и обвиняемых нет

Происхождение неизвестного устройства не знает ни следователь Алексей Гришин, ни Вячеслав Кирьянов. Следствие придерживается такой версии: устройство используется с тактической целью "сократить размер дневной выручки". Кирьянов утверждает, что он не имеет к устройству никакого отношения.

Фактом для возбуждения уголовного дела послужил неправомерный доступ к охраняемой законом информации на машинном носителе, повлекший уничтожение и модификацию информации. “Мне сказали, что я “скручивал” прибыль, то есть занижал ее. Но, извините меня, я плачу единый налог с вмененного дохода, который не зависит от суммы выручки, не нарушая ни местного, ни регионального, ни тем более федерального законодательства”, - говорит Вячеслав Кирьянов. На вопрос, какой смысл в таком случае занижать предпринимателю выручку, следователь ответил: “Пока я вам ничего не могу сказать, для меня эта загадка”.

Владелец продуктового магазина считает себя потерпевшим, потому что ему пришлось понести убытки. Вместо изъятых машин Вячеслав Кирьянов был вынужден купить новые, чтобы не приостанавливать работу своего магазина, заплатив за них 30 тысяч рублей. Окажись на его месте мелкий предприниматель, лишившийся таким образом контрольно-кассовых машин (ККМ), он сразу бы оказался с пустыми руками - без машин, а следовательно, без работы и без прибыли.

Кирьянова и всех продавцов его магазина вызывали на допросы в качестве свидетелей, а не как потерпевших или обвиняемых. Тем самым ограничили его процессуальные права, считает предприниматель. “Кирьянову известно, что все ходатайства, которые он писал на имя следователей, он мог обжаловать в прокуратуре или в суде. Как ни странно, ни один частичный отказ в удовлетворении ходатайства нигде не был обжалован предпринимателем. Ведь у него есть адвокат, юридически он защищен”, - удивляется следователь.

Предприниматель не согласен с тем, что изъятые у него контрольно-кассовые машины следователи отнесли к ЭВМ - электронным вычислительным машинам. Алексей Гришин объяснил: “На сегодняшний день следствие такого категорического ответа еще не дало. Окончательный ответ будет дан после заключения экспертизы, которую проводят эксперты Сибирского регионального управления судебной экспертизы в Новосибирске”. “Как же они не считают ЭВМ контрольно-кассовой машиной, если завели уголовное дело? Если бы они считали машины ККМ, то меня бы привлекли только к административной ответственности, а не к уголовной. Я же не нанес ущерб государству, никому не причинил вред, почему тогда мной занимаются следователи по особо важным делам?” - возмущается предприниматель.

Когда Вячеслав Кирьянов покупал две ККМ, в комплекте с ними шли инструкции по применению и сертификаты, из которых ясно следовало наименование товара - контрольно-кассовая машина со всеми соответствиями ГОСТу.

Следователям было недостаточно письменного заключения разработчика ККМ, московской фирмы “Аркус-Д”. Технический директор фирмы Игорь Лукьянов в своем письме на имя начальника оперативно-розыскной части по линии БЭП при ГУВД края объяснил, что “в настоящее время отсутствуют нормативные документы, подтверждающие принадлежность ККМ к электронным вычислительным машинам”. Такую же информацию дали “СК” в барнаульской фирме “Старк”, которая занимается продажей и обслуживанием контрольно-кассовых машин.

Сейчас ККМ, принадлежащие Кирьянову, привлечены к следствию как вещественные доказательства. По словам следователя Гришина, Кирьянов сможет получить свои ККМ только в том случае, если дело дойдет до суда. Только там примут решение о дальнейшей судьбе машин.

- Меня удивляет, что этим занимаются следователи по особо важным делам, - говорит Кирьянов. - Восемь месяцев он выясняют, можно отнести кассовые аппараты к ЭВМ или нет; отправляют их на экспертизу в Новосибирск, потом обратно. А сколько подобных историй происходит в масштабе страны, или хотя бы края…

Обыск после конфискации

В январе этого года “придирки” к предпринимателю Кирьянову со стороны сотрудников милиции продолжились уже обыском в его квартире. Следователь, который на тот момент вел дело, попросил Кирьянова предоставить трудовые договоры с продавцами магазина Грязневой, Кирьяновой и Саланиной. Предприниматель этого не сделал – он их не заключал.

“Если они нужны и помогут следствию, я сказал следователю, что могу оформить договоры, - рассказывает Кирьянов. - Но я не видел в этом смысла, потому что все эти женщины никогда не работали у меня продавцами, я не платил им зарплату. Грязнева - моя сестра, Кирьянова - жена, Саланина - оператор ПК другой организации. Иногда по моему поручению они забирали дневную выручку из магазина. Сотруднику оперативно-розыскной части я в письменном виде указал, когда эти документы будут готовы. Он сказал, что сам заберет договоры”.

Но за договорами никто не пришел. Позже из постановления об обыске в своей квартире Кирьянов узнал, что сам во всем виноват. Следователь заявил, что предприниматель отказался добровольно выдать трудовые договоры, из-за чего и возникла необходимость обыскать квартиру.

После обыска терпение Кирьянова лопнуло: “Моя семья не намерена была все это терпеть. Я обратился с жалобами в прокуратуру Ленинского района, в краевую прокуратуру. Везде их удовлетворяли только в части давления, грубого и неэтичного поведения со стороны сотрудников милиции во время обыска”.

Позже прокуратура Индустриального района все же признала, что обыск был проведен с нарушениями УПК. Но жалобы предпринимателя на то, что у него изъяли кассовые машины и необоснованно возбудили уголовное дело, нигде так и не удовлетворили.

“Для меня действия сотрудников милиции сводятся к тому, что они преднамеренно мешают моей предпринимательской деятельности”, - говорит Вячеслав Иванович. Кирьянов намерен добиться одного из двух. Или чтобы ему предъявили обвинение и довели дело до суда, или вернули ККМ и хотя бы извинились.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость