Происшествия

Корреспондент "МЭ" уничтожал дикорастущую коноплю

Когда мы собирались отправиться на плантации конопли вместе с сотрудниками Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ по Республике Алтай, многие подтрунивали: “Поедете – не забудьте взять пару пачек “Беломора”. Командировочка надолго запомнится”. Действительно запомнилась – вместе с операми мы уничтожили более 33 гектаров дикорастущей конопли.

С 20 мая по 9 июля сотрудники управления в рамках оперативно-профилактической операции “Мак” прочесывали всевозможные местечки Республики Алтай, где могла бы расти дикорастущая конопля. Обычно эта дурман-трава каждый год растет на одном и том же месте (правда, с каждым годом она занимает все большую площадь), поэтому найти “очаги” конопли особого труда не составило. Уж на что, а на коноплю это лето выдалось урожайным. Теплая погода, дожди – вот эта трава и прет как на дрожжах. Впрочем, как и любой сорняк. Так, например, в трех районах республики - Майминском, Чемальском, Шебалинском - было выявлено 32 очага произрастания конопли общей площадью более 112 гектаров.

После того как опера обнаружат места дикорастущей конопли, с каждого очага берутся несколько растений на экспертизу. По заключению экспертов, на одном квадратном метре произрастает в среднем около 300 корней конопли. В некоторых районах на таком метре насчитали 450 кустов конопли.

- С квадратного метра берется пять растений, - говорит Ирина Федонова, сотрудник экспертно-криминалистического подразделения, - по одному с каждого угла и одно из центра. Потом эти растения конопли мы везем в лабораторию, где определяем, содержится ли в них наркотическое вещество. Ведь не каждая конопля бывает наркотической. Мужские особи, например, не содержат наркотического компонента, только женские. Если экспертиза дает положительный результат, то я признаю ее растением, содержащим наркотик. Эта конопля подлежит уничтожению.

Вот и на этот раз Ирина Федонова дала заключение: “Немедленно уничтожить”.

Уничтожают коноплю по-разному: перепахивают на несколько раз поля, сжигают, косят. Конечно, скосить коноплю можно, пока она еще совсем молодая. Упустишь этот момент – потом только топором можно будет вырубить, так как взрослое растение достигает в высоту трех-четырех метров!

Вообще-то, уничтожением крупных конопляных плантаций сотрудники Управления наркоконтроля лично не занимаются. Слишком дорого обходится эта процедура – надо нанимать трактор, покупать солярку, платить людям за работу… Поэтому выписываются соответствующие предписания землевладельцам. В течение десяти дней те должны уничтожить участки дикорастущей конопли, иначе – штраф.

Сотрудники управления тщательно следят за всей этой процедурой – сами выезжают на поля.

- Конечно, нередко бывало и такое, - рассказывает Татьяна Якушева, пресс-секретарь Управления наркоконтроля РА, - что наши опера брали в руки топор – и вперед! Начинали вручную вырубать коноплю. Солнце, зной… А что поделаешь… Ведь иногда тянуть дальше уже некуда – конопля в самом соку, так что со дня на день “наркобароны” могут ее “прибрать к рукам”.

- Это уж точно, - подтверждает сотрудник Управления наркоконтроля Дмитрий Чепкин, - в прошлом году мы нескольких таких поймали. Выследили. Приезжаем на поле, а они в это время “работают” в поте лица. Стоят, трут коноплю, а их самих даже не видно - растения тогда были уже метра под три высотой. Некоторые вообще раздетые, в одних трусах. Ходят шаркаются о траву”. “Зачем?” - недоуменно спрашиваю. “Да затем, чтобы вот это наркотическое вещество из растений прилипало к их телу. Собирают-то умельцы коноплю в основном в жару – тело влажное, так что конопляная пыльца хорошо липнет на пот. А потом они постепенно скатывают все это в шарик. Он получается как пластилиновый, вот из него-то они потом и изготавливают наркотик”.

Чтобы успеть вперед “наркобаронов”, мы вместе с операми Дмитрием Чепкиным и Юрием Облецовым отправляемся на плантации конопли. Надо проверить – уничтожили ли ее земле­владельцы.

Землевладельцами в основном являются либо администрация района, либо крупные крестьянские хозяйства. “Вообще-то, хозяйства, на чьих землях обнаружены очаги конопли, идут нам навстречу, - рассказывает Юрий, - любыми средствами пытаются уничтожить коноплю. Понимают, что если это вовремя не сделать, то… Пока что у нас не было случаев, когда землепользователи отказывались выполнять наши предписания. Вот, например, недавно администрация Чемальского района выписала постановление о том, чтобы уничтожить все очаги дикорастущей конопли. Сейчас мы это и проверим”.

Подъезжаем к конопляному полю. Пойдешь налево – дурман-трава, пойдешь направо – дурман-трава… Пойдешь прямо – увидишь трактор. Ждет нас. Заросли конопли уже почти с человеческий рост. Хотя еще месяц назад едва достигали полуметра. Ну вот, теперь можно начинать. Машина зарычала. Гусеницы трактора накручивают на себя растения. Конопляный сок смешивается с грязью. Да уж, увидели бы это наркоманы – сердце кровью облилось бы. Трактор пропахивает поле на второй раз. Поле становится однородной черно-зеленой массой. Все, здесь миссия выполнена.

- А за что вы траву-то перепахали? - спрашивает подошедшая к нам старушка.

- Так это же наркотическая трава, - поясняет Татьяна Якушева.

- Да шо вы говорите? А я и не знала. Знаю, что из конопли веревки прочные делают, масло давят, но шоб наркотики… Да уж… тогда, конечно, милки мои, пашите, пашите…

Действительно, когда-то коноплю в Республике Алтай выращивали как полезное растение. Из нее делали масло, вили веревки, использовали семена конопли. Сейчас сырье растет на радость наркодилерам.

Едем в Майминский район. Поле конопли, трактор… Та же процедура. Все очаги дикорастущей конопли находятся рядом с деревнями. Иногда в километре от населенных пунктов, а иногда прямо сразу: заканчиваются огороды местных жителей – начинаются заросли конопли. Причем многие пользуются этим. По слухам, почти в каждой деревне, рядом с которой располагаются конопляные поля, есть свой так называемый наркодилер. Он делает наркотики, а потом продает их. Как известно, из конопли можно сделать несколько видов наркотических средств – гашиш, гашишное масло, марихуану.

Причем, как рассказывают местные жители, продают наркотики за копейки.

Проезжая по одному из сел, мы решили узнать, можно ли купить здесь “траву”. Мимо проходит парень лет двадцати пяти.

- Молодой человек, где у вас тут мед можно купить? – начинаю издалека.

- Вот в том доме продают, - показывает.

- А молоко парное есть?

- Угу, - жуя что-то, - там же спросите, у них коровы тоже есть.

- А это … - мешкаюсь, - а травки у них случайно нет?

- У них нет, - спокойно отвечает.

- А у кого есть?

- Говорят, что в соседней деревне есть. У кого – не знаю. Я не употребляю, так что мне все равно.

- А почем - тоже не знаешь?

- Да за бутылку возьмете. А может, за две. Слышал, рассказывали, что в какой-то деревне приезжие купили полкилограмма анаши за две бутылки водки. Не знаю, мож, правда, а мож, нет.

Другие говорят примерно то же. Да и пресс-секретарь Управления по наркоконтролю Республики Алтай Татьяна Якушева рассказала нам, что недавно вступил в силу приговор в отношении некого Тарбаева, проживавшего ранее в селе Купчегень Онгудайского района, который продал партию наркотиков из конопли за бутылку водки и полторашку пива. Теперь вот мотает срок.

Вообще, Республика Алтай занимает второе место в России по количеству дикорастущей конопли. Судя по всему, плантации не дают спокойно спать многим местным жителям.

- К сожалению, коноплю очень сложно уничтожить, ее почти невозможно вывести, - говорит Ирина Федонова, эксперт-криминалист, - она была, есть и все равно будет, сколько бы от нее ни пытались избавиться. Ее очень много, она самостоятельно рассеивается, развеивается…

На этот раз нам удалось уничтожить более 33 гектаров дикорастущей конопли. Но операция “Мак” на этом не заканчивается. До октября сотрудники Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ по Республике Алтай будут выявлять все новые и новые места дислокации дурман-травы. А их, как говорят опера, еще предостаточно, так что работы хватит.

Ольга ВЕДЕРНИКОВА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость