Происшествия

Мошенничество в ГУИН

В ноябре перед судом Ленинского района Барнаула предстал бывший заместитель отдела розыска оперативно- розыскного бюро Главного управления исполнения наказаний по Алтайскому краю Алексадр Лопатин (все фамилии изменены).

Используя служебное положение, он мошенническим путем завладел автомобилем одного из подозреваемых.

7 марта 2002 года гражданин Лахтионов (фамилия изменена) был задержан следователем Первомайского РОВД по подозрению в совершении хищения проводов на территории Первомайского района. Лахтионов сидел в изоляторе временного содержания Барнаула.

15 марта около восьми часов вечера в СИЗО прибыл Лопатин и, используя свое служебное положение, попросил организовать ему встречу с Лахтионовым якобы для отработки последнего на причастность к совершению преступления.

Это вовсе не входило в обязанности человека, который должен по инструкции осуществлять и контролировать ход проведения розыскных мероприятий при совершении побегов, уклонении от исполнения наказания.

По этой же инструкции Лопатин должен был контролировать соблюдение законности сотрудниками отдела. Той, самой законности, которой он сам цинично пренебрег.

Встречу с Лахтионовым помог организовать Каташов, бывший начальником уголовного розыска УВД Барнаула. Лопатин попросил оставить его с заключенным один на один.

Свидетель Волкин, работающий тогда старшим оперуполномоченным ОУР УВД Барнаула, рассказал на суде, что Лахтионова привели в следственную комнату. Туда же, взяв листок, прошел и Лопатин. Каташов и Волкин остались в соседнем кабинете.

Лахтионову Лопатина представили как "авторитета" в криминальных кругах. Когда закрылась дверь, "авторитет" предложил Лахтионову отдать ему автомобиль "Тойота-Сурф", за это обещал освобождение из-под стражи через пять дней и прекращение уголовного дела.

По словам Лахтионова, Лопатин пригрозил, что в случае отказа у него возникнут проблемы как в тюрьме, так и на зоне.

Через минуту Лопатин протянул подследственному сотовый телефон. Тот позвонил жене, сказал, что за его освобождение надо отдать автомобиль человеку, который придет с запиской.

Дочери вспоминают, что после этого разговора мама заплакала и сказала, что, если они отдадут джип, папу отпустят из КПЗ.

Лахтионов под диктовку написал записку, в которой попросил передать автомобиль некоему Черникову.

16 марта Лопатин попросил своего знакомого Черникова встретиться с женой Лахтионова и показать записку, переоформить автомобиль на свое имя.

В 10 часов утра Лахтионова и Черников встретились у нотариальной конторы. Черников, получив генеральную доверенность, передал автомобиль Лопатину.

После этого автомобиль был продан.

Все эти дни Лахтионов и его семья наивно ждали, что его вот-вот освободят. Но никто и не думал этого делать. Лахтионова этапировали в Тюменцево.

Он поделился со своим адвокатом, что ему предлагали прекратить уголовное дело в обмен на автомобиль или деньги. Адвокат посоветовал рассказать обо всем следователю. Лахтионов и рассказал обо всем на допросе. Оперативные работники усмехнулись: "Кажется, мужик тебя кинули".

Тогда адвокат посоветовал жене Лахтионова обратиться в УФСБ по Алтайскому краю.

22 марта к оперуполномоченному ИВС Волкину приехал бывший начальник уголовного розыска Барнаула Каташов и поделился, что могут начаться проблемы из-за разговора Лопатина с Лахтионовым, так как Лопатин забрал у Лахтионова джип. После этого Волкин вырвал лист из журнала вывода задержанных. Тот самый лист, где была запись о выводе Лахтионова. Они оба знали, что, допустив свидание подследственного с посторонним лицом, нарушили один из пунктов приказа МВД РФ.

На судебном заседании Каташов сказал, что, получив информацию об автомобиле, он встретился с Лопатиным, но тот сказал, что никакого криминала нет в том, что он купил автомобиль у Лахтионова.

Сотрудниками ФСБ был записан разговор Волкина и Каташова в личном автомобиле последнего. Каташов был взволнован. Говорил, что не намерен лгать, что Лопатин "криво наследил", что он знает его как непорядочного человека и что каждый должен отвечать за свое. Лопатин - за Лахтионова и автомобиль, они - за вывод Лахтионова и журнал. Говорил, что ничего не знал. Что можно было позже повлиять на Лопатина или заставить написать явку с повинной. Лахтионов, хоть и жулик, но он ни при чем, у него семья, - продолжал разговор в машине Каташов поделился тем, что пытался повлиять на Лопатина, но бестолку.

На судебном заседании Лопатин виновным себя не признал. Сказал, что автомобиль у Лахтионова он не похищал, а купил за 180000 рублей. Днем 15 марта ему позвонил Каташов и попросил оказать помощь в раскрытии преступления, в котором подозревался Лахтионов. Он согласился. Встретившись вечером, они обговорили суть дела, оперативный план, приехали в ИВС. Там в кабинете, не предстаившись сотрудником милиции, он завел разговор о разбойном нападении, которое несколько лет назад произошло в фирме, где работала знакомая Лахтионова. Тот сказал, что он непричастен. И в то же время, пожаловавшиссь на финансовое положение, выразил желание продать кому-нибудь свой автомобиль. Он решил купить его за 180000 с целью дальнейшей перепродажи и извлечения дохода. Он дал Лахтионову сотовый телефон Каташова, который находился в это время у него. Лахтионов позвонил жене и сказал, что нашел покупателя, который должен подойти завтра. Выйдя из кабинета, он сообщил Каташову и Волкину, что с подозреваемым еще нужно работать. После этого поехал к своему знакомому, чтобы занять деньги. Тот дал 160000 рублей. Утром он добавил к ним свои 20 тысяч и заехал к знакомому Черникову. Того довез до дома Лахтионова, а сам поехал на работу, на планерку. Утром Черников позвонил, сказал, что через генеральную доверенность купил автомобиль на свое имя, но тот с проблемами. Отремонтировав автомобиль, они его продали. Лопатин заявил суду, что Лахтионов его оговаривает, так как мстит ему как сотруднику правоохранительных органов.

Но эта "складная басня" рассыпалась благодаря показаниям свидетелей, материалам дела. Суд критически отнесся к показаниям свидетелей, с которыми подсудимый находился в дружеских либо родственных отношениях. Эти свидетели стремились всячески выгородить Лопатина.

Судебная комиссия решила, что, похищяя автомобиль обманным путем,, Лопатин существенно нарушил охраняемые законом интересы общества и государства, которые выразились в подрыве авторитета органов власти, дискредитации правоохранительных органов.

Перед судом предстал человек, принимавший участие в боевых действиях в Чечне, награжденный правительственными наградами, имеющий 12 поощрений.

Учитывая все это, суд приговорил мошенника в погонах к условному наказанию.

Лопатин приговорен к пяти годам лишения свободы с испытательным сроком три года.

Приговор еще не вступил в законную силу. Прокуратура Ленинского района считает такой приговор чрезмерно мягким.

Автор благодарит И. Третьякову, гособвинителя прокуратуры за помощь в подготовке материала.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость