Происшествия

Неподсудный самогон

Участковый оперуполномоченый села Суетка Краснощековского района Сергей Долгих дожидается суда: районная прокуратура обвиняет его в служебном подлоге и превышении служебных полномочий. Сам-то он уверен, что страдает за дело правое: самогонщиков хотел урезонить. А вышло вон как...

Распишитесь и получите...

С семьями Киривашкиных и Семилуцких молодой капитан Сергей Долгих живет на одной улице. И вроде раньше нормально жили, не ссорились. Участковый к Семилуцким нет-нет да и обращался по-соседски - то инструмент какой одолжить, то еще с какой просьбой. Не отказывали. Но дружба дружбой, а служба... Как-то еще в начале февраля подошел капитан Долгих к главам семей. На вас, говорит, жалоба пришла, что вы самогоном торгуете, так вы зайдите завтра ко мне в сельсовет, пообщаемся.

У мужчин назавтра неотложные дела оказались - у Валерия Семилуцкого работа, он трудится кузнецом в совхозе. У Виктора Кривашкина тоже там что-то. И в сельсовет они отправили жен.

- Пришли мы, - рассказывает Любовь Семилуцкая, - участковый чего-то все выходил куда-то, некогда ему вроде, а потом бумагу подает - вот тут, мол, распишитесь и тут. Там чистый бланк незаполненный и еще бумаги чистый лист. Мы говорим, а это зачем? Да это, мол, для отчета надо. Ну и расписались, а через две недели повестки в суд приходят...

Оказалось, дела административные участковый завел на их мужей, и привлекаются они как торговцы спиртным. Бумаги - все честь по чести, с подписями понятых, с протоколами изъятия и уничтожения "продукта", с объяснениями как покупателя, так и продавцов. Соседки понять не могут, откуда что взялось, ведь не приходил же никто, не изымал никакой самогонки. Вот, оказывается, для какого отчета подписи-то понадобились...

Взял, понимаешь, моду

Участковый оперуполномоченный Сергей Долгих работает в селе Суетка седьмой год. Сказать, что он пользуется здесь каким-то особым авторитетом - вряд ли будет верно. Хвалить особо не хвалят, но и ругают тоже умеренно.

Один из жителей села, допустим, недоволен - украли у него колесо водяное, канистру, аккумулятор, а участковый заявление не хочет принимать, так, говорит, искать буду. Другой рассказал: обратился к Сергею Ивановичу, чтобы организовать охрану сельского пруда от заезжих деятелей. А то сетями выгребают всю рыбу. А потом, говорит, прихожу на пруд - а участковый сам там с сеткой... У третьего старая обида: пять лет назад участковый сына-школьника обвинил, что тот на свадьбе водку стащил и напился, на учет хотел поставить как малолетнего правонарушителя. Еле-еле разобрались - не он это был, перепутала власть. А пацан неделю плакал.

Екатерина Кривашкина участковым недовольна не только из-за тех злосчастных подписей и мужниной повестки в суд.

- Он вообще моду такую взял: как-то раз теленка в совхозе украли, Сергей Иванович сразу к нам: "Мне сказали, что вы его купили". Муж его пустил в сарай, он зашел, посмотрел. А мне это приятно? Я тогда еще хотела обратиться - имеет он право? А потом разговоры по деревне, подруга звонит: "Правда, что ли, теленка купили?" Я говорю, Галь, мы то ли дураки совсем, у алкашей телят будем покупать? У нас тут был пожизненный зэк Китай: выйдет из тюрьмы, украдет что - и опять сядет. Так вот на него вечно все вешали. А сейчас нет его, и кражи не раскрываются...

Зато капитана Долгих хвалят в сельском Совете. И директор совхоза, вернее, СПК "Дальний", Николай Берстенев тоже дал ему положительную характеристику:

Нормальный участковый, всегда по первому обращению реагирует. Вина его тут есть, конечно, что бумаги правильно не оформил. Ну а так... Деревня-то небольшая, все знают, кто самогонку гонит и продает. И люди эти... они и обо мне могут гадостей наговорить, потому что сейчас мы потихоньку порядок наводим, и им, как раньше, перестали за самогонку таскать совхозное добро...

То же самое примерно говорит и сам Сергей Иванович. Дескать, надо же как-то бороться с этим злом. Травят же народ, и нет на них управы. Вот он и попытался найти. И нашел на свою голову.

Цель оправдывает средства?

О том, что пьянство, как и незаконная торговля спиртным, на селе нынче ох какая проблема, говорено-переговорено. И о том, что бороться с этим злом нынче тяжко, - тоже. То есть, конечно, выявить сбытчика легко: вся деревня знает, кто торгует, чем, почем. Да вот только в понятые никто не пойдет, и "стучать" на соседа не станут... А без контрольной закупки, без понятых торговца не привлечешь. Как быть участковому?

Вот и непосредственное начальство Сергея Долгих в лице начальника районных участковых Сергея Медведева тоже сетует, что законы нынче такие - в подмогу жуликам. Потому, дескать, и достойный офицер милиции попал в историю. Положительные характеристики участковому села Суетка сейчас действительно нужны: скоро ведь суд, уголовное дело по статье о подлоге и превышении полномочий против него возбудила районная прокуратура. Потому что, когда мировой судья разбирал административные правонарушения Кривашкиных и Семилуцких, свидетель, согласно протоколу якобы покупавший у них самогон, заявил, что ничего подобного не было. И понятые, оказывается, тоже не присутствовали во время изъятия и уничтожения пойла. А подписи участковый, оказывается, сам "нарисовал". Он это и признал на суде. Ну а что? Долг свой служебный выполнял - как мог.

Старая история, верно? Можно вспомнить коллегу Сергея Долгих героя писателя Виля Липатова участкового Анискина. Липатов еще сорок лет назад говорил об этом: если честный человек (милиционер) вынужден ловчить, нарушать официальные правила ради благого дела, значит непорядок какой-то в обществе, неблагополучие. То ли с законами, то ли с моралью, то ли с чем еще...

Только это - кино и книжки. А реальность такова, что степень вины капитана Долгих теперь установят прокуратура и суд. Потому что закон есть закон, и если его (даже, возможно, с благими намерениями) нарушают те, кто, вообще-то, поставлен охранять законность и порядок, то... Кривашкины и Семилуцкие адвоката наняли, смогли защитить свои честные имена, и никакие они не правонарушители, а проходят теперь по делу в качестве потерпевших и свидетелей. А у других бы, положим, денег не нашлось на защитника. И ладно еще административная статья, штраф там заплатил да народ о тебе посплетничал. А ну как уголовная?

Корову продам…

Участковый с Кривашкиными и Семилуцкими теперь не здоровается. Они говорят: и не надо, только пусть уж все по закону теперь будет. А то хотели, было, помириться сначала и заявления из прокуратуры забрать, да там сказали - нет уж, теперь у него уже не с вами только конфликт - с государством.

- Он же про нас говорит, мол, какие-то паршивые самогонщики на меня дело завели, - негодует Екатерина Павловна, - а когда заявление просил забрать, так не говорил такого. Я ему: "Сергей Иванович, ты зачем это сделал?", а он: "А вы как хотели?". Нет, говорю, это ты хотел лишнюю звездочку себе повесить. Ты нас обманул, а мы, как дурочки, расписались. Не, нам такого не надо. А то - "я их посажу"... Да я, если понадобится, корову продам, но подписи отправлю на экспертизу...

Корову продавать наверняка не придется: одним судом уже установлено, что не прав в этом конфликте именно участковый. Вот такая история. И неизвестно, как теперь будут в Суетках бороться с самогонщиками. Да и будут ли вообще…

Справка "СК"

В настоящее время наказания за самогоноварение с целью продажи не предусмотрено ни Уголовным, ни Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Самогонщиков сейчас привлекают по статье 14.1. КоАП - "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)". Минимальное наказание по статье - штраф в размере от пяти до двадцати МРОТ. Но, для того чтобы доказать факт сбыта спиртного, участковому необходимо организовать контрольную закупку. Изъятие и последующее уничтожение "товара", составление протокола должно производиться в присутствии двух понятых и, разумеется, самого продавца зелья.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость