Микроавтобусы "Газели", перевозящие пассажиров в российских городах, становятся опасным видом транспорта. Дорожные происшествия с их участием уже мало кого удивляют. Нередко они заканчиваются трагично. Нынешним летом СМИ неоднократно сообщали о крупных авариях с большим количеством пострадавших в Москве и ряде городов центральной России.
Осенью трагедия произошла и на Алтае. В середине ноября на Правобережном тракте, на пути из Новоалтайска в Барнаул, водитель "Газели", не справившись на скользкой дороге с управлением, влетел под колеса встречного ЗИЛа. В результате аварии погибли две женщины. Кто виноват в аварии, сказать трудно, поскольку обвинение пока никому не предъявлено. Но произойди эта авария на оживленной магистрали в центре Барнаула, жертв могло бы быть больше.
Мы привыкли обвинять во всех грехах водителей, считая, что владельцы юрких "Газелей" чувствуют себя на городских дорогах полными хозяевами, игнорируют правила дорожного движения и в погоне за прибылью готовы рисковать жизнью пассажиров. Нам неоднократно приходится быть свидетелями того, как "газельщик" во время езды на скорости далеко за 60 километров в час переговаривается с приятелем по мобильнику или "подрезает" большие пассажирские автобусы, при этом ругаясь последними словами, или устраивает гонки с коллегами на загруженных транспортом улицах. А ведь потерять контроль над машиной - секундное дело. Особенно зимой, во время гололеда.
Но если задуматься, виноваты в сложившейся ситуации и мы, пассажиры. Мы сами зачастую провоцируем водителей на лихачество. За что мы любим "Газели"? Не только за быстроту и маневренность. Но и за то, что тормознуть их можно взмахом руки, причем даже там, где остановка запрещена. И водитель, зная это, мчится навстречу клиенту на большой скорости, обгоняя и "подрезая" другие машины. Клиент ему дорог.
Еще можно попросить, чтобы высадил водитель там, где нам удобно. Пусть даже на перекрестке. И водитель остановится. Клиент ему дорог. А если не просить его останавливаться там, где не положено? Если пройти лишние 10, 50 или даже 100 метров?
Не так давно корреспондент "СК" стал свидетелем следующей картины. "Газель", в которой все места были заняты, остановили две женщины. Когда кто-то из пассажиров маршрутки сказал, что мест нет, те ответили: "А ничего, мы постоим". И ехали стоя, подпирая головами салон. Водитель гнал. Периодически резко тормозил. Женщины то и дело падали на других пассажиров. Зачем садились, спрашивается? И почему водитель согласился, чтобы женщины сели в машину, прекрасно зная, что свободных мест нет?
- У тебя зарплата зависит от того, сколько ты напишешь в газету, а у меня от того, сколько перевезу людей, - заявил коррепонденту "СК" знакомый водитель "Газели". - Между вами, журналистами, существует ведь конкуренция? Так и у нас. Если я не подвезу человека, значит, его деньги уйдут кому-то другому. Стараюсь, конечно, сильно не лихачить. Но кто не нарушает правила?
В ГИБДД Барнаула говорят, что водители "Газелей" довольно часто нарушают правила дорожного движения, главным образом скоростной режим. За 10 месяцев этого года "Газели" становились участниками дорожных аварий 357 раз. Двадцать пять водителей признаны виновными. Цифры, на первый взгляд, могут показаться небольшими. И, по мнению работников ГИБДД, проблема с водителями пассажирского транспорта комплексная. Особой строкой выделять именно "Газели" не стоит. Но это до первой большой трагедии, которая может произойти в любую минуту.
В транспортном отделе администрации города проблему с "Газелями" считают наболевшей. И дело, по большей части, в тех, кто ими управляет. Это раньше на водителей обучали в ДОСААФ и за качество подготовки несли ответственность. Сейчас же уровень подготовки шоферов низок. И с правилами дорожного движения, видимо, не все из них хорошо знакомы.
И все же хочется еще раз обратиться к пассажирам. Давайте не будем усугублять набившую оскомину проблему. Давайте не будем давать водителям повод нарушать дорожные правила. А то ведь не дай Бог...
Самое важное - в нашем Telegram-канале