Происшествия

Следствие по делу о пропаже цепей с «Алтайгеомаша» волокитят третий год

В какие только инстанции не обращалось руководство «Алтайгеомаша», доказывая, что пропавшие, а впоследствии найденные милицией 22 ящика нефтецепей принадлежат заводу. Правоохранительные органы не разыскали похитителей. Но и находку стоимостью около миллиона рублей отдавать не спешат.

Дело тянется с апреля 2002 года. Между тем продажа этих цепей могла бы загрузить завод на четыре-пять месяцев да еще и обеспечить работу потребителей продукции «Алтайгеомаша» в Норильске, Тюмени и других городах. Ведь цепи нашего предприятия уникальны, и больше нигде в России таких не делают.

Ящики теряют, находят и опять теряют

Весной позапрошлого года работники завода геологоразведочного оборудования ОАО «Алтайгеомаш» (АГМ) проводили инвентаризацию на складе готовой продукции. Выявилась недостача 22 ящиков, в которых находились специальные цепи, используемые для передачи движения в нефтедобывающих установках. Естественно, руководство завода обратилось с заявлением о пропаже в ближайший отдел внутренних дел - Октябрьский РОВД Барнаула. 23 апреля милиция возбудила уголовное дело по факту хищения нефтецепей.

Неизвестно - случайно или в результате кропотливой работы следователей, но спустя семь месяцев пропажа была обнаружена на одной из баз. Цепи с базы изъяли и передали на хранение в «Алтайгеомаш» в качестве вещественных доказательств по делу. Через некоторое время Октябрьская прокуратура дело приостановила, так как не смогла найти предполагаемого похитителя. Судьба вещдоков так и не была не решена, и цепи около года пролежали на заводском складе.

13 октября прошлого года события вокруг пресловутых цепей разворачиваются неожиданным образом. Сотрудники Октябрьского РОВД приехали на завод и забрали ящики. Причем, по мнению директора завода Юрия Власова, они вели себя не лучшим образом: не поставив в известность руководство предприятия, ворвались на склад и стали самостоятельно проводить обыск, при этом сорвали замки на двери склада, на рубильнике, включили подъемный кран, погрузили и вывезли с территории завода продукцию.

«Скоро вернем»

в прокуратуру поступило обращение некоего А.В.Бородина, который утверждал, что эти цепи принадлежат ему и он приобрел их не на заводе, а у частного лица. Бородин предоставил даже какие-то бумаги, подтверждающие факт купли-продажи. Видимо, у следствия закрались сомнения в их подлинности, иначе бы Бородин получил свой товар назад. Но цепи ему не отдали, а поместили на хранение в ООО «Металлостройкомплект», что подтверждает прокурор Октябрьского района Ирина Федосова.

Как мы помним, дело было в октябре. Прошло еще три месяца, и прокуратура приходит к мысли, что надо бы проверить документы у «Алтайгеомаша» - провести судебно-бухгалтерскую экспертизу. Действительно ли завод не продавал цепи частному лицу?

Заметим, что решение о выемке бухгалтерской документации было принято… через полтора года после открытия дела. Но и назначить экспертизу - еще не значит ее провести. Куда только ни обращался Юрий Власов с просьбой завершить дело и решить судьбу злосчастных цепей. Все - и Главное следственное управление при краевом ГУВД, и генеральная прокуратура РФ, и губернатор края отвечали, что решение о возвращении заводу цепей будет принято по результатам судебно-бухгалтерской экспертизы.

Юрий Власов удивляется: «Я обращался за помощью к Владимиру Валькову (начальник ГУВД), к Юрию Параскуну (в тот момент прокурор Алтайского края), неоднократно встречался с начальником Октябрьского РОВД, ходил к нему вместе с главой района Владимиром Ивановым. Всякий раз слышал ответ: «Скоро вернем». Но прошла зима, весна, уже лето, а цепей нет».

«Я бываю в Октябрьской прокуратуре чуть ли ни каждый день, - поясняет корреспонденту «СК» юрист «Алтайгеомаша» Владимир Макух. - Там говорят, что без экспертизы решения принять не могут. Выемка документов была произведена еще в марте, но для проведения экспертизы у них не хватает бухгалтеров. Цепи нам не показывают, не называют адреса, где они хранятся».

Прокурор Октябрьского района Ирина Федосова отказалась что-либо комментировать газете, добавив, впрочем, что у завода нет на эти цепи документов. «Все документы были изъяты, о том, что прокуратуре требуются какие-то дополнительные документы, нам ничего не говорят», - комментирует Владимир Макух.

Получается замкнутый круг. Прокуратура не может или не хочет выявить истинного хозяина цепей вот уже третий год, а подать на нее в суд за волокиту закон не позволяет, пока дело не будет закрыто. «Завод находится в тяжелом экономическом положении, - говорит Юрий Власов. - Реализовав эти цепи, мы могли бы выплатить зарплату работникам предприятия». Но волокита продолжается, и у заводчан остается единственный путь - писать жалобы.

Комментарий юриста ООО «Юридический центр»:

- Если действия прокуратуры соответствуют требованиям Уголовно-процессуального кодекса, то бороться с ней довольно сложно. Можно попытаться обжаловать в суд действия следователя, в производстве которого находится дело, не указывая его фамилию. Если суд не найдет нарушений за блюстителями закона, то остается только ждать.

Примечательно, что закон не устанавливает сроков для проведения экспертизы. И на этом основании дело может продляться и продляться. УПК недостаточно совершенен, поэтому работникам завода будет непросто отстаивать свою точку зрения.

Справка “СК”:

ОАО “Алтайгеомаш” специализируется на выпуске геологоразведочного оборудования: производит буровые станки, буровые установки, втулочно-роликовые цепи повышенной точности и прочности, поточные линии обработки древесины и т.д. Трудовой коллектив - около 600 человек. Объем выпускаемой продукции - около 100 млн. руб. в год.

В число основных потребителей “Алтайгеомаша” входят такие известные предприятия, как “Норильский никель”, “Алроса”, “Сургутнефтегаз”. Заводская продукция поставляется также в Узбекистан, Азербайджан, Сирию, Китай, Монголию.

Евгений ШУМИЛОВ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость