Происшествия

Советник руководителя Росавиации: «В авиаальянсе - агония»

Начиная с 23 июля, я внимательно отслеживала конфликты, возникающие в аэропортах страны, когда пассажиров бортов различных российских авиакомпаний предупреждали, что лайнеры, в связи с непогашением долгов, обслуживаться в аэропортах не будут.

И «первой ласточкой» таких ультиматумов стали авиаперевозчики, совсем не имеющие отношения к альянсу AirUnion.

Как уже сообщала наша лента новостей, хабаровский аэропорт известил пассажиров авиакомпании «Дальавиа» о том, что лайнеры этого перевозчика в порту обслуживаться не будут, если руководство авиакомпании не примет мер по погашению долга. Речь шла тогда о 15 миллионах рублей.

Но в назревающий конфликт вмешалось правительство Хабаровского края, которое «поручилось» за «Дальавиа».

- На сегодня (разговор состоялся 2 сентября, - прим. авт.) авиакомпания нам должна 201 миллион рублей, - говорит Алексей Власов, генеральный директор хабаровского аэропорта, - мы продолжаем обслуживать лайнеры «Дальавиа». Правда, неизвестно когда погасится этот долг. Но топливо когда-нибудь «в долг» закончится. И мы можем попросту остановить работу аэропорта. Все! Как долго будет продолжаться ситуация, когда мы обслуживаем воздушные суда даром, даже я не могу сказать. Не думаю, что наше правительство рассчитается за «Дальавиа». И даже самый грамотный менеджемент не выведет сложившуюся ситуацию из «пике».

В барнаульском аэропорту все же пошли на крайние меры – обслуживать частично воздушные суда альянса AirUnion («Красэйр», «СибАвиаТранс», - прим. авт.).

- Да, пассажиры недовольны, - говорит Виталий Архипенко, генеральный директор авиапредприятия «Алтай», - но поймите и нас! Ведь, если долг авиакомпаний будет расти, как снежный ком, мы тоже не сможем работать! И те же пассажиры, которые приобрели билеты на рейсы «Аэрофлота», «Сибири» будут возмущаться из-за того, что аэропорт не обслуживает суда этих перевозчиков. Долговые проблемы могут парализовать работу абсолютно всех аэропортов, если срочно, повторю – срочно – не вмешается правительство. А то, что представители пресс-службы AirUnion говорят о том, что кризис в компании настал после резкого скачка цен на авиакеросин – чистейший бред! В прошлом году не было такого скачка цен. Но «Красэйр» за 2007 год рассчитывался с нами вплоть до мая 2008 года – возвращали 7 миллионов рублей. И почему из-за долга этой авиакомпании должны страдать пассажиры других перевозчиков?!

Евгений Янкилевич, генеральный директор томского аэропорта, где уже третий день подряд «зависают» барнаульские пассажиры (борты «Красэйра» в барнаульском аэропорту заправляют частично, - прим. авт.) сказал нашему корреспонденту, что санкции в отношении пассажиров «Красэйр» слишком жестоки. Особенно, когда люди возвращаются из отпусков.

- Среди авиаторов произошел раскол, - говорит гендиректор, - одни – за применение жестких санкций, другие – на стороне пассажиров. Но я бы такие меры не применял, не делал бы из пассажиров заложников проблем, и больших проблем, в авиаотрасли России.

Чтобы более детально узнать об этих проблемах, я обратилась в Дальневосточное окружное управление Федерального управления воздушного транспорта (Росавиация), к главе ведомства Андрею Ламехову:

- Это системная проблема, - говорит глава Дальне-Восточного окружного управления Росавиации, - пассажиры, заранее запланировав отпуска, купили билеты в марте-апреле на май, июнь, июль. За это время – до периода отпусков – поднялась стоимость топлива. В условиях значительного прироста объема перевозок пассажиров (в этом году процент прироста составил 20 процентов по сравнению с прошлым годом, - прим. авт.) у эксплуатантов не хватило оборотных средств. Возникла пиковая ситуация с долгами… Пять минут назад я разговаривал с Евгением Бачуриным, главой Росавиации, а полчаса назад с Игорем Левитиным, министром транспорта РФ. Министр высказался очень резко по сложившейся ситуации в гражданской авиации – накажем, в прокуратуру на вас подадим, чтобы расследовали конфликты, в которые невольно оказались «втянутыми» пассажиры. Евгений Бачурин сказал несколько по-другому: мы рассматриваем факт неоплаты авиаперевозчика топливному оператору, как спор хозяйствующих субъектов. В котором, к сожалению, заложниками становятся конкретные пассажиры. Мы признаем, что пассажиры не виноваты в том, что существуют неплатежи, задолженности, что правомерны топливо-заправочные комплексы (ТЗК) в своих отказах заправлять воздушные суда должников. Но как в таких случаях может повлиять Росавиация на ситуацию? Сделать внеплановую проверку финансовых показателей (соответствующее распоряжение мы уже получили – телеграмму, подписанную Евгением Бачуриным) и попытаться повлиять на перевозчиков, в частности, на «Красэйр» в плане выполнения своих обязательств перед пассажирами задержанных рейсов. Но ситуация в авиаотрасли страны складывается так, что не только члены альянса AirUnion должны. Насчет «Дальавиа». Я не могу сказать, что эксплуатант ничем не занимается. Меры принимаются. Сдерживаем ситуацию - чтобы хабаровский аэропорт не остановил «Дальавиа» в ближайшее время. Но эти меры я пока озвучить не могу. А после пикового сезона будем рассматривать вопрос и по «Дальавиа». Действительно, как это ни обидно, но только финансово устойчивый и крепкий эксплуатант может выжить в настоящих условиях: у которого качественный менеджмент: когда можно просчитать ходы на рынке перевозок – и в стоимости топлива, и в конкурентной борьбе. Если рассматривать сложившуюся ситуацию, как конкурентную борьбу, то государство, видимо, устраивает, если таких эксплуатантов будет порядка шести по России. Но… Дело в том, что сейчас практически все перевозчики столкнулись с проблемами – S7, «Трансаэро», «Аэрофлот». Просто компании альянса приняли удар на себя первыми. И далее пойдет, как снежный ком… Самое обидное то, что этот «нарыв» проявился в период массовых перевозок. Не хочу сказать, что отрасль на грани, но … с пиковой ситуацией не справились.

Чтобы выяснить, на «какой грани» отрасль гражданской авиации, я позвонила Сергею Самошину, советнику руководителя Росавиации:

- Как в любых отраслях, в нашей тоже есть проблемы, - говорит Сергей Самошин, - это видит вся страна. Надо говорить о том, что в тех авиакомпаниях, где есть государственное присутствие, менеджмент не столь эффективен, не так поворотлив, как у коммерческих авиаперевозчиков. Проблема даже не отрасли, а экономики всех нормальных стран. Что сделать в этой ситуации? Я не знаю. Государство уже две недели думает. Пока ситуация не «разруливается». Это агония. И пока политическое решение не принято. Что, премьер-министр будет каждые две недели принимать решения о выделении из госрезерва дополнительных средств на погашение долгов? Но это не решение проблемы. А решение проблемы, на мой взгляд, только в соблюдении законов. Вот, не выполняет авиакомпания обязательств. Значит, пассажиры должны обращаться в суд. А мы будем отзывать сертификат у этой авиакомпании. И закрывать ее. Но сейчас лоббируется такой вопрос – если объявить компанию банкротом, следовательно, не будут возвращены долги. Ну и что?! Должны страдать люди?! Мне кажется, что надо закрывать… Пока никакого решения по больному вопросу не принято.В любом случае, надо будет разруливать ситуацию. А пока мы дали предписание прекратить продажу билетов зимнего расписания альянса AirUnion. Но проблемы-то у абсолютно всех перевозчиков! Начнем с того, что мы добывающая страна, а у нас керосин дороже, чем у другой зарубежной страны, которая не ведет добычу нефти. Где государство?! Можно бесконечно говорить о макроэкономических проблемах и тенденциях… Как решать сложившиеся проблемы? Если честно, я не знаю. А то, что сделали предписание главе нашего ведомства… Просто Евгения Бачурина сделали крайним.

Служба новостей ИД «Алтапресс» продолжает следить за развитием авиационного конфликта в России.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость