Происшествия

В Барнауле угнали самолет?!

Ранним утром 27 июля в районе аэродрома Лесной Барнаульского авиационно-спортивного клуба РОСТО стоял сплошной туман. Сторож аэродрома в 4 часа утра вдруг услышала шум мотора. Когда она выбежала на взлетно-посадочную полосу, увидела, что взлетел частный самолет А-33, полтора года базировавшийся на Лесном. Сон как рукой сняло. Об угоне самолета работница аэродрома тут же сообщила «куда надо».

Место посадки

Спецслужбы, работники правоохранительных органов были оповещены об угоне самолета — ведь разрешения на полет машины не было. Что ни говори, машина дорогая — по цене на два джипа тянет. Да еще частная. Возмещать владельцу стоимость А-33 авиаклубу не по карману.

Самолет стали искать во всевозможных местах посадок — взлетно-посадочных полос в крае не так много. Сотрудники Калманского РОВД были подняты по тревоге. Ведь ни для кого не секрет, что недалеко от райцентра есть закрытый военный аэродром. Туда и помчались милиционеры с автоматами.

Говорят, охранники аэродрома были в недоумении, когда к ним приехали автоматчики. Еще больше охрана удивилась, когда на аэродроме и впрямь увидели самолет А-33.

Была ли это кража? Дело в том, что от владельца самолета, известного в Барнауле политика и бизнесмена, никаких заявлений в милицию об угоне не поступало ни 27 июля, ни в последующие дни.

Как сказал корреспонденту «СК» начальник Барнаульского авиационно-спортивного клуба РОСТО Николай Радостев, владелец А-33 попросту задолжал Лесному плату за аренду территории для самолета. Сумма задолженности составила 30 тысяч рублей. Отдавать эту сумму владелец не хотел. А накануне «туманного взлета» Николай Радостев предупредил бизнесмена, что до конца срока уплаты за аренду остается один день… Как сообщил «СК» другой источник, сотрудниками клуба было заявлено, что если деньги не поступят, самолет владелец не получит. Цепями приварят к каким-нибудь железякам на аэродроме!

День спустя после этого разговора самолет улетел…

Кто за штурвалом?

Мы все хоть и видели мультик про живой самолетик, но как-то не верится, что А-33 взял и улетел по своей прихоти. Случай от 27 июля далек от анимационного искусства, ведь кто-то заранее наполнил бак самолета горючим. А утром успел еще и прогреть мотор.

Как удалось, именно этим А-33 по очереди управляли два пилота, выпускники Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков. Потому неудивительно, что при практически нулевой видимости самолет благополучно взлетел и приземлился.

Из двух выпускников, по мнению авиаспецов, с которыми беседовал наш корреспондент (включая и последнего начальника летного училища в Барнауле), на подобный поступок — угон — мог решиться только один. С ним и встретился 29 июля наш корреспондент. По словам мужчины, если бы он угонял самолет, то спрятал бы его в таком укромном месте — никому не найти! Но то, что случилось 27 июля, по словам пилота, пожелавшего остаться неизвестным, совсем не из разряда угонов.

Разрешите взлет…

По мнению летчика, в Алтайском крае делается все, чтобы затормозить развитие частной малой авиации. В 2003 году сначала все — и сотрудники РОСТО, и системы организации воздушного движения (не говоря о владельцах самолетов) — были обеими руками за то, чтобы частная авиация пришла на Алтай. А потом вдруг началось — повышение арендной платы за стоянку на аэродроме, отказы на полеты и т.д. Как сказал летчик, заинтересованные лица со всех сторон лишь хотели получать деньги ни за что. О развитии частной авиации как-то само собой забылось.

Если верить пилоту, самолет оформлен в надлежащем порядке — есть главный документ «Свидетельство о годности к полетам». Заключен договор с аэронавигационной службой Новосибирской области (именно там «курируют» Западно-Сибирскую воздушную зону). Более того, А-33 застрахован. И при всей этой положенной документации самолет почему-то стоял на приколе. Не разрешали взлет.

Наказать изъятием!

Мы созвонились с Виктором Симаковым. Он возглавляет Зональный центр единой системы организации воздушного движения (г. Новосибирск). Именно в этом центре разрешают (или нет) полеты частным самолетам в Алтайском крае.

По мнению Виктора Григорьевича, несанкционированные полеты летчик, с которым беседовал корреспондент «СК», совершал регулярно. А случай от 27 июля — из ряда вон. Виктор Симаков считает, что за подобные проступки-угоны надо не просто «пожурить», выписав административный штраф, а наказать вплоть до изъятия летательного аппарата!

Между тем Симаков согласился, что требования к частной малой авиации в нашей стране очень жесткие. К примеру, чтобы сертифицировать самолет на полеты, необходимо заключение специалистов только из Москвы. А их «добро» обойдется чуть ли не в половину стоимости машины. Однако пока существуют федеральные правила использования воздушного пространства, их обязаны придерживаться как владельцы, так и пилоты частных судов.

Будем летать?

Но несмотря на жесткость законодательства, состоятельные люди нашего края и республики Алтай (она тоже относится к нашей воздушной зоне) все же приобретают авиационную технику. Недавно в Усть-Коксе «поселился» частный А-27. В прошлом году барнаульский предприниматель приобрел дорогостоящий вертолет «Робинсон», за год до этого в аэропорту Горно-Алтайска появился частный ЯК-18. Полтора года назад на Лесном приземлился первый (27 июля угнали именно эту машину) А-33. Сейчас А-33 шесть на всю страну, четыре — в Алтайском крае.

Получается, техника приобретается для стоянок на приколе? Оказывается, нет. Один из пилотов А-33 рассказал «СК», что, по информации из Федерации любителей авиации, с 1 января 2005 года вступит в силу федеральный закон о частной малой авиации. И тогда этот вид транспорта уйдет из ведения военных под гражданское «крыло». Видимо, тогда и закончится бардак с несанкционированными полетами.

Что же касается судьбы угнанного А-33, то, как нам сказали в комендатуре перелетов в\ч 19\126, самолет по-прежнему стоит на закрытом военном аэродроме. Машина арестована и находится под охраной военных.

Владелец самолета, по словам его секретаря, — в длительной командировке…

В военной прокуратуре Алтайского края расценили этот случай как дурость бывшего военного летчика. Их мнение понятно — в крае очень много стратегических ракетных точек или других опасных объектов. И учитывая, что этот самолет может беспосадочно преодолеть полторы тысячи километров, то есть долететь в любую точку края, такая негативная оценка вполне уместна, тем более на памяти у всех трагедия в США 11 сентября 2001 года… Хотя любители малой авиации склонны оценить этот поступок этаким «криком души».

А на неоднократный вопрос корреспондента «СК» — угонял ли летчик А-33 27 июля с Лесного — пилот-инкогнито так и не ответил. Хотя про тот страшный туман и видимость «ноль», летчик говорил, хитро улыбаясь.

Дело для корзины

В Барнаульской транспортной прокуратуре нам сообщили, что работа по факту несанкционированного взлета А-33 27 июля идет. Ранее аналогичных случаев «угона» на контроле у прокуратуры не было. Но сотрудники ведомства уже сталкивались с нарушениями Воздушного кодекса РФ.

Как такового нарушения Уголовного кодекса РФ в данном случае нет — никто не пострадал. А значит, и привлечения к уголовной ответственности не будет. И кого привлекать? Говоря протокольным языком, лицо, улетевшее на самолете, не установлено. Его имя «предполагается». А это отнюдь не доказательства. В общем, как посетовали в прокуратуре — работа сотрудников ведомства заведомо «на корзину».

Справка «СК»

Самолет А-33 выпускается на самарском авиапредприятии «Аэропракт» с ноября

2001 года. После успешных летных испытаний А-33 запустили в серийное производство. Это трехместный самолет, хотя возможна четырехместная модификация.

Максимальная скорость — 270 километров в час, высота полета до 3500 метров.

Топливо — бензин марки не ниже А-95. Стоимость с новейшей комплектацией 77 тысяч долларов.

Предназначен для учебно-тренировочных, патрульно-инспекционных, туристических полетов.

Купить А-33 не так просто. По заявке предприятию за полгода при стопроцентной предоплате.

Самолетов А-33 собирают по два в год.

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость