Происшествия

В краевом центре обезврежено десять преступных группировок автоугонщиков

Именно такое количество банд автоворишек, терроризировавших Барнаул, удалось ликвидировать с начала года сотрудникам отдела милиции по кражам и угонам автотранспорта при краевом ГУВД. О том, каково положение сегодня и как рядовому автомобилисту уберечь свой автомобиль, а также не приобрести краденый, "Автопарк" побеседовал с начальником подразделения Сергеем Зориным.

Что продается, то и угоняется

По словам Сергея Александровича, ситуация по кражам и угонам автотранспорта в Алтайском крае, как и в России в целом, ухудшается год от года. И тому есть объективные причины. К их числу специалисты относят повышение уровня криминализации во всех сферах, а также увеличивающийся спрос на автомобили, связанный с общим улучшением благосостояния населения.

В настоящий момент вкусы барнаульских угонщиков ничем не отличаются от их вчерашних интересов. Из отечественных машин угоняют по-прежнему чаще всего модели семейства Samara, а из иномарок - отдают предпочтение продукции Toyota и Nissan. "То есть, те машины, которые сегодня успешно продают на рынке, те и угоняют", - говорит Сергей Зорин.

С начала года в Барнауле совершено 173 кражи и 91 угон - юридическая грань между этими преступлениями заключается в том, что в первом случае присутствует умысел получения материальной выгоды. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года краж - 130, угонов - 100.

Угоны с улиц, как и раньше, в большинстве случаев происходят в вечерний час пик: с 15.00 до 18.00. Автомобили, как правило, исчезают от крупных магазинов, спортивных, культурных и развлекательных заведений, расположенных в центре города. Из гаражей машины извлекают чаще всего в ночное время суток - в основном, из неохраняемых. Случаи краж из охраняемых хоть и редки (не более 5%), но все же регистрируются. Как и с платных автостоянок - таких происшествий с начала года в столице края уже случилось шесть. Потерпевшие судятся с владельцами площадок по хранению автотранспорта до сих пор.

Барнаульские угонщики раз за разом повышают свое техническое оснащение. Не так давно у одной группировки во время задержания был изъят специальный сканер. Прибор позволял за несколько минут "снять" практически любую автомобильную сигнализацию.

Сегодня, благо, в столице края не случается разбойных нападений на владельцев авто, когда хозяев просто выкидывают из машин - чем сейчас знамениты крупные российские города. Хотя и у нас такие инциденты встречались - до 2001 года, пока не задержали группу "специалистов" кавказской национальности. Последние практиковали угоны грузовых авто, принадлежавших дальнобойщикам.

Сдвиги в решении проблемы есть

- Кражи автотранспорта будут существовать до тех пор, пока мы не удалим из этой преступной цепочки звено легализации краденого, - подчеркивает Сергей Зорин. - С начала года мы уже задержали десять преступных группировок, занимавшихся таким промыслом. И три из них мы отнесли к организованным. Важнейшим структурным элементом у них был "отдел" легализации ворованных машин - в том числе и с помощью нечистых на руку некоторых сотрудников ГИБДД. На них заведены уголовные дела, ведется следствие.

В одиночку профессиональные алтайские угонщики уже давно не работают, отмечает Зорин. И добавляет, что практика показывает - как только его отдел задерживает очередную группу автоугонщиков - интенсивность таких преступлений на время ослабевает - злоумышленники ложатся на дно. Так происходит и сегодня, поскольку два месяца назад в городе была нейтрализована банда, специализировавшаяся на кражах дорогостоящих иномарок.

Борьбе с автокражами явно не способствует действующее законодательство, которое на практике чаще квалифицирует этот вид преступлений не как тяжкие, в результате чего угонщики получают за свои деяния 3-4 года. Иногда условно.

И тем не менее подвижки в решении проблемы есть. И они направлены именно на исключение момента легализации. Например, очень скоро в Барнауле заработает единый центр постановки транспорта на учет - в районах края регистрации не будет. Этот опыт, заимствованный, кстати, в Новосибирске, должен исключить возможности злоумышленников "отмывать" машины, регистрируя, например, Mercedes или BMW в отдаленных райцентрах. Также уже сегодня барнаульские МРЭО оснащены специальными едиными компьютерными программами-базами данных "АвтоВАЗа", которые позволяют в считанные секунды проверять "чистоту" устанавливаемых на учет "Жигулей".

- Эта программа была задействована по инициативе нашего отдела и могу сказать, что она дает весьма ощутимые плоды - зарегистрировать краденный ВАЗ стало гораздо проблематичней, - сказал Сергей Зорин. - К сожалению, запустить в работу такие же механизмы по иномаркам на практике невозможно - и тому масса причин. Например, официальные дилеры не хотят делиться информацией. Хотя было бы очень полезно.

Как себя обезопасить

На вопрос о том, как уберечь своего "железного коня" от внезапного исчезновения, Сергей Зорин говорит, что "...всегда советовал и буду советовать ставить сигнализации, различные замки, "секретки" и т.д.". Поскольку, по его мнению, преступникам тоже лишние преграды не нужны и из двух автомобилей одного класса они обратят внимание на менее защищенный. Следует также как можно лучше укрепить свой гараж и, если вы заметили, что за вашей машиной наблюдают, - немедленно сообщить об этом в правоохранительные органы.

Ну, а уж если беда все-таки случилась, Зорин советует обращаться в первую очередь в милицию, а не, например, к самим злоумышленникам.

- Наш отдел создан специально для борьбы с этими видами правонарушений. И сегодня у нас уже достаточно опыта, знаний, навыков. Из угнанных с начала года 173 автомобилей мы нашли и вернули владельцам 60 машин, это порядка 30-35 процентов. Так что шанс есть и довольно неплохой, - резюмирует Зорин.

Угнанные авто продают под видом "конструкторов"

Что же касается того, как не купить краденый автомобиль, то здесь "Автопарку", в отделе милиции по кражам и угонам автотранспорта при краевом ГУВД посоветовали обратить внимание на следующие нюансы.

У барнаульских угонщиков сегодня в ходу вот какая "фишка". Сейчас из Японии все больше идут так называемые "конструкторы" - это иномарки, провезенные через таможню в виде запчастей, с целью ухода от высоких пошлин. Собирают такие машины на территории России и документы выдают здесь же. Так вот угонщики приспособились ворованные машины продавать под видом этих "конструкторов". Если вам делают такое предложение - лучше не один раз подумать.

Само собой стоит насторожиться и если за машину предлагают цену значительно ниже рыночной - скорее всего это будет неспроста. Сложнее всего проверить при покупке автомобили, не стоящие на учете. К транзитным номерам из других регионов тоже лучше тщательнее присмотреться. И, наконец, надежнее покупать четырехколесное средство передвижения непосредственно у хозяина. Избегая общения с явными перекупщиками.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость