Происшествия

В поисках исчезнувшей ж/д. Корреспондент “МЭ”, пытаясь выяснить, куда пропала железная дорога в Локтевском районе, попала в настоящий лабиринт с тупиками...

В конце января житель Локтевского района пенсионер МВД Владимир Ельников отправил очередное заявление в Управление ФСБ по Алтайскому краю. Он просит начальника управления В. Трушева взять под свой контроль дело о хищении железной дороги на сумму пять миллионов рублей. “Дорогу вывезли через границу без каких-либо документов и вне пункта пропуска”, - утверждает Ельников.

Собака на сене?

- В 2004 году я работал начальником участка карьера “Калантырь” что в селе Новенском, - рассказал Ельников корреспонденту “МЭ”. - С карьера возили песок в приграничный казахстанский город Жезкент на горно-обогатительный комбинат. До этого карьера по российской стороне шла железная дорога. Но потом для ГОКа наш песок стал нерентабельным. И карьер закрыли. Дорогу, принадлежащую ГОКу, нужно было демонтировать. Перевозить её через таможню оказалось невыгодно, и я услышал, что от неё вообще хотят отказаться. Тогда я подошёл к начальству ГОКа, и мы договорились, что я сам сделаю демонтаж дороги. Я-то лучше знал, сколько это будет стоить, - всё у меня на подотчёте было.

По подсчётам Владимира Григорьевича, пять миллионов рублей - самое малое, что он мог выручить за ж/д.

- Посчитайте, протяжённость железнодорожного полотна до границы Казахстана 15 километров. Вес рельсов - 1500 тонн. Тонна металла - это минимум 3 тысячи рублей. То есть 4500000 - самая низкая цена. Не беря накладки, костыли, болты - это ещё 100 тонн. Плюс 15 тысяч шпал.

Однако через несколько дней рабочих, нанятых Ельниковым для демонтажа дороги, задержала милиция.

- Начальник Локтевского райотдела Ланкин отправил меня решать этот вопрос с администрацией района, - рассказывает Ельников. - Я пришёл сначала к начальнику ГОЧС Свинареву. Тот говорит: “Надо сделать рекультивацию дороги” - “Сделаем”, - пообещал я. А в голове прикинул, что и на рекультивации можно будет заработать, продав щебёнку, которую нужно было убрать при выравнивании насыпи.

Валерий Свинарев в свою очередь отправил Ельникова к главе района Алексею Осадчему.

- Прихожу к главе, - вспоминает Ельников. - Вижу, крутит-вертит, согласия на разбор дороги не даёт. Я тогда предложил 20 тысяч долларов детскому дому и 10 тысяч долларов в спорткомитет. Денег от этой железной дороги за глаза бы хватило и мне, и району. Тот опять говорит: “Подумаем”, но по его виду я понял, что не видать мне дороги. Потом я приболел и подумал: ну их к чёрту. Решил, что администрация сама решила подлатать бюджет с помощью железнодорожного полотна. Я бы на месте главы тоже так поступил… Но в том-то и дело, что от этой дороги район не получил ни копейки! Всё прошло мимо кассы. После подходит ко мне казахстанский коммерсант Гасан, просит мой КамАЗ в аренду. Сказал, что дорогу выкупили и с начальством всё улажено. А кто выкупил, не сказал. Как-то я ехал с охоты, в обход границы, гляжу: КамАЗы в Казахстан идут с рельсами…

- Так и мой КамАЗ ходил, - открыто говорит Ельников. - Только я деньги получал лишь за аренду…

Пограничники “крышевали” контрабанду?

По версии обидевшегося Ельникова, “крышевал” контрабанду начальник погранзаставы. В подтверждение своей версии Владимир Григорьевич отправил в ФСБ объяснительные трёх бывших пограничников.

Так, один из них, Юрий Косенко, рассказывает, что осенью 2004 года они подъехали к железной дороге, недалеко от неё стоял вагончик. Четверо рабочих разбирали полотно. При проверке документов рабочие показали удостоверения личности граждан Республики Казахстан. Они объяснили, что все работы по разборке согласованы с бывшим тогда начальником погранзаставы капитаном Горбуновым и комендантом Жердевым. Железную дорогу, как сообщается в объяснительной, вывозили на автомобиле в обход пунктов пропуска - напрямую через государственную границу в город Жезкент.

Это же подтверждает бывший пограничник Юрий Песковский. Пишет, что после проверки он созвонился с начальником заставы, и тот ответил, что всё согласовано с высшим начальством из Барнаула.

В другой объяснительной - от Алексея Лахина - говорится, что уже весной 2005 года дорогу разбирали жители Казахстана. При проверке те ответили, что все согласовано с новым начальником погранзаставы Лаптевым. “Нас ставили в наряд, чтобы мы смотрели, как бы ничего лишнего не упёрли, кроме ж/д. Разобранную ж/д вывозили на МАЗах и КамАЗах через государственную границу”.

“При мне этого не было”

Звонок нынешнему начальнику погранзаставы Виталию Лаптеву мало что прояснил. На несколько глуповатый вопрос в лоб о том, не “крышевали” ли пограничники контрабанду рельсов, начальник погранзаставы коротко ответил: “Конечно, нет. Я по этому поводу давал уже пояснения много раз”.

На просьбу объяснить, почему оказалась разобранной железная дорога в приграничной зоне, последовал опять же краткий ответ: “А я откуда знаю?” В конце разговора Лаптев заметил: “Такого при мне не было”. И посоветовал расспросить обо всём районные власти и пограничное руководство.

“И сельские воровали”

- Я думаю, что простые пограничники в разборе дороги не виноваты, - считает глава администрации села Новенского Зоя Валентин. - Дорогу разобрали при попустительстве Жезкентского ГОКа. И наши, сельские, тащили рельсы и шпалы. И какие-то другие люди с деньгами там тоже паслись. Как-то надо было делать отопление, я искала сварщика нашего, и нашла его там, на рельсах. Значит, платили хороший калым. Когда приехали, он рельсы резал. Спросили: куда? Ответил, что не знает.

“Там тёмный лес”

- Ельников хотел на халяву дорогу получить, - усмехнулся начальник ГОЧС района Валерий Свинарев. - Нужно было тогда договор с Жезкентским ГОКом заключить. Но такого договора у него не было. А дорогу потом и воровали, и сам комбинат частично разобрал.

На вопрос, как ГОК провозил рельсы через таможню, начальник ГОЧС ответил: “Там, конечно, с пограничниками всё решалось”.

- По сигналам о воровстве рельсов мы выезжали к дороге и с милицией, и пограничниками, и даже частично конфисковывали и шпалы, и рельсы,- утверждает чиновник. - А в последний момент даже поставили охрану.

Правда, почему в последний момент, господин Свинарев не пояснил.

Рекультивацию, по его словам, ГОК ещё не сделал.

- Там вообще-то тёмный лес был, - признался в конце разговора начальник ГОЧС района. - И Ельников лучше знает, как рельсы воровали. Он ведь и сам там воровал.

Тень на плетень?

- Не верю я, что Ельников о благе района печётся, - заметил замглавы района Геннадий Букатов. - У него здесь кафе было, и я как-то попросил его рядом на площади туалет построить. Ничего он так и не построил… А дорога эта нам не принадлежала. Какое право мы на неё имели?

- Ельников сегодня объявил войну правоохранительной системе, а ведь сам в этой системе работал, - заметил один из чиновников.

С нелестных слов о Ельникове начал разговор и глава района Алексей Осадчий:

- Вы очень осторожно с такими людьми разговаривайте. Они всё переворачивают на 180 градусов.

Дальше Алексей Сергеевич предложил свою версию событий:

- Случилось, что дорога оказалась невостребованной. Мы пригласили сюда генерального директора ГОКа, замдиректора по экономике. Спросили: “Товарищи, что дальше?” Они в ответ: “Мы отказываемся от дороги”. Тогда, говорим, разровняйте, уберите рельсы, шпалы. Они уехали и… началось. Мне докладывают: один приехал, разбирает. Милиция подъезжает - разрешение есть. Это ГОК дорогу разобрал. Они здесь нашли людей, которые разобрали и сдали её на металлолом. Наверно, с ними рассчитались. Вот и вся ситуация. А жалобу Ельникова я читал. Какие-то миллионы... Это глупость самая настоящая. Вы таким людям сильно не верьте. Не знаю, какие у них меркантильные интересы, наверно, что-то есть. Предвыборная кампания начинается…

- Значит, вины пограничников вы не видите?

- Какая тут вина пограничников? Эти рельсы в Казахстан не ушли. Они остались здесь, в районе.

- Вы считаете, что Ельников наводит тень на плетень?

- Я не считаю, я уверен. Есть хозяин дороги - ГОК. Если украли рельсы, он должен заявить. Должны были вый­ти на меня: помогите разобраться, у меня хищения. Но с такими вопросами никто не обращался.

Звонок в ГОК

Корреспонденту “МЭ” в какую-то минуту показалось, что и впрямь всё перевернулось на 180 градусов. Ну, была у кого-то дорога, ну сдали они её в России на металлолом. Факт, конечно, не радостный, но слишком обычный для нашего времени. Это в далёком советском детстве смеялись над анекдотом, который начинался со слов “Украл мужик рельсу...”

В картинку, нарисованную чиновниками районной администрации, не укладывались только свидетельства пограничников о том, что рельсы вывозились КамАзами в обход границы. Но, может, это были единичные случаи наглых контрабандистов? Или, к примеру, уволенные пограничники мстили своему руководству, рассказывая небылицы?

Может быть, звонок в администрацию Жезкентского горно-обогатительного комбината расставит точки над i?

Заместитель начальника по производству ГОКа Виктор Ткачёв был очень вежлив и корректен, несмотря на то что мой звонок задребезжал во время его законного отпуска.

- Мы сами вывезли дорогу в Казахстан, - спокойно сообщил Ткачёв.

- Ну вот она - и точка, - усмехнулась я про себя, переспросив на всякий случай: - Без растаможки?

- Да, конечно, - спокойно и уверенно ответил собеседник на том конце провода. - Так как мы представили документы, что железная дорога наша и брали мы её с разрешения. Без разрешения сначала были серьёзные проблемы. Когда мы представили документы, что эта часть дороги - имущество Жезкентского ГОКа, таможня дала разрешение. Мы подгоняли платформу и увозили рельсы на свою сторону. Пограничники не препятствовали, но контролировали обязательно.

- По нашим сведениям, были замечены КамАЗы и МАЗы, пересекающие границу с рельсами…

- Когда мы делали разбор, к нам могли присоединиться те, кто оперативнее и поближе. Много разговоров об этих КамАЗах было. Но за руку же никто никого не поймал.

По словам Ткачёва, руководство района было в курсе того, что рельсы вывозятся в Казахстан.

- Начальник ГОЧС говорит, что вы ещё не сделали рекультивацию…

- Как не сделали? По этому поводу даже акт составлен!

Или заблуждаются, или лукавят

Точка превратилась не только в запятую, а в жирный знак вопроса. Почему господин Ткачёв говорил о том, что рекультивация сделана, когда она не сделана? Почему он уверял, что глава района был в курсе вывоза рельс, а глава района в свою очередь утверждал, что рельсы сдавались в России на металлолом?

Может быть, лучом света в тёмном царстве станет звонок в пограничное управление?

- Я слышал что-то об этом, - поделился Анвар Алимбеков, замначальника пограничного управления ФСБ России по Алтайскому краю. - Вы знаете, вопрос не совсем в нашей компетенции. За железные дороги мы не отвечаем.

Комментируя по телефону слова зампроизводства ГОКа о том, что часть дороги вывезли без растаможки с разрешения пограничников, Анвар Ибрагимович заметил:

- Могу чётко сказать: кто дал такую информацию из ГОКа, тот, видимо, сам чего-то не понимает или лукавит. За вывоз материальных ценностей с территории РФ отвечает таможня. И все ценности провозятся через таможню.

- Вы предполагаете, что дорогу разворовали?

- Предположить можно всё, что угодно. Вот я сейчас что-то неосторожное скажу, потом это в газету попадёт…

Заместитель начальника пограничного управления в беседе заметил, что за всеми погранзаставами ведётся строгий контроль. По статистике, за прошлый год более ста человек из пограничных войск были уволены за различные нарушения.

Рельсы проданы китайцам?

По версии Ельникова, никто из руководителей ГОКа сегодня не хочет ни с кем ссориться. Этим и вызвано “лукавство”. По его же мнению, ГОКом было вывезено только тысяча триста метров дороги и то со стороны Казахстана.

Господин Ельников продолжает утверждать: “Хоть режьте, но я не сомневаюсь, что большая часть дороги была вывезена контрабандой и продана в Китай”. Это же подтверждает и Гасан, который в своё время арендовал КамАЗ у Ельникова. (По словам Ельникова, он сам получил за сдачу КамАЗа в аренду 6 тысяч долларов.) Гасан утверждает, что рельсы возил в Семипалатинск и его хозяин перепродавал их китайцам по 35 тысяч долларов за вагон . Ещё один жезкентский предприниматель по имени Биржан поделился, что на продаже рельсов из Новенского купил себе новый "Мерседес". По его словам, на дороге была прекрасная ситуация для её разбора.

Проверка таможни

При этом рубцовский транспортный прокурор в одном из писем Ельникову сообщает результаты проверки таможни. По ним выходит, что 1 декабря 2004 года корпорацией “Казахмыс” производилось таможенное оформление демонтированного участка железной дороги таможенной стоимостью 6752 рубля. В том же письме говорится, что фактов незаконного перемещения через таможенную границу РФ демонтированного участка дороги не обнаружено

- Выходит, через таможню провезли рельсов на 6 тысяч рублей! - усмехается Ельников. - Смех да и только.

Что дальше?

Ельников продолжает писать во все инстанции о противоправной деятельности начальства локтевской погранзаставы, а также бездействии местной прокуратуры и районных властей. Несмотря на то что в одном из писем от управления ФСБ по Алтайскому краю ему строго сказали: “Вы имеете право обратиться в органы военной прокуратуры с официальным заявлением. При этом уведомляем вас, что в случае неподтверждения указанных в заявлении фактов преступной деятельности заявитель может быть привлечён по ст. 306 УК РФ - заведомо ложный донос”.

Получить какой либо комментарий от военной прокуратуры оказалась и вовсе делом невозможным. Военный прокурор отправил корреспондента “МЭ” звонить в Читу: там, мол, спросите дежурного, он соединит вас с “человеком по связям с общественностью”.

В Чите Владимир Макаров, ответственный за связи с региональной прессой, сказал нам, что может дать только статистику нарушений пограничников за январь-февраль 2007 года.

- Нарушений не было, - радостно сообщил Макаров.

В то время как корреспондент “МЭ” пыталась найти концы украденной железной дороги, на “круглом столе” в администрации края обсуждали вопросы, связанные с пограничной зоной. История, случившаяся в Локтевском районе, на наш взгляд, может быть зеркалом, отражающим "кривую физиономию" нынешней непростой пограничной ситуации.

- Пограничники, как, впрочем, многие федеральные структуры, иногда ведут себя как государство в государстве, - грустно поделился один из чиновников Локтевского района. - При этом то, что творится и на границе, и на таможне, часто остаётся тайной за семью печатями.

Однако в пограничном управлении с этим не согласны. 12 февраля, когда материал готовился в номер, сотрудники пограничного управления ФСБ России по Алтайскому краю вежливо пообещали ответить на все острые вопросы по границе, в том числе и по ситуации с исчезнувшей ж/д в Локтевском районе, позднее, попросив подготовить вопросы через неделю и пообещав встречу с руководством. Следите за публикациями в газете.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость