Происшествия

Заказные убийства - форма криминальной войны

Среди самых громких убийств выделяются, в первую очередь, заказные. И это понятно: жертвами таких преступлений становятся, как правило, политики, бизнесмены, видные общественные деятели.Наш собеседник - генерал-майор в отставке, президент фонда "Национальной и международной безопасности", эксперт по вопросам безопасности Государственной думы и Совета Федерации Леонид Шершнев:

- Высокий уровень количества заказных убийств - следствие продолжающейся в России криминальной войны, которая ведется вокруг передела собственности. Проблема в том, что в нашей стране бюрократические структуры срослись с уголовными и коммерческими группами. А уж какими средствами они добиваются своих целей - неважно. Это - дело техники.

- Научились ли за последние годы, на ваш взгляд, правоохранительные органы раскрывать заказные убийства?

- По большому счету - нет. Я считаю, что в любом заказном убийстве, даже, на первый взгляд, чисто коммерческом, присутствует элемент политики. Допустим, московский бизнесмен намерен сбыть в регион лекарство с просроченным сроком годности. Чтобы товар легализовать, он должен вступить в отношения с чиновниками, с органами власти и, естественно, поделиться с ними деньгами. Если бизнесмена убивают, на определенном уровне принимается решение: позволить раскрыть это преступление или нет. Увы, сама политика государства создает условия для таких чудовищных вещей. Как говорят китайцы, власть - это форма собственности.

- Согласны ли вы с мнением, что Россия лидирует по количеству совершаемых в ней заказных убийств, или это искусственно навязываемый ей образ?

- Думаю, что такое мнение верно. По сравнению с ведущими западноевропейскими странами передел собственности в России не завершен. Если обобщить, то сегодня у нас в бизнесе без белых перчаток не обойтись.

- Есть ли, на ваш взгляд, определенная вина самих жертв в том, что они довели дело до критической ситуации и, может быть, отказались пойти на какие-то компромиссы?

- Если человека убивают только за то, что он приобрел в собственность торговую точку или производство, то его вину в "исходе с крайними последствиями" установить сложно. Другое дело, что предприниматель в условиях нашей реальности должен быть готов к различным неожиданностям. Сегодня от рук наемных убийц страдают в первую очередь те, кто задумал создать себе лучшие условия для жизни. Но среди них мало тех, кто живет интересами государства. Есть и масса мелких предпринимателей, которые заняты в чьем-то бизнесе и не знают, что они работают на криминал.

Недалеко от Москвы несколько лет назад новые русские построили элитный поселок. Получилось государство в государстве: пропускной режим, высоченные заборы. Думаете, это их защитило? Сейчас в этом поселке живут выходцы с Кавказа. А первостроителей уже никого нет в живых - все друг друга перестреляли.

- Есть реальная статистика: в провинции заказные убийства раскрываются лучше, чем в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург. Вы верите этим данным?

- Вряд ли. В небольшом, по российским меркам, городе решение о том, давать ли добро на раскрытие преступления, принимается в очень узком кругу, в который входят пять-десять человек. И они часто не заинтересованы в том, чтобы тайное становилось явным. В столице же все более масштабно и, если исключить самые громкие политические убийства, установить жесткий политический контроль за большим количеством заказных убийств гораздо сложнее.

Материалы подготовил Виталий НАУМОВ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость