— Какие угрозы строительной отрасли вы видите в 2020 году?
— Я бы не стал говорить об угрозах — скорее о рисках. Риск существует всегда, тем более в строительной отрасли, которая предусматривает длительный цикл окупаемости инвестиций.
Сегодня основные риски в отрасли связаны с реализацией норм законодательства о проектном финансировании. Здесь важно, чтобы законодатели понимали, что происходит «на земле», и давали бизнесу возможности правильно работать.
Но мы, люди бизнеса, верим в лучшее. Надеемся, что на Алтай придет больше инвестиций, покупательная способность населения повысится. Дело ведь даже не в проектном финансировании, а в том, чтобы проект, который мы реализуем, был востребован.
— Одна из проблем, о которых говорят строители, — недостаточные суммы, выделяемые из бюджета на социальные объекты.
— Я думаю, что причины в законодательном обеспечении этой деятельности. Не в администрации города или края, не в госзаказчиках. Законодатель должен создать базовые условия, чтобы можно было правильно исполнять госконтракт в рамках закона. Я не согласен с утверждением, что чиновники что-то не так делают, — сегодня в угол загнаны и госзаказчики, и строители.
— Какие изменения нужны?
— Не мне судить. Это дело законодателя — создать условия. А проблем много. Бывает так, что во время строительства какие-то нормы и требования меняются. Начинаем сдавать объект — и просыпаемся в другой стране. Скажем, пожарники выясняют, что что-то не соответствует новым нормам. При этом с точки зрения буквы закона во время исполнения госконтракта никаких изменений вносить нельзя.