Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Беги, кролик, беги

– Что думаешь о Нагорных страстях?
– ?! Нет у нас своего Айтматова.
Из разговора

Как только иссякнет новогодняя толчея, и стихнут выяснения кто мы – лошади или нет, как только в субтропическом городе будут потушены факелы и отшумят вувузелы, так с первыми проталинами придет понимание, что набегающий год объявлен годом культуры. В ожидании этого важного события, в самый раз обратить внимание на слова профильного министра, сказанные им на заседании Совета по государственной культурной политике: "Год культуры в России – это не только шанс получить дополнительное финансирование. Прежде всего, Год культуры позволит высветить накопившиеся проблемы и сформулировать задачи на будущее". Умри Денис, лучше не скажешь. Действительно, а что такое, эта современная культура? Жива она, здорова ли?

Не поддадимся искушению, и не станем сравнивать достижения ушедшей страны с аналогами нового времени. В конце концов, Красная Атлантида подарила человечеству такой расцвет культур и искусств, что хватит на целую эпоху. В трудные годы она написала свою "Героическую симфонию", создала ансамбль народов и по большому счету, никому ничего уже не должна. Правильно будет рассматривать культуру нового российского общества, как учил старина Кант – "вещью в себе".

Начать надо с того, что двадцать лет тому назад, в общество светского христианства пришел новый человек – мускулистый, с турецким загаром и золотой печаткой на правой руке. С обаятельной улыбкой он решительно приступил к мировоззренческому слому, круша традиции и сбрасывая с корабля современности гуманистические ценности. Он зачищал место для чего-то нового. В это время мы наивно рассматривали в залах подвальных галерей, как он ярко раскрашивает венские стулья, кастрюли, пластинки и прочие старые вещи. Мы забавлялись над памятниками, сделанными неизвестно чему и неизвестно зачем. На кустарных сценах и в фильмах, склеенных на кухнях, мы искали смыслы в блеске новых откровений. Было весело: в артефактах переходного периода звучала "мурка", мелькали купола, люди с немытыми волосами говорили о дороге к храму и благоухали городские свалки. Много свалок. И во всем этом мы старались рассмотреть эстетику обновления, пытались найти ростки культуры нового человека, понять для чего нам это надо. Но культура перехода ничего ценностного обществу не принесла, новый человек оказался обычным жлобом, который вторсырье и перелицованные вещи выдавал за свои достижения. Они то и оставили после себя тяжкий груз пороков и противоречий. Вот, скажем – воинствующий антисоветизм и русофобия, что не обойти, не объехать. В разлагающиеся девяностые эти феномены проявились чумной сыпью, метко названной народом "чернухой". Это ни эстетика, это ни этика, это чернуха, творческое восприятие жизни в условиях гниения, и не ищите в ней смысл. Однако надо признать, что антисоветизм был диалектичен – новому человеку, рвущемуся вверх по лестнице ведущей вниз, требовалось яростное отрицание гуманистических ценностей, он это отрицание заказал, он его получил. Переходная культура, рожденная в грязи неразборчивого мировосприятия, неизбежно приобрела букет злокачественных заболеваний, от которых не может избавиться до сих пор. Самое отвратительное стало результатом того, что герои нашего времени подложили отечественную культуру под субкультуру криминала с его сифилитическими ценностями. В культуре перехода мы не обнаружим ни одного творческого направления, где-бы не собирались на сходку паханы, не говорили по фене уркаганы, и не сидела на корточках уголовная мелочевка. Мир криминала идеально ложился на топографическую карту жизни нового человека, он ему был социально близок. Именно героизированная уголовщина окончательно превратила культуру в свою противоположность. А потому совершенно справедливо – запущенное социальное заболевание должно стать предметом серьезного обсуждения в обществе. Пора, наконец, выдернуть ядовитое жало.

Переходный период прошел как дурной сон, сегодня перед нами стоят принципиально иные вызовы времени. Общество, наконец, осознало невозвратность произошедшего и постепенно справилось с последствиями совершенного над ним насилия. Оно уже дописывает последние главы в "повести о потерянном рае" и пристально вглядывается в облик будущего. Многонациональный народ испытывает жизненную потребность в новой идентичности. Увидеть её облик и показать основные контуры может лишь культура. И культура либо найдет силы осознать и исполнить свою миссию, либо мы окончательно скатимся в войну каждого против каждого. Третьего не дано.

Опасность текущего момента в том, что сегодня культура не способна к исполнению своего предназначения, она наполнена непримиримыми противоречиями, аутична и пребывает в глубоком системном кризисе. Анатомия кризиса такова, что в настоящее время эта сфера находится в собственности у небольшой группы коммивояжеров (со всем обслуживающим их персоналом они составляют не более пяти процентов от взрослого населения страны). Для них выгодно не динамичное и здоровое общество, а мир нового средневековья, наполненный разрозненными кочевниками. Хозяева дискурса хорошо понимают основное противоречие, а потому с помощью наемной силы настойчиво формируют нужную им картину мира и навязывают уход от основных вопросов современности.

С этой целью в сознание многонационального народа России вводят  унифицированный суррогат, анти-культуру с перевернутыми ценностями. В ней народный юмор превращен в хохмачество, мудрая сатира в желчный сарказм, братство подменено терпимостью, познание мистицизмом, долг перед обществом – агрессивным индивидуализмом, моральные императивы – нигилизмом. В этом отвратительном бульоне актуальных анти-ценностей литература уварена до чтива, музыка низведена до фона, живопись стала обоями, театр – развлекухой, кино – рекламой. Анти-культура намеренно генерирует среду страха, бесплодных фантазий, досужего вымысла, извращенного мистицизма и физиологии. В ней она превращает человека в животное и поощряет бегство от действительности. Анти-культура не дает человеку с улицы нравственных ориентиров и все потому, что таковых сама не имеет. Ее убеждения и принципы меняются в зависимости от получаемой выгоды.

С помощью анти-культуры подавляется народная культура, "сжигается напалмом" все, что находится в рамках традиции. Анти-культура, в силу паразитарного характера не создает своего, она без стеснения перелицовывает любое достижение мировой культуры и цинично глумится над жертвой своего воровства. Но у нее есть одно, очень слабое место – она способна существовать только в условиях информационной накачки. Стоит ее удалить из информационного поля и мыльный пузырь тут же лопается. Единственное "творческое" достижение, а по сути индикатор социального здоровья, так называемый "флеш-моб" – кратковременное и бессмысленное сборище человеческих атомов. Других достижений у анти-культуры нет.

Дальнейшее поощрение анти-культуры – путь в никуда. Она не способна ответить ни на один стоящий перед обществом вопрос. Она углубляет кризис сознания современного человека, делает общество хуже и обостряет социальные противоречия. И не надо забывать, что с помощью изъятых у общества денег новый человек не возвысил настоящую культуру, а сделал предметом роскоши и раздора.

Какие же задачи стоят в области развития культуры, а точнее её вывода из кризиса? Главная в том, чтобы удалить анти-культуру на периферию нашей жизни, посадить её в резервацию, зоопарк, где с безопасного расстояния желающие могли бы наблюдать за жизнью этой фауны. Никто на их свободу самовыражения не покушается, пусть живут себе в вольере, едят себе подобных, копаются в социальных экскрементах и собственных пороках, но за свой счет. Ради своей безопасности мы не должны поощрять и поддерживать анти-культуру, как разрушающую жизнь великого народа лучшей в мире страны.

Хозяевам и производителям анти-культуры, этим малиновым пиджакам и леггинсам искусства, неореализм смерти подобен. Они будут делать все возможное, чтобы общество не задумывалось о действительности и как можно дольше находилось в состоянии распада. Они хорошо понимают, что возрождение культуры неизбежно приведет к политическому возрождению, а это для них уже угроза. Манипулировать обществом театра, толпой управляемых и закомплексованных потребителей с клиповым сознанием, для них выгодно и стратегически важно. И потому они будут заманивать неискушенных и слабых духом. Они вновь им будут говорить – вот вам вкусный корм и сыворотка радости, ешьте и бегите от реальности как можно дальше.

Будем надеяться, что министр главную проблему культуры видит, понимает и в новом году будет готов к ее преодолению.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии