Спорт

Без башни

Его называют безбашенным, а он "прыгает" с водопада в Карагемский прорыв реки Аргут. Его действия называют бессмысленными, а он заводит дружбу с иностранными телекомпаниями, ищет спонсоров, разворачивает бизнес и копит деньги на открытие "белого пятна" на карте мира. "А по другому не могу, - говорит он, - со скуки умру".

И между прочим, фильм о штурме Карагемского прорыва, который организовал и в котором участвовал в августе этого года Александр Проваторов с двумя единомышлениками Владом Зыряновым и Сергеем Блошкиным, стал лауреатом специализированного международного конкурса экстремальных фильмов, который проводит в Москве режиссер Юрий Бойковский.

"Белые пятна" на карте мира

Действительно, Александр - человек слегка не от мира сего. Посудите сами: что может толкнуть современного человека, привыкшего к жизни в городе, на постоянный риск, сопряженный с угрозой для собственной жизни? "Я не могу "питаться" одним и тем же", - говорит Александр.

В последние годы "подпитка" становится особенно острой. 2001 год - экспедиция на Эверест в качестве видеооператора, 2003 - организация соревнований по экстремальному сплаву "Мажой-ралли" (на самом опасном участке реки Чуя в Горном Алтае), штурм Карагемского прорыва на реке Аргут (сложнейший маршрут). "Сейчас я уже завидую молодым экстремалам, - говорит Александр. - Я вижу, как они преодолевают себя на каждом этапе. А для меня тот же Мажой - это уже семечки, моя планка слишком высока. И чтобы получить настоящие эмоции, мне нужно очень сильно рисковать. Хотя я чувствую, что уже перегибаю палку. На том же Карагемском прорыве, когда мы проходили его впервые, выжили чудом, потому что потеряли сознание прямо в водопаде".

Сейчас своей планкой Александр Проваторов считает тибетскую реку под названием Брахмапутра, а точнее, то место, где она прорезает великий Гималайский хребет. Это самое глубокое ущелье на планете - река течет на глубине шесть километров. Сегодня это место называют Эверестом среди рек - Брахмапутра девятая по водности река в мире, ее уклон в этом "лакомом" для экстремалов месте составляет 100 метров на километр - сплошные каскады водопадов. До сих пор около восьми километров этой реки никем ни пройдены и даже не просмотрены.

Проваторов рвется туда с 1997 года, причем с небольшой группой. В этом году мечта стала более реальной. Его друг - экстремал из Москвы Сергей Лагода, постоянный партнер по всем водным "бзикам" Александра, нашел 150 тысяч долларов и хотел сразу ехать туда. "Этой суммы недостаточно, - рассказывает Александр, - нужно минимум 300-400 тысяч долларов. Ведь только за пребывание в этом месте нужно заплатить 10 тысяч долларов с человека. Тех денег, которые нашел Сергей, хватило бы только на шестерых человек, одну лодку и одного оператора. Мои условия - минимум две лодки и минимум два оператора". Сейчас все жаждущие "белого пятна" находятся в поиске денег. Если необходимая сумма будет собрана, то экспедиция, возможно, состоится уже в следующем году. "Кстати, нашими планами интересуется телекомпания ВИД и одна австралийская телекомпания".

Другая планка Александра - Эверест настоящий. Московский продюсер Виктор Козлов собирает экспедицию по разведке северной стены этой горы. Маршрут уникальный - доселе тоже никем не пройденный. Деньги почти собраны, так что в апреле-мае следующего года экспедиция состоится.

Альпинист должен толстеть

Впервые Проваторов побывал на Эвересте с сибирской экспедицией "Эверест-2001: через Северное седло" в качестве оператора. "Такое путешествие - это два-три месяца сильного дискомфорта и тяжелой работы на грани истощения", - вспоминает Александр. А что касается операторской работы на высоте, то это очень сложно и в физическом, и в психологическом плане. Во-первых, нужно быть настоящим профессионалом, чтобы вообще пережить такое путешествие (многие погибают в пути), во-вторых, оператору нужно всегда идти вперед группы, выбирать точку съемки. Часто приходится стоять в прямом смысле "на краю" - на трещине, под лавиной и т.д. Именно это и привлекает Александра.

С экранов телевизоров в познавательных передачах мы видим только картинки с ошеломляющим пейзажем и довольными лицами альпинистов, покоривших очередную высоту. На самом же деле здоровья там теряется - о-го-го! Каждый альпинист перед длительной экспедицией мечтает... растолстеть. Так легче выжить. Несмотря на то что в поход с собой берется всевозможная снедь вплоть до красной и черной икры, сладостей, ничего, кроме жидкости, организм принять не может. Пища не усваивается, а желудок то и дело встает на дыбы и... отправляет все съеденное обратно. Единственное исключение - килька в томатном соусе. Почему? Не знает никто. А так - чаек да горячий супчик. Здоровому мужику-альпинисту надо выпить в день три-четыре литра жидкости, но и этого не получается - некогда.

Кроме этого, масса прочих лишений. Идти приходится все время пешком - вертолеты на такую высоту не поднимаются. Подъем происходит по перилам из страховочных веревок. На ночь нужно искать уступ, чтобы поставить палатку, сделать бивак, чтобы ее не сдуло и не занесло снегом. А для того чтобы покушать или чайку вскипятить, нужно сначала растопить снег или лед. И человек там, в прямом смысле этого слова, тает. "За время экспедиции, - рассказывает Александр, - я потерял 18 килограммов. Уходил с весом 102 килограмма, вернулся - 84. Причем чувствовал себя первые две недели очень плохо - постоянно болела голова, а по ночам были опухания и очень сильный кашель".

Страх - понятие относительное

Странно, но и у такого безбашенного человека, как Александр Проваторов, точно такое же отношение к риску, как у любого другого человека. И страх тоже есть. "Совершать рискованные поступки я позволяю себе ничуть не меньше, чем в молодости, - рассказывает он, - но в последнее время становлюсь все более рациональным человеком. У меня растут три сына, и я должен заботиться о них, быть уверенным, что смогу их материально обеспечить".

У Александра есть свой бизнес - туристическая фирма "Алтайская одиссея", кроме этого, он занимается издательским делом, строит новую турбазу. "Я даже стал страховаться на большие суммы, а это недешево". Двое его сыновей, Василий и Алексей, разделяют его страсть к приключениям.

А что касается страха, то Александр считает, что бояться надо. "Отсутствие страха - вот настоящая безбашенность, - говорит он, - здоровая доля здорового страха должна присутствовать в любом человеке и уж тем более в любителе экстрима. Желание остановиться возникает тогда, когда на глазах гибнут люди, друзья." Но через некоторое время Александр снова возвращается к мысли, что опасность - это именно то, что он любит больше всего. "Для кого-то эти моменты ужасны, для кого-то непонятны, для кого-то безбашенны. А для меня это счастливые моменты. Но если бы я не боялся, то с моим образом жизни меня бы давно уже не было в живых".

Блиц-опрос

Первый туристический маршрут в горах прошел в 6 лет, первый водный - в 17.

Любимые книги - по бизнесу. Последняя, которою прочитал - "Богатый папа, бедный папа" Роберта Кийосаки.

Любимые фильмы - документальные. Самой лучшей считает австралийскую ленту "Эверест от моря до вершины".

Самое необычное место, где приходилось ночевать, - шестой лагерь на штурме Эвереста (высота 8300).

Самая любимая еда - кальмары.

Самая невкусная еда - утка по-пекински.

Любимое место в Барнауле - "Рок-н-ролл кафе".

Любимая музыка - "Pink Floyd".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость