Так, у нас с начала 90-х годов количество частных школ практически не изменилось, нет четкой сегментации ни по предоставляемым услугам, ни по ценообразованию. Однако в последнее время ситуация начинает меняться: сказываются растущая востребованность негосударственного образования и определенная политика властей. Об этом, а также о коммерческом образовании как о бизнесе «ВД» рассказал Дмитрий КОСТИН, директор частной школы «Фриона».
Всех потянуло на качество
– В последнее время отношение государства к частным школам очень изменилось в лучшую сторону. Нас уважают, никто не притесняет. И даже контролирующие органы, которые всегда смотрели на нас более пристально, чем на муниципальные школы, и не прощали нам ничего, уравняли свое отношение. Правда, при этом оно стало одинаково жестким.
Недавно в образовательную систему ввели схему подушевого финансирования, которая распространяется и на частные школы. Через администрацию края из федерального бюджета мы получаем дотацию на каждого ученика. Так, средний размер субсидии составляет 870 рублей в месяц. Это порядка 60% от себестоимости обучения в муниципальной школе. Правда, в частных школах себестоимость доходит до 4–5 тыс. рублей: классы маленькие, оптимальное количество – 12 человек, только так можно качественно обучить детей. В любом случае новая система для нас выигрышна: раньше нас субсидировали по остаточному принципу, без какой-либо определенности. Кроме того, из городского бюджета нам идут субсидии почти на всю «коммуналку». В общем, частное образование начали поддерживать!
Я думаю, в ближайшее время сектор негосударственного образования будет развиваться активнее. И дело не только в поддержке государства – стремительно возрастает цена знаний. Не дипломов, а именно знаний, компетенций. Вот на настоящее качество всех и потянуло. А в условиях нашей системы, когда в классах мало детей, результат получается более эффективный. Мы это уже в прошедшем учебном году ощутили: приток детей был, как никогда за прошедшие годы.
Сейчас активно обсуждается перевод всей системы школьного образования на хозяйственную самостоятельность. В этих условиях, когда у муниципальных школ появится собственный баланс, им придется считать деньги, придется научиться экономическому управлению и выживанию. А мы это уже умеем, и у нас будет преимущество.
$ 40 – немыслимая сумма
– В европейской части России все на порядок выше. А у нас и платежеспособность другая – выбирая между образованием и колбасой, мы все еще выбираем колбасу. В Москве нижняя планка за обучение – $ 300 в месяц. Я лет 10 назад общался с американскими коллегами, сказал, что у нас оплата – $40. Они спрашивают: «Это в день?» Для них это немыслимая сумма, на уровне стран третьего мира.
Сейчас, конечно, эта сумма у нас составляет уже не $ 40, но все равно вполовину меньше, чем в Москве. А мы привыкли выживать в экстремальных условиях! Вот пример: сейчас у нас идет ремонт – школа переехала в другое здание. Перед этим у нас была трехмесячная задержка зарплаты и долги по «коммуналке» – субсидии вовремя не пришли. Однако за полтора месяца мы получили все субсидии, закрыли долги, сохранили контингент учащихся и сделали ремонт практически своими силами. Весь коллектив в рабочей одежде, во главе с директором с «болгаркой» в руках… Теоретически это невозможно! Как с «Запорожцем», который исследовали японцы: теоретически ездить эта машина не может. Но ездит же! Это ненормальное явление, так не должно быть. Но пока мы на периферии находимся в таких условиях.
У частных школ не очень удобный статус – негосударственное образовательное учреждение (НОУ). Однако есть нюанс: если результаты моей предпринимательской деятельности идут на развитие учреждения, то это не облагается налогом на прибыль. И мы этим нюансом пользуемся. Были, правда, сложности с учетом, но в прошлом году мы перешли на «упрощенку» и стало легче. Так поступили, кажется, все частные школы в городе.
Три категории родителей
– Родители ведут детей в частную школу с разными целями. Я бы условно разделил их на три категории – сообразно возрасту ребенка. Так, в начальной школе хотят спокойствия, комфорта и хорошего питания, отсутствия стрессов. Для старшеклассников хотят подготовку к ЕГЭ, подход, приближенный к репетиторству. Подростков же родители зачастую приводят ради индивидуального подхода. Ведь дети в пятом-девятом классах, как правило, контингент проблемный – с точки зрения здоровья, особенностей натуры, дисциплины. Иногда родители приходят, говорят: «Вы только в нашу предыдущую школу не звоните, нам там только в тюрьму характеристику дадут!» Но у нас много примеров, когда «безнадежные» по разным аспектам дети за год-полтора приходили в совершенную норму. Это скрытые результаты, которые так же важны, как и успеваемость.
Иногда родители учеников ведут себя с позиции, что я им обязан. Но я мягко ставлю их на место. Были случаи, когда пинком двери открывали, голос повышали. Но, как правило, все это быстро проходит. Я говорю родителям: «Вы платите, но музыку не заказываете. У нас другая система. Вы приходите в наш монастырь с нашими законами, они известны, и вы знаете, куда идете». Бывает, и дети, у которых папа или мама «олигархи», начинают, как говорится, звездить. Но и им говорится прямым текстом, что мамы и папы – это одно, а вы – другое. И козырять родительскими заслугами не стоит. Здесь все платят одинаковые деньги и все хотят нормальной обстановки. Ребенок не должен быть настроен на то, чтобы портить тут кому-то жизнь. Или ты принимаешь наши правила, и мы тебя уважаем, или…У нас малейшее проявление такого «барства» строго отслеживается и корректируется.
Чувствую себя бизнесменом
– Иногда родители спрашивают: «Почему такое дорогое обучение?» И я с калькулятором могу объяснить. Вот 25 человек. Средняя зарплата в Барнауле – 10 тыс. рублей. Фонд зарплаты, соответственно, 250 тыс. рублей плюс налоги 26%. В результате примерно 350 тыс. Плюс хозяйственные расходы, развитие… Итого 420 тыс. рублей. Теперь делим все это на количество учеников. Получаем оплату за обучение. Так за несколько секунд человек понимает, что это недорого, это практически себестоимость. Но тем не менее я чувствую себя бизнесменом: деньги-то есть, они крутятся, и я ими управляю. И никто не пытается порулить вместе со мной, как это есть в государственном образовании! Да, некоторые директора государственных школ получают больше меня. Но они подневольные работники, а я практически свободен.
Я, как учредитель, даже в управлении персоналом поступаю с точки зрения эффективности. Так, сейчас я возвращаю премиальную систему оплаты труда, от которой мы отказались около пяти лет назад из-за ее трудоемкости в подсчетах. Я в свое время разработал систему коэффициентов. Работа учителя здесь делится на три блока: дисциплинарный, профессиональный и творческий. Дисциплинарный – это система штрафов за нерадивое исполнение обязанностей (не вовремя заполнил журнал, опоздал на урок). В профессиональном оцениваются конкретные результаты: контрольные срезы знаний, причем не количество пятерок, а именно уровень знаний. Например, в прошлой четверти класс учился на «хорошо» и «отлично», а в этой скатился на тройки. Это же вина учителя! И творческий блок – то, что человек не обязан делать согласно договору, но это его инициатива: провел какое-то интересное мероприятие, например. Система устроена так, что при самом худшем варианте преподаватель получит ровно один МРОТ. Так что человеку невыгодно работать плохо. Кто хорошо поработает, тот получит в полтора раза больше, чем в обычной школе, кто расслабится – наоборот. Я хочу довести долю премий до 40–50%, чтобы это играло на эффективность труда.
Справка
Результат аббревиатуры
«Название школы родилось, когда я создавал репетиторскую фирму. Долго мучился, и получилась «Фирма развития интеллектуального обслуживания населения» – «Фриона». И потом название перешло по наследству школе», – говорит Дмитрий Костин.
До последнего времени «Фриона» располагалась в здании детского сада. А с очередного учебного года школа примет детей в новом помещении – в центре детского творчества. «С экономической точки зрения это совершено невыгодный вариант – аренда 60 тыс. рублей в месяц. А в садике у нас был договор безвозмездного пользования. Зато в новом здании уютнее, и оно больше отвечает требованиям Роспотребнадзора», – сообщил директор «Фрионы».
«Фриона» имеет лицензию и государственную аккредитацию. Сейчас в школе учится около 80 детей, в классах от четырех до 12 человек. Ежемесячная плата за обучение в новом учебном году составит 6 тыс. рублей.
Опрос в тему
Доверяете ли вы частным школам?
Наталья СУРИЛОВА , директор рекламного агентства «Проспект»:
– Нет. Мне кажется, в частных школах отсутствует система как таковая, система контроля над процессом обучения. И родитель, будучи непрофессионалом в этой области, не может определить, насколько качественны оказываемые в частной школе услуги.
Марина РОХМАНОВА , руководитель PR-департамента компании «Пава»:
– Да. У меня дочь училась в частной школе. Мне нравился подход и методики, которые там применялись. Кроме того, в частной школе есть дополнительные предметы, отсутствующие в обычных школах.
Лилия ТОЛСТОВА , руководитель Ассоциации меховщиков Алтая:
– У меня дочь ни одного дня не училась в муниципальной школе, сейчас абитуриентка. Частная школа хороша тем, что там при индивидуальном подходе дети всегда под контролем, не было и дня, чтобы ребенка хотя бы раз не спросили на уроке, и это важно. Кроме того, в частных школах много факультативных занятий без дополнительной оплаты, много праздников.
Николай ПАНОВ , директор компании «П-К 1»:
– Я не думаю, что качество образования сильно зависит от того, частная школа или муниципальная. Но в частной школе определенно больше порядка, дисциплины и контроля над детьми.
Самое важное - в нашем Telegram-канале