Экономика

Долги наши тяжкие

Экономическая ситуация в крае была бы не такой грустной, если б не огромная задолженность предприятий перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами. Долги эти тянутся и копятся уже несколько лет, и, похоже, заплатить их не осталось никакой возможности. В начале 2003 года объем долга достиг колоссальных цифр: 6 млрд. рублей - прямая задолженность предприятий, еще 22 млрд. рублей - начисленные пени и штрафы. Итого - 28 млрд., что равняется двум годовым бюджетам Алтайского края в доходной части.

Забыть нельзя отдать

Два года назад правительство России во главе с Михаилом Касьяновым придумало схему погашения долгов, так называемую "реструктуризацию бюджетной задолженности" (постановления № 1022 и № 699). Выглядела она так. Если предприятие имело задолженность по налогам и сборам, ему предоставлялась возможность равномерно погашать ее в течение шести лет, и только после этого еще в течение четырех лет платить начисленные пени и штрафы. Если же предприятие имело долг только по пеням и штрафам, оно получало право их равномерного погашения в течение 10 лет. Но это еще не все. Министерство финансов, из недр которого вышла идея реструктуризации, придумало механизм стимулирования должников. Если предприятие выдерживало график долговых платежей по налогам и сборам в течение двух лет, ему списывалась половина пеней и штрафов, а после четырех лет систематических расчетов с бюджетом применялся механизм списания.

На бумаге, в идеальных условиях, схема реструктуризации задолженности выглядела очень красивой и, на первый взгляд, вполне приемлемой. Десятки тысяч предприятий по всей стране согласились с ее условиями, поддавшись соблазну избавиться от долгов и оптимизировать свою налогооблагаемую базу. Но все оказалось не так просто.

"Идея реструктуризации в целом была правильной, - сказал нам в беседе Лев Коршунов, руководитель УМНС РФ по Алтайскому краю. - Но ее исполнение было не совсем продуманным с точки зрения реализации финансово-экономического механизма. Никто не решил, что делать с предприятиями, которые уже согласились пойти на реструктуризацию, а так же с теми, кто эти долги не хотел или не мог возвращать".

Проблема усугублялась еще и тем, что государство, которое занималось тем, что постоянно меняло налоговое законодательство, тоже принимало непосредственное участие в наращивании "долгового кома". К примеру, деньги из федерального бюджета вовремя не поступали в регионы и муниципалитеты, а те, в свою очередь, не успевали рассчитываться с коммунальщиками и энергетиками. Государство также забывало в срок оплачивать выполнение оборонных заказов предприятиям ВПК. И аналогичных примеров "забывчивости" можно привести сколько угодно.

Деньги текут в Москву

Итоги реструктуризации бюджетной задолженности в Алтайском крае подводились 30 января на сессии краевого Совета народных депутатов. Дебаты выдались жаркие, поскольку некоторые народные избранники в свободное от законотворческой деятельности время руководят промышленными предприятиями.

Лев Коршунов сообщил, что общая сумма краевого долга государству составляет 28 млрд. рублей, из 8 тысяч предприятий-должников пойти на реструктуризацию согласилась только тысяча, а выдержали график платежей вообще только 345. Но главный результат - финансовый, а он для экономики края оказался самым неутешительным. Дело в том, что механизм реструктуризации направляет денежные потоки в Москву, а не в региональные бюджеты. В итоге за последний год около 500 млн. рублей отправились в столицу, а на Алтае прибавилось только 3 млн. "Произошедшее вымывание финансовых средств из экономики края имело негативные последствия. Шевелящиеся предприятия совсем перестали шевелиться, а лежачие так и не поднялись", - констатировал выступавший на сессии с докладом Лев Коршунов.

Анализ должников показал, что крупные промышленные предприятия ("Алтайкровля", "Алтайвитамины", АЗПИ, "Алтайэнерго" и другие) сумели справиться с возросшей в результате реструктуризации налоговой нагрузкой. К примеру, генеральный директор "Алтайвагона" Виталий Ряполов сообщил, что его завод подал заявку на возврат задолженности в третьем квартале 2001 года и "с тех пор успешно выдерживает график платежей". Вторая группа должников - это предприятия, которые согласились пойти на реструктуризацию, но в силу разных причин не выдержали расчетных графиков. Формально они еще могут вернуться в лоно реструктуризации, но вряд ли захотят это сделать. Третья группа предприятий, которых подавляющее большинство, заняли выжидательную позиции. В отношении их, скорее всего, правительство будет применять весь арсенал жестких экономических санкций - от ареста имущества до банкротства.

Достучаться до небес

Искать виноватых в неудавшейся реструктуризации - это все равно, что ловить черную кошку в темной комнате. Муниципальные власти обвиняют налоговиков, которые, якобы, "заставили многих заглотить этот финансовый крючок". Налоговая служба, в свою очередь, справедливо указывает, что менеджеры должны уметь просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед. Губернатор края Александр Суриков обвинил в провале реструктуризации государство и заявил на сессии, что "еще два года назад он предупреждал всех о последствиях".

В создавшейся тупиковой ситуации возможны три варианта развития событий. Первый и самый фантастический - государство прощает все долги. Второй и самый неприятный для должников - их либо заставят раскошелиться, либо обанкротят. Третий и наиболее рациональный - погашение незначительной части долга (25-30%) при дальнейшем списании оставшейся крупной части. Алтайская промышленность обеспечивает сегодня 37% ВВП края. Если большинство предприятий согласятся на реструктуризацию, они потеряют значительную часть оборотных средств, что может обернуться, к примеру, задержками зарплаты.

В итоге, на сессии было принято решение обратиться к президенту и правительству с предложением пересмотреть правила реструктуризации. Инициатором совместного заявления выступил Союз промышленников Алтая, который в частности предложил Москве увеличить срок погашения задолженности до 20 лет, а успешным предприятиям не напоминать о старых долгах хотя бы два-три года. Но в правительстве на подобные "петиции с мест" никак не реагируют. Не исключено, что и это заявление просто выбросят в мусорную корзину.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость