Потребитель

Как отменить узкое место? Почему Барнаул не скоро сможет избавиться от заторов на дорогах?

Если верить тому, что дороги – это кровеносная система города, то Барнаул уже находится на грани инфаркта. Каждый будний день краевая столица с почти семисоттысячным населением оказывается в дорожной ловушке: теряет время, нервы и… деньги. Дорожные заторы – это утренний и вечерний кошмар, который уже стал обыденностью для каждого жителя спального района, добирающегося на работу в центр.

Когда-то пробки случались редко – раз в несколько дней, и то из-за какой-нибудь аварии. Последние три года мы не успеваем даже отдышаться – по утрам стоят Павловский тракт и проспект Строителей, днем невозможно продраться по Красноармейскому, вечером приходится ползти по забитой Балтийской.

Когда заложили мину?

Дорожная система Барнаула пала жертвой экономического роста последних лет. Увеличившиеся доходы и подешевевшие кредиты дали людям возможность покупать больше автомобилей. Спрос растет, а ездить негде.

Мину под дорожную инфраструктуру заложили задолго до нынешнего автобума. До шестидесятых годов дорожные сети советских городов проектировались из расчета 60 автомобилей на 1000 жителей, затем планируемая численность автомобилей была увеличена до 100 на 1000 жителей. Какой же совет­ский инженер мог предположить, что в начале XXI века в городах будет свыше 300 машин на 1000 человек и каждый год эта цифра будет расти?

Ошибки прошлого можно было исправить в середине девяностых, но вместо этого проблему только усугубили.

– Провал городской администрации произошел в прогнозировании транспортных потоков в период с 1995 по 2005 год. Тогда надо было проектировать транспортные развязки внутри города, а не выделять участки под застройку элитных домов и не втыкать здания вплотную к проезжей части, – рассказывает Виктор Клепиков, председатель Федерации автовладельцев Алтая.

Сыграли свою роль и другие плоды экономического роста – многочисленные торговые центры, большинство из которых строится вплотную к дороге и без просторных парковок.

– Свежий пример – магазин популярной торговой сети на Калинина, рядом с ОВД Октябрьского района. Там фактически нет места для парковок, машины ставят на проезжей части, – приводит пример Клепиков.

Какова цена?

Между тем цена дорожной ловушки – испорченные нервы, плохая экология и финансовые потери.

Европейские специалисты подсчитали, что суммарные общественные убытки (включая вред экологии, аварии, опоздания на работу и прочее) от пробок составляют до 30 евро в час на одну машину.

В Москве, по данным Московского автодорожного института, час пробки стоит 250 руб. Легко подсчитать: когда в утреннем трафике двигается, например, сотня тысяч машин, финансовые потери составляют 25 миллионов рублей за каждый час.

В Барнауле подобных расчетов никто не делал, но примерные расходы одного человека может прикинуть даже школьник. Для начала это потерянное рабочее время. Например, час работы человека с месячным окладом 15 тысяч рублей может стоить почти сто рублей. Если в день на дорогу уходит два часа, то за неделю набегает тысяча рублей, а за месяц – четыре.

Добавьте сюда увеличившиеся расходы на бензин. К примеру, бортовой компьютер последней модификации «Тойоты-Короллы» показывает, что на скорости 60 км в час расход составляет пять литров, а при 20 (обычная скорость для пробок) – уже 14. Если суммировать расходы каждого городского автовладельца, то получаются миллионные убытки.

Усилия в трубу

Власти пытаются бороться с пробками. Отремонтировали Павловский тракт, расширили основные магистрали, пообещали запустить «зеленую волну».

Но многие из этих усилий уходят в выхлопную трубу, так как никто не отменял правила узкого горлышка: сколько дорогу ни расширяй, даже один узкий участок приведет к прежним заторам. Пропускная способность того же отремонтированного Павловского тракта заканчивается сразу под мостом на проспекте Строителей – на плохом покрытии трамвайного переезда и сужающейся улице.

Автопредприниматель Сергей Гриднев приводит пример отремонтированного участка на Змеиногорском тракте: «Вроде все хорошо, сделали две полосы, но на Кордоне они переходят в одну, а там еще и автобусная остановка. Все это приводит к новым заторам».

– Изменения в Барнауле вроде происходят позитивные, но количество заторов от этого не уменьшается, – уверен Александр Михельсон, главный редактор еженедельника «Авторынок» и ведущий программы «Авточас» на «Радио 22». – Есть внятные предложения по улучшению ситуации – например, продлить улицу Юрина и сделать прямой выезд в район вокзала. Или построить еще одну транспортную артерию, ведущую в центр.

По идее, и мост от Юрина к Красноармейскому, и объездные дороги предусмотрены в нашумевшей стратегии «Барнаул-2020». Но есть ощущение, что это не более чем предвыборная агитка, про которую не вспомнят уже через год. Да и о каких новых магистралях можно говорить, если в городе до сих пор не могут убрать рельсы с моста в районе Дома быта, а улица Челюскинцев входит в зиму перекопанной без какого-либо намека на асфальтовое покрытие?

– Видимо, с пробками придется смириться как с данностью – проблема никуда не денется и будет только нарастать, – предполагает г-н Михельсон.

– Чтобы кардинально изменить ситуацию, локальные меры вроде расширения дорог не помогут. Проблемой надо заниматься комплексно: изучать иностранный опыт, привлекать общественных специалистов и крупные научные институты, – уверен Виктор Клепиков.

Если проблемой не заняться сейчас, то Барнаул рискует превратиться в одну большую пробку не хуже московской. И тогда город, прегруженный автомобилями, действительно ждет дорожный инфаркт.

Цифра

10–12 тысяч автомобилей прибавляется в Барнауле ежегодно.

Цитата

Александр Михельсон:

– Когда транспортный поток стал плотнее, барнаульские водители начали вести себя в разы корректнее. Если еще два года назад выехать из некоторых узких мест было невозможно, то сейчас тебя обязательно пропустят. И на это никак не влияет статусность автомобиля.

Какие предлагают методы для борьбы с заторами?

Продлить улицу Юрина до проспекта Красноармейского

Плюс: появится дополнительная магистраль для въезда в центр города.

Минус: проект требует серьезных финансовых затрат.

Ввести режим «зеленой волны», оптимизировать светофорное регулирование

Плюс: скорость движения увеличится примерно на 20%.

Минус: мера малоэффективна при серьезных заторах.

Пересесть на малолитражки

Плюс: сокращение дорожного потока, экономия топлива.

Минус: сложно расстаться с мечтой о большом черном «Лексусе».

Разрешить делать правый поворот на «красный свет», как в США. Запретить левые повороты везде

Плюс: увеличение скорости транспортного потока.

Минус: для поворота налево придется делать крюк.

Отремонтировать второстепенные дороги, параллельные основным магистралям

Плюс: перераспределение потока, относительная дешевизна решения.

Минус: параллельные улицы снимут лишь небольшой процент общей нагрузки.

Ввести налог на въезд в центр

Плюс: позволит сократить количество машин в центре, есть удачный пример Лондона.

Минус: все не любят новые налоги.

.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость