Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Помощник режиссера Мая Серебрякова рассказала о своей профессии и о том, где на нее учат

В любом театре на службе у Мельпомены вдали от зрительских глаз трудится огромное количество людей. Они не выходят на сцену, у них нет поклонников, но жизнь театра без них невозможна. Одной из тех, кто не попадает под свет софитов и не получает цветов от зрителей, но бесконечно много сил отдает родному театру, является помощник режиссера, заслуженный работник культуры РСФСР Мая Афанасьевна Серебрякова. Эта чудесная женщина - старожил закулисья. После того, как новый спектакль выпущен к показу, режиссер переключается на новый проект, а Мая Афанасьевна продолжает свое ответственное дело, контролируя каждую постановку. Можно смело сказать, что она "мама" большинства спектаклей театра. "Маркер-Экспресс" встретился с бойцом невидимого фронта Алтайского государственного театра музыкальной комедии, и узнал, где учат этой трудной профессии.

Помощник режиссера Мая Серебрякова рассказала о своей профессии.
Помощник режиссера Мая Серебрякова рассказала о своей профессии.
"МЭ"

- Мая Афанасьевна, а правда, что вы отдали театру всю свою жизнь?

- Пожалуй, так и есть. В театре я работаю всю свою жизнь - вот уже 55 лет, - говорит Мая Афанасьевна. - Просто пришла после окончания школы, чтобы попробовать устроиться на работу. И получилось (улыбается). Моя мама очень любила театр и всячески пыталась привить мне эту любовь. Может быть, поэтому у меня другого выбора с местом работы не было. За ручку с мамой я ходила на все дневные сеансы. На вечерние мы, конечно, не попадали - жили далеко, на Горе, и после спектакля вряд ли смогли бы добраться домой.

- Первые дни работы в театре, наверное, давались нелегко?

- В театр музкомедии я пришла в 1979 году, после нескольких лет работы в драматическом театре. Было действительно сложно, ведь здесь иная специфика, а у меня нет музыкального образования. К тому же здесь был абсолютно другой коллектив, другая атмосфера. К музыке, если честно, я до сих пор привыкаю, стараясь уловить все тонкости. Работа филигранная, ведь здесь все делается по музыке. Даже занавес всегда опускаем "на слух", чтобы он закрылся строго на последнем аккорде.

- Расскажите, пожалуйста, о своей профессии.

- Я бы не стала называть это профессией, ведь быть помощником режиссера не учат в вузах. Это скорее должность, но трудная должность. И наличие высшего образования не гарантирует того, что человек сможет выполнять мою работу. Помощник режиссера (или "помреж", как меня называют в театре) — это человек, который сопровождает спектакль на протяжении всей его сценической жизни, координируя работу актеров и театральных служб. Я отвечаю головой за весь спектакль: за то, чтобы на сцене вовремя оказались все актеры – в гриме и костюмах, в окружении нужной обстановки и реквизита, чтобы подвесные декорации поднимались и опускались в нужный момент, вовремя поворачивался круг на сцене, и так далее. После выхода в свет каждый спектакль целиком и полностью оказывается в руках помощников режиссера.

- Что самое сложное в вашей работе?

- Все время непросто. Особенно в период выпуска спектакля – от читки и до сдачи. Мы, как рулевые, должны четко следовать режиссерским задумкам. Очень важно постоянно поддерживать в себе такие качества, как пунктуальность, понимание своего дела, память и реакцию – на этом все держится.

Сейчас в нашем театре помимо меня на должности помощника режиссера трудятся еще две девушки. А было время, когда я вообще оставалась одна на весь театр. Просто далеко не каждый может работать вот так, в постоянном напряжении, с ненормированным графиком. Но даже сейчас я не могу уйти на заслуженный отдых, пока не "доведу до ума" двух моих юных коллег. Повторюсь, в вузе навыки помрежа получить невозможно, понимание того, как нужно работать, приходит только с опытом.

- Вы ходите на спектакли как зритель?

- В последнее время не получается, просто нет времени на это. Раньше, когда я дежурила на вечерних спектаклях, удавалось смотреть некоторые постановки из зала. А сейчас я провожу свою жизнь в основном за кулисами. Может быть, когда уйду отдыхать, буду приходить сюда на премьеры.

- Что у помощника режиссера должно быть всегда при себе?

- Главные орудия труда – карандаш и журнал записей. Все рекомендации режиссера должны быть зафиксированы. Замечания и недочеты тоже под запись, иначе никак. И, пожалуй, все — я вообще не люблю носить с собой много вещей. Даже мобильного телефона у меня нет, не по душе мне все эти чудеса техники. Обычный стационарный телефон как-то привычнее. Я и к современному ритму жизни тоже только привыкаю (смеется).

- А почему вы так и не решились получить профильное образование?

- Я поступала заочно в ГИТИС на постановочный факультет. Несколько раз даже съездила в Москву, но на то, чтобы доучиться, не хватило средств — зарплаты тогда были совсем мизерные. А здесь учиться как-то не захотелось. Так что я оставила эту затею. Да и чему меня там могут научить?

- Какую роль профессия сыграла в вашей жизни?

- Работа в театре – это огромная возможность для саморазвития. Все спектакли приходится невольно пропускать через себя, обдумывать какие-то моменты, делать выводы. Плюс, конечно, интересные знакомства и поездки. Сейчас это происходит довольно редко, а раньше театр куда чаще выезжал на гастроли. Благодаря своей профессии я посмотрела страну.

- Не пожалели о своем выборе?

- Нет, не пожалела. Мне нравится смотреть театральные постановки, наслаждаться музыкой, особенно если это классика. Театр я искренне люблю.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии