Туризм

Татьяна Сажаева — о турбизнесе в 1990-х, продвижении Барнаула и о том, кому нужен курортный сбор

Очередным спикером проекта "Школа успеха" (реализуется ИД "Алтапресс") 26 октября стала руководитель "Алтайтурцентра" Татьяна Сажаева. Она поделилась опытом работы в турбизнесе, рассказала, как с нуля удалось поднять краевой турцентр и какие проекты намерена реализовать в ближайшие годы.

Татьяна Сажаева.
Татьяна Сажаева.
Олег Богданов

Первый шаг

— Когда я училась в университете на филолога, к нам в аудиторию принесли газету "Купи-продай". Можно сказать, что с этого момента началась моя дорога в бизнес. Те, кто помнит смутные 1990-е, знают — это было время, когда после окончания вуза отправляли работать в школу. В один момент я поняла, что зарплата будет меньше стипендии и нужно как-то зарабатывать деньги. Вместе с компаньонами мы организовали рекламное агентство и занимались тем, что искали для газеты рекламодателей. Мы начинали с того, что просто продавали квадратные сантиметры. Немногие из рекламодателей тогда понимали, для чего им нужна реклама. Но когда выходил маленький модуль, у бизнесмена повышалась выручка.

В 1996 году я впервые в качестве туристки посетила Горный Алтай. Мой родственник Александр Провоторов пригласил меня как рекламистку придумать для его новой турбазы название. Тогда появилась "Империя туризма", которая до сих пор существует, но только как молодежная турбаза.

Куда идет туризм

— Для того чтобы понимать, где мы находимся сейчас, нужно посмотреть, где мы были. Всегда для Алтайского края туризм ассоциировался с палаткой и рюкзаком. В советские годы это были плановый и самодеятельный туризм. Многие видели в этом хобби, создавали клубы по интересам. И я помню, когда туризм на Алтае стал бизнесом. Первый отель, который появился, — корпус "Югославский" на Ае. Потом на рынок пришли интересные люди, такие как Провоторов и Зяблицкий. Для меня туризм стал чистым полем, в котором можно было заниматься интересным делом.

В конце 1990-х активно застраивались основные туристские районы — Белокуриха, Ая и Яровое. Сейчас, когда мы говорим о развитии туризма, понимаем, что каждый из 59 районов и 10 наших городских округов вправе считать себя туристским — у каждого из них есть свой потенциал.

Не транзитный, а туристский

— Считалось всегда, что Барнаул — транзитный город, туристы всегда проезжают мимо него. При этом Алтайский край — транзит в Республику Алтай. Таким скептикам я советую открыть глаза и посмотреть по сторонам. Барнаул — город туристский. Ведь те люди, которые пытаются что-то спросить на улицах города, — это туристы.

Улыбаться и создавать туристскую навигацию гостям должны не только туркомпании и администрация, но и каждый житель. Мы часто с туристами выходим на улицу и проверяем реакцию горожан. И наши люди — настоящие. Они каждого готовы встречать улыбкой и показывать, в какую сторону двигаться.

Туристическая отрасль не требует серьезных вложений. В наших районах есть люди, которые готовы и хотели бы заниматься туризмом. Ведь это не предполагает переездов или серьезного строительства. Достаточно только найти для себя туристские магниты и раскрутиться. Примером может быть Тальменский район, в одном из сел которого есть "Русский дом". Предприниматель переехал туда уже больше 20 лет назад и сделал бизнес на собственные деньги. Он дал работу жителям села и продолжает заниматься своим любимым делом, не ожидая преференций ни от власти, ни от туркомпаний. Это говорит о том, что в туризме может заработать каждый.

У меня есть опыт управления туристическим комплексом. Чтобы им руководить, необходимо не только обладать предпринимательскими навыками, но и знать вопросы строительства, газификации, экологии и рекламопродвижения. Ошибка многих начинающих бизнесменов заключается в запоздалом продвижении своей работы. А этот процесс должен начинаться во время строительства или даже раньше. Паблисити и положительный образ не создаются за одну минуту, это серьезная работа. В туризме мы продаем мечту, которую нужно правильно упаковать и сделать так, чтобы потребитель, приезжая на отдых, не разочаровался.

Аналогов нет

— Туристы, которые путешествовали по России или в зарубежных странах, вероятно, видели здания с буквой "I". В таких офисах можно получить бесплатную карту и консультацию специалиста, который посоветует, что лучше посетить. У нас в стране таких туристско-информационных центров больше 120. Эталоном для меня служит офис Санкт-Петербурга.

Когда я проходила повышение квалификации в сфере малого и среднего бизнеса, то написала работу о том, как было бы замечательно иметь в крае такой центр. И когда в регионе создавали управление по туризму и формировали программу развития отрасли, строку о создании такого офиса включили. Меня пригласили его возглавить.

Структуру мы создавали с нуля. Я ставила себе задачу — вывести ее на позицию лучшего турцентра в течение трех лет. Буквально через год этот статус мы получили, но только в части событийного туризма. Чтобы привлечь внимание к территории или туристскому комплексу, нужно провести событие. Край пошел таким путем. Мы провели "Цветение маральника", "Алтайскую зимовку" и многое другое. Сегодня мы занимаем серьезную позицию по событийному туризму в России.

У меня также есть мечта — организовать визит-центр. Это открытый офис, в который может прийти каждый, получить консультацию и интерактивную экскурсию, купить сувениры и посетить фотозону. Все это я видела во время стажировки в Японии. Аналога такого визит-центра в России пока нет.

Татьяна Сажаева встретилась с молодыми предпринимателями.
Олег Богданов

Ответы на вопросы

— Чего не хватает краевой столице, чтобы никто больше не спрашивал "Барнаул — это где?"

— Когда люди в разных уголках страны задают вопросы "Где находится Барнаул?", мы понимаем, что есть недоработки в самом продвижении города. Если любой житель столицы края и комитет по туризму каждый свой шаг будут сопровождать продвижением и делать это агрессивно, тогда не возникнет проблемы связки Барнаула и Алтайского края. По-моему, ни у кого уже не возникает вопроса "Где находится Алтай?".

— Как изменился туристический поток и какие перспективы привлечения туристов вы видите в следующем году?

— Я контактирую с владельцами туркомплексов и могу точно сказать, что турпоток растет. К примеру, выезжать в Горный Алтай по Чуйскому тракту в пятницу вечером я бы уже не рекомендовала, потому что пассажиропоток в эту сторону очень высокий. Цифры у всех предпринимателей разные, но если откинуть субъективные причины, в 2016 году турпоток вырос на 10–12%. Я это связываю с активным продвижением края.

В дальнейшем поток будет расти, но не так интенсивно, как это было три-четыре года назад, — в регионе нет бурного строительства. В летний период загрузка той же Белокурихи — более 120%. В зоне Аи билеты нужно бронировать за несколько месяцев. Если говорить о Завьяловских и Романовских озерах, то там пока не хватает не только комфортабельных, но и вообще средств размещения. Туристы в основном живут в палатках. В других условиях они могли бы тратить больше денег. На сегодня экспертных мнений достаточно, чтобы в активных зонах туристского интереса начать строительство. Что, когда и на какие деньги — это другой вопрос.

— Как сделать так, чтобы турпоток не проходил мимо Барнаула?

— Считаю, что в Барнауле необходимо провести крупное событие. Это не День города, хотя и он может быть туристским магнитом. На мой взгляд, у столицы аграрного края нет красивого осеннего праздника урожая, так называемого вкусного праздника. Мы делаем гастрономический фестиваль в апреле в рамках недели алтайского туризма, но это больше привлечение внимания к небольшим территориям. Хотелось бы, чтобы широкая ярмарка прошла и в городе.

— Что может быть туристическими "фишками" Алтайского края и Барнаула?

— Сейчас туристов в регион притягивают не достопримечательности и природные объекты, а легенды, истории, вкусы, запахи. То есть люди едут к людям, скажем, пробовать еду. Этот тренд существует не только в европейской части нашей страны. Конечно, есть еще категория людей, которые по-прежнему ездят на Алтай, чтобы посмотреть Белуху. Но тем не менее они едут за получением эмоций.

— Как на небольших туробъектах отразится введение курортного сбора?

— На мой взгляд, для тех местностей, которые очень активно развиваются и испытывают серьезную антропогенную нагрузку, курортный сбор необходим. Он, конечно, мог бы быть в Белокурихе.

Кроме того, сегодня многие рекреационные территории края испытывают антропогенную нагрузку от самовольных туристов, которые приезжают отдыхать с палатками и останавливаются в природоохранной зоне. Все потому, что они не готовы заплатить 200 рублей за туристский кемпинг.

Когда мы анализировали средний чек отдыхающих на Завьяловских и Романовских озерах, получилось, что в день потенциальный потребитель тратит около 270 рублей. Для этих туристов курортный сбор будет заметен. Другой вопрос — каков будет механизм сбора этого налога.

В свое время плату с туристов брали в Республике Алтай — на берег Катуни было невозможно заехать на машине. Обязательно подходил человек и спрашивал с тебя деньги, хотя на территории не было ни оборудованных туалетов, ни мест для мусора. Дальше республика пошла удивительным путем и, для того чтобы как-то содержать территорию, отдала эти лесные участки под строи­тельство крупных отелей.

— Когда может появиться визит-центр и какие факторы сдерживают его открытие?

— С 1 июля Министерство культуры издало методические рекомендации по созданию информационных турцентров. Одно из требований — визит-центр должен быть приближен к туристским потокам либо к вокзалам. Пока найти такое помещение нет возможности. Думаю, через полтора года мы сможем это сделать. Офис должен быть не менее 150 кв. метров, чтобы человек чувствовал себя комфортно в зоне присутствия. Это мировая практика.

Хороший знак — появление частных турцентров в районах. К примеру, в Солонешенском он помогает сориентироваться по району, организует экскурсионные программы в труднодоступные зоны. Бесплатные консультации туристам дают также в Змеиногорском районе, подобный проект прорабатывается и в Белокурихе.

— Собираетесь ли увеличивать количество информационных стоек на туристических объектах?

— На сегодняшний день у нас 36 информационных стоек и 10 киосков. На них мы раздаем более 120 тыс. бесплатных карт. Мы периодически передвигаем эти стойки, приближаем их к потенциальному потоку туристов. Большая часть находится в Белокурихе. Именно там туристы могут спланировать свое дальнейшее путешествие по краю. Часть информационных киосков мы переместим в Барнаул. Возможности увеличить число киосков у нас пока нет — это требует финансовых средств, да и турцентр не растет в количестве кадров. Мы стараемся распространять информацию о крае онлайн — на сайте "Визиталтай.рф", в соцсетях.

Татьяна Сажаева.
Олег Богданов

Мнение участницы встречи

Ирина Орлова,
управляющий операционным офисом банка "Открытие" в Барнауле:

Для начинающих бизнесменов это очень интересный формат встреч. Здесь не читают лекции, а делятся жизненным опытом. Мне понравилось, что люди не теряют надежды в любой ситуации. Татьяна Сажаева на своем личном примере показала, что все достижимо, что важно верить в мечту и идти до конца. Я думаю, после таких мероприятий молодежь вдохновляется, верит, что у нее все получится. Когда молодой предприниматель делает свои первые шаги в бизнесе, ему необходимы не только средства для открытия, но и базовые знания. Поэтому для начинающих бизнесменов банк "Открытие" предлагает также услуги финансовой грамотности.

Ирина Орлова, управляющий операционным офисом банка "Открытие" в Барнауле.

Цитата

Татьяна Сажаева:

На мой взгляд, у столицы аграрного края нет красивого осеннего праздника урожая.

Татьяна Сажаева встретилась с молодыми предпринимателями.
Олег Богданов

Партнеры проекта:

  • Банк "Открытие"

Банк "Открытие"

  • АО "ЭР-Телеком Холдинг"

АО "ЭР-Телеком Холдинг"

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость