Происшествия

VIP-охота. Хронология катастрофы Ми-171

Катастрофа вертолета с охотниками в горах Алтая случилась в январе 2009 года. После авиапроисшествия произошло множество событий, которые мы попытались собрать в одной хронологической подборке. Наш текст – простая констатация фактов. Тех, что нам известны...

Архар, найденный на месте крушения вертолета Ми-8 в горах Алтая. Январь, 2009г.
Архар, найденный на месте крушения вертолета Ми-8 в горах Алтая. Январь, 2009г.

9 января 2009 в 09.00 (время местное, +3МСК) вертолет Ми-171 авиакомпании "Газпромавиа" вылетел из бийского аэропорта. Маршрут полета: Бийск - Чемал - Кош-Агач. Разрешение на полет было выдано Западно-Сибирским окружным межрегиональным территориальным управлением гражданской авиации (ЗС ОМТУ ГА). Цель полета - (код "21") авиационные работы.

В Чемале, на вертолетной площадке базы "Турсиб", экипаж вертолета взял на борт восьмерых участников экспедиции, которые не смогли улететь бортом накануне по метеоусловиям Бийска (добирались до Чемала автомобильным транспортом).

9 января в 12.00 связь с вертолетом пропала.

После того, как борт не вышел на связь 9 января, были организованы поисково-спасательные работы. В поисках пропавшего Ми-171 принимало участие 12 воздушных судов авиапредприятия "Алтайские авиалинии", "Алтайской базы авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана", МЧС России по Красноярскому краю, МЧС России. Типы воздушных судов, участвующие в операции: Ан-2, Ан-72, Ми-8, Ми-26, Ил-76. Работы с воздуха велись на территории Кош-Агачского района республики Алтай.

9 января, вечером многими СМИ было сообщено о том, что на борту пропавшего вертолета находятся VIP-персоны, среди которых Александр Косопкин, полномочный представитель президента РФ в Государственной Думе. А также - Анатолий Банных, вице-премьер республики Алтай.

11 января в 15.30  экипаж Ми-8 "Алтайских авиалиний" (КВС Владимир Бартули) уже решил улетать с места поисков, так как в скором времени должно было стемнеть (поисково-спасательные работы на вертолетах велись в течение светового дня, до 16.25). Но командир заметил, что в ложбине разбросаны какие-то вещи. КВС понял, что это место крушения вертолета. Экипаж "Алтайских авиалиний" вызвал борт красноярского МЧС, так как их борт был мощнее для посадки. На месте крушения Ми-171 приземлился красноярский борт.

Из радиообмена следовало, что на месте крушения - четверо выживших в катастрофе. Однако при транспортных работах один из пассажиров Ми-171 скончался. Второго пилота Ми-171, Максима Колбина, на месте крушения не было - он ушел (как выяснилось впоследствии) за помощью.

11 января в 20.05 трое выжившие в крушении вертолета Ми-171 (Анатолий Банных, Николай Капранов, Борис Белинский) были доставлены в барнаульский аэропорт, оттуда - в городскую больницу №1, в реанимационное отделение. У двоих пострадавших (Бориса Белинского, Николая Капранова) - многочисленные переломы, обморожения.

12 января утром в барнаульский аэропорт прибыли специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) - расследовать обстоятельства авиакатастрофы. Комиссию возглавил Георгий Ячменев, заслуженный пилот СССР. Из аэропорта Барнаула специалисты МАК улетели на место крушения вертолета. На месте крушения ими были обнаружены речевой и параметрический самописцы в идеальном состоянии. Сотрудники Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ возбудили уголовное дело по факту крушения вертолета.

13 января утренним рейсом самописцы были отправлены в Москву, на расшифровку.

13 января на сайте altapress.ru была опубликована панорамная фотография с места крушения вертолета Ми-171 авиакомпании "Газпромавиа". На переднем плане фото - туши животных. Почти сразу после публикации фотофакта, эксперты WWF определили, что на фото не горные когзлы, как предполагалось ранее, а алтайские горные бараны (архары), занесенные в Красную Книгу РФ.

15 января WWF и Greanpease  отправили запрос в Генеральную прокуратуру РФ по факту незаконной охоты на аргали, с требованием выделить "дело о браконьерстве с вертолета" в отдельное производство.

15 января на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК) появилась информация о том, предварительный анализ параметрической информации показал, что до столкновения с землей оба двигателя Ми-171 были работоспособны.

19 января появилась телеграмма Росавиации по поводу крушения Ми-171. Цитируем один из блоков: "Фактически вертолет снизился до недопустимо малой высоты бреющего полета и начался поиск и отстрел с земли и вертолета диких животных. При очередном заходе для взятия подстреленного животного, вертолет столкнулся со склоном горы".

23 января Александр Бердников, глава администрации республики Алтай подписал распоряжение "Об усилении мер контроля за обеспечением общественной безопасности при осуществлении коммерческих полетов над территорией республики Алтай".

28 января за тяжелобольным Борисом Белинским из Австрии вылетел борт Cessna.

Напомним, что все это время в городской больнице №1 проходили медицинские консилиумы насчет здоровья (в большей степени, речь шла об обморожениях двоих пострадавших - Николая Капранова и Бориса Белинского). Из Москвы, института хирургии имени А.В.Вишневского, прилетали на осмотр Бориса Белинского два опытнейших хирурга. Диагноз барнаульских и московских специалистов был неутешительным - требовалась срочная операция по ампутации ступней. Борису Белинскому было предложено три стационара для проведения операции: в России (Барнаул, Москва), в Австрии (у Белинского медицинская страховка в этой стране). Больной выбрал место для проведения операции Австрию.

Однако, уже заходя на посадку в барнаульский аэропорт, экипаж заметил, что у самолета не выходят шасси. Самолет, с двумя врачами и двумя членами экипажа, сел "на брюхо" на грунтовой полосе в аэропорту Толмачево (Новосибирск). Все находящиеся на борту не пострадали. В этот же день из Вены в Барнаул вылетел другой самолет Falcon. На этот борт и был доставлен больной. Falcon из Барнаула выполнил прямой рейс в Вену, столицу Австрии.

4 февраля на официальном сайте МАК появилась информация о том, что завершен полевой этап расследования катастрофы Ми-171. По результатам всего комплекса работ установлено, что отказов каких-либо систем вертолета и двигателей не выявлено. Авиационное происшествие произошло в 12 часов 11 минут местного времени после столкновения с горой, при попытке захода для выполнения зависания.

4 февраля появилось обращение от ассоциации общин коренного малочисленного народа теленгитов Кош-Агачского района к Дмитрию Медведеву, президенту РФ, Владимиру Путину, председателю правительства РФ, Юрию Чайке, генеральному прокурору РФ. В своем обращении теленгиты потребовали всестороннего расследования обстоятельств произошедшей катастрофы Ми-171 в Кош-Агачском районе. А также - дать нравственную оценку факту браконьерской охоты высокопоставленными чиновниками.

12 февраля появился документ, свидетельствующий о том, что никакого разрешения на добычу алтайских горных баранов (архаров) на территории республики Алтай в 2008 и 2009 годах Росприроднадзор не давал. Об этом сообщил Иван Клеменков, заместитель руководителя Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзор), Александру Дубынину, директору "Сибирского экологического центра".

18 февраля WWF получил ответ на запрос из Следственного комитета при прокуратуре РФ. В документе, в частности, говорилось, что "… доводы, приведенные в обращении, будут исследованы и проверены в рамках уголовного дела №201/383007-09, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.263 УК РФ, по факту крушения на территории Кош-Агачского района республики Алтай Ми-171". Также стало известно, что расследованием занимается генерал Юрий Тютюнник, который в России известен делом об "оборотнях в погонах".

19 февраля WWF России и Гринпис России направили жалобу на имя Юрия Чайки, Генерального прокурора Российской Федерации, с требованием провести расследование факта нарушения статьи 258 п.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконная охота на краснокнижных животных).

19 февраля на сайте WWF начался сбор подписей под письмом Дмитрию Медведеву, президенту РФ, и Борису Грызлову, спикеру Государственной Думы, с призывом дать нравственную оценку тому, что происходило на Алтае 9 января 2009 года.

19 февраля в Российской торгово-промышленной палате прошла презентация особой зоны туристско-рекреационного типа "Алтайская долина" республики Алтай. Александр Бердников, глава республики, отвечая на вопросы журналистов, заметил, что не исключает отставки своего вице-премьера Анатолия Банных.

22 февраля на площади Ленина в Горно-Алтайске прошел митинг, на который граждане вышли выразить протест против коррупции, незаконной охоты в республике Алтай. В этот же день в Москве в Новопушкинском сквере прошел пикет в поддержку митингующих в Горно-Алтайске.

24 февраля в МГУ (Москва) состоялось заседание секции "Охраны природы" старейшего научного сообщества испытателей природы. Ученые приняли резолюцию, в которой говорится о необходимости проведения гласного и объективного расследования факта браконьерской охоты на архаров в Кош-Агачском районе республики Алтай.

3 марта фонд WWF направил открытое письмо Дмитрию Медведеву и Борису Грызлову с требованием официально прокомментировать браконьерскую охоту на Алтае, в которой принимали участие высокопоставленные российские чиновники. С 19 февраля под обращением подписалось более 6 тысяч жителей России, зарубежных стран.

4 марта по множеству федеральных СМИ проходит информация об отставке Банных, вице-премьера республики Алтай, одного из участников охоты в горах Алтая 9 января.

4 марта на официальном сайте Межрегиональной общественной организации Комитет по борьбе с коррупцией появилась статья "VIP-охота в Горном Алтае - боль WWF и действительная реальность".

4 марта в Белокурихе представители проекта по сохранению Алтае-Саянского региона заявили о создании нового национального парка в горах Алтая, в территорию парка попадает и территория Кош-Агачского района, где проживают такие редкие виды животных, как архары, снежные барсы и соколы-балобаны.

5 марта официальный интернет-портал республики Алтай сообщил, что глава республики подписал заявление об отставке Анатолия Банных, вице-премьера республики Алтай. Из текста сообщения следует, что заявление было подписано еще 17 февраля.

6 марта в Независимом пресс-центре (Москва) в 12.00 (время московское) начнется пресс-конференция, в котором примут участие представители республики Алтай, эксперты экологических организаций.

7 марта в Москве, в Новопушкинском сквере в 15.00 (время московское) начнется митинг по поводу "замалчивания фактов браконьерской охоты на Алтае".

29 марта в Горно-Алтайске на центральной площади (имени Ленина) прошел митинг оппозиции, в котором приняло участие около 800 человек.

По мнению некоторых участников гражданской акции в Горно-Алтайске, этот митинг не был таким "жестким", в отличие от других. Возможно, "доброте настроений" способствовала теплая погода (в день митинга в Горно-Алтайске было "плюс" 17).

Митингующие приняли резолюцию из 11 пунктов, где потребовали начала реальной борьбы с коррупцией и нарушением законности в РФ в целом и республике Алтай, в частности. Также митингующие потребовали немедленного возбуждения уголовного дела по факту коррупционных действий республиканского правительства, причастных к организации и проведению браконьерской охоты 9 января у горы Черная в Кош-Агачском районе.

21 апреля Главным следственным управлением Следственного комитета (СУСК) при прокуратуре РФ было возбуждено уголовное дело по факту незаконной охоты в республике Алтай (ст. 256 УК РФ), которое в тот же день было направлено в Генеральную прокуратуру РФ для определения подследственности.

Уголовное дело принято к производству Главным следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Данное уголовное дело будет соединено в одно производство с уголовным делом, возбужденным по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения эксплуатации воздушного транспорта) по факту крушения 9 января 2009 вертолета Ми-171 в республике Алтай, в результате которого погибли семь человек.

11 июня в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования поступил ответ на обращение в Генеральную прокуратуру о принятии мер прокурорского реагирования по факту уничтожения трех особей горного барана (аргали).

Как пояснил заместитель руководителя Росприроднадзора Алексей Акулов, в официальном письме сообщается о том, что в Главном следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по факту незаконной охоты с применением воздушного судна 21 апреля 2009 возбуждено уголовное дело.

11 июня Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал окончательный отчет об авиакатастрофе, произошедшей 9 января 2009 года в Кош-Агачском районе республики Алтай. Цель обнародования данного ответа, как отмечает комиссия по расследованию - предотвратить авиационные происшествия, в соответствии со стандартами и рекомендациями Международной организации гражданской авиации.

Отчет, как и следовало ожидать, был внимательно изучен не только авиаторами. И многие прочитавшие отчет люди (несмотря на заявление МАК, что расследование, проведенное в рамках настоящего отчета, не предполагает установления доли чьей-то вины или ответственности) все-таки находят на 56 страницах "отчетного текста" вопросы. На которые люди могли бы получить ответы в рамках этого отчета, не вдаваясь в "криминал".

В частности, о таком серьезном вопросе, как государственная граница России и правилах нахождения на этой территории. Как следует из материалов отчета, экипаж не потребовал от пассажиров соблюдения правил перевозки охотничьего оружия.

26 июля принят новый Федеральный закон "Об охоте". По мнению многих граждан России, ФЗ будет потворствовать браконьерам. То, что случилось на Алтае и во многих других регионах, когда чиновники охотились на охраняемых животных, можно будет обосновать так называемым убийством в образовательных целях, что зафиксировано в законе.

5 августа Федеральное агентство воздушного транспорта России (Росавиация) запретило авиакомпании "Газпромавиа" выполнять коммерческие полеты на вертолетах, кроме полетов в интересах компании "Газпром". Об этом сообщает официальный сайт Росавиации.

Как следует из сообщения агентства, с 5 августа 2009 года, в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации", утвержденными Приказом Минтранса России от 4 февраля 2003 года (№11), введены ограничения в действие сертификата эксплуатанта в виде запрета выполнения коммерческих полетов на вертолетах ООО "Авиапредприятие "Газпромавиа". Исключение составляют полеты в интересах компании "Газпром".

9 сентября в Москве прошел митинг против "царских охот". Его участники - зоозащитники и гражданские активисты - потребовали наказать браконьеров, охотившихся на занесенных в Красную книгу и охраняемых архаров.

15 сентября в Барнаул с официальным визитом прибыл Юрий Чайка, Генеральный прокурор РФ. Во время пресс-конференции Генпрокурору был задан вопрос о том, как проходит расследование объединенного уголовного дела (крушение вертолета ми-171 и незаконная охота в горах Кош-Агачского района). Юрий Чайка проигнорировал вопрос.

10 марта 2010 "Дело об архарах" вернулось на второе, дополнительное расследование. Западно-Сибирское следственное управление на транспорте во второй приняло в производство дело о крушении вертолета МИ-171 с высокопоставленными чиновниками на борту в горах Алтая, которое произошло в январе 2009 года.

5 июня 2010 должен был истечь срок доследования дела о крушении вертолета Ми-171 в Кош-Агачском районе Республики Алтай 9 января 2009 года. Однако, как сообщил altapress.ru Андрей Кириченко, старший помощник руководителя Западно-Сибирского Следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ, в очередной раз срок доследования продлили - до 5 июля.

22 июня 2010 Анатолий Банных был объявлен в розыск после того, как не явился в следственные органы для предъявления обвинения.

22 июня 2010 сотрудниками Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета, в рамках расследования уголовного дела по факту катастрофы вертолета Ми-171 на территории Кош-Агачского района Республики Алтай, было предъявлено обвинение Борису Белинскому, пассажиру вертолета, генеральному директору компании "Инеко". Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 258 УК РФ (незаконная охота).

В отношении еще двоих пассажиров - Анатолия Банных, бывшего заместителя председателя Правительства Республики Алтай, и Николая Капранова, заместителя директора института экономики и законодательства города Москвы - также вынесены постановления о привлечении в качестве обвиняемых в совершении незаконной охоты. Однако в связи с тем, что указанные лица скрываются от следствия, они были объявлены в розыск.

1 июля 2010 Николай Капранов явился в следственные органы. Анатолий Банных по-прежнему находится в розыске.

6 июля 2010 Следственные органы вновь продлили срок расследования крушения вертолета Ми-171 в горах Республики Алтай.

Следственные органы вновь продлили срок расследования по уголовному делу о крушении в январе 2009 года в горах Алтая вертолета Ми-171 с высокопоставленными чиновниками. Срок доследования должен был завершиться 5 июля.

Однако 22 июня двое фигурантов, проходящих по этому делу (Николай Капранов и Анатолий Банных) были объявлены в розыск. Впоследствии Николай Капранов явился в следственные органы, и, соответственно, оперативно-розыскные мероприятия в отношении его были прекращены.

14 июля 2010 Анатолий Банных впервые, с момента крушения вертолета Ми-171 в горах Алтая, провел пресс-конференцию в Барнауле. На мероприятии г-н Банных рассказал о политическом заказе против него.

Отвечая на многочисленные вопросы журналистов, Анатолий Николаевич настаивал на своей версии охоты: главным организатором той браконьерской охоты был Александр Косопкин, представитель президента России в Государственной Думе.

14 июля 2010 После пресс-конференции г-ну Банных в следственном отделе Западно-Сибирского Следственного управления на транспорте Следственного Комитета при прокуратуре РФ было предъявлено обвинение по угловному делу в рамках статьи  258 УК РФ, ч.2 ("Незаконная охота").

5 октября 2010 Следственные органы вновь продлили сроки расследования "дела об архарах" - до 5 января 2011. 9 января 2011 года исполнится ровно два года с момента крушения вертолета Ми-171 Томского филиала "Газпромавиа" в Кош-Агачском районе Республики Алтай.

12 ноября 2010 В редакцию altapress.ru обратился Дмитрий Баяндин, сын командира экипажа Ми-171 Алексея Баяндина. Дмитрий Баяндин провел собственное расследование авиапроисшествия, случившегося в горах Алтая, когда в результате авиакатастрофы, погибли семь человек из 11 находившихся на борту. В числе погибших был Александр Косопкин, полномочный представитель президента России в Государственной Думе. Сын командира экипажа предоставил altapress.ru данные независимого расследования.

22 ноября 2010 22 ноября 2010 года было окончено предварительное следствие по уголовному делу в ч.2 ст.258 ("Незаконная охота"). Как сообщил Дмитрий Антонов, руководитель барнаульского следственного отдела на транспорте, составлено обвинительное заключение и направлено Барнаульскому транспортному прокурору.

1 декабря 2010 1 декабря Барнаульская транспортная прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении Анатолия Банных, Бориса Белинского и Николая Капранова. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 258 УК РФ (незаконная охота, с причинением крупного ущерба, с применением воздушного судна в отношении зверей, охота на которых полностью запрещена, группой лиц по предварительному сговору). Об этом сообщает сайт Генеральной прокуратуры РФ. По версии следствия, 9 января 2009 г. указанные лица незаконно охотились на территории Кош-Агачского района Республики Алтай на алтайских горных баранов - архаров с использованием вертолета Ми-171. В результате они добыли три особи этих животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Республики Алтай. Сумма ущерба составила 900 тысяч рублей.

9 декабря 2010 Специальный проект altapress.ru"Алтайгейт" удостоен специального диплома конкурса на премию имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок".

21 декабря 2010 29 декабря в районном суде Кош-Агачского района Республики Алтай начнется первое судебное заседание по "делу об архарах". Дело принято к производству федеральным судьей Николаем Лубеницким, номер дела 1-226/2010.

14 января 2011 13 января в Республике Алтай в районном суде Кош-Агача прошло закрытое судебное заседание по делу о незаконной охоте на краснокнижных горных баранов, которая велась с использованием вертолета Ми-171, потерпевшего крушение в январе 2009 года у горы Черная. На слушаниях, проходивших в закрытом режиме, было решено начать рассмотрение дела по существу только 26 января, - так решил председатель Кош-Агачского районного суда Республики Алтай Николай Лубеницкий. 

13 апреля 2011 13 апреля в 12.00 (время местное) в суде Кош-Агачского района Республики Алтай началосьтся судебное заседание по ч.2 ст.258 УК РФ (Незаконная охота). Фигуранты уголовного дела: Анатолий Банных, Николай Капранов, Борис Белинский.

Ранее неоднократно судебные слушания откладывались по различным причинам.

14 апреля 2011 Обвинение сочло, что пассажиры вертолета Ми-171 должны быть приговорены к году тюрьмы, но их следует освободить от наказания за истечением срока давности, который по этой статье составляет два года. По мнению прокурора Кош-Ачагского района Алтая Евгения Морозова, вина Банных, Белинского и Капранова доказана.

Начались судебные прения.

23 мая 2011 Суд оправдал фигурантов уголовного дела по ч.2 ст. 258 ("Незаконная охота").

30 мая 2011 Оправдательный приговор, вынесенный 23 мая в суде Кош-Агачского района Республики Алтай об охоте высокопоставленных чиновников на краснокнижных животных архаров с вертолета, 27 мая был опротестован прокуратурой Кош-Агачского района.

8 июня 2011 В здании Кош-Агачского дома культуры состоялось собрание Ассоциации общин коренного малочисленного народа (КМН) теленгитов "Эре-Чуй" (Священный Чуй). В повестке дня - осуждение оправдательного приговора участникам браконьерской охоты. Теленгиты проголосовали единогласно: осудили оправдательный приговор участникам браконьерской охоты и выступили против прохождения газопровода "Алтай" через плато Укок. Теленгиты намерены делегировать своего представителя на встречу с Дмитрием Медведевым, президентом РФ.

15 июня 2011 В редакцию altapress.ru обратился Дмитрий Баяндин, сын Алексея Баяндина, погибшего командира воздушного судна Ми-171 Томского филиала авиакомпании "Газпромавиа". Дмитрий в своем письме изложил свое видение расследования уголовного дела по факту катастрофы Ми-171 в Кош-Агачском районе Республики Алтай 9 января 2009 года. А также – по оправдательному приговору участникам VIP-охоты.

16 июня 2011 Алтайгейт-скандал отражен в Википедии на английском языке.

14 сентября 2011 Пилоты вертолетов написали коллективное письмо президенту РФ и премьеру по поводу расследования катастрофы Ми-171 в Кош-Агачском районе.

15 сентября 2011 Барнаульский журналист написал книгу о VIP-охоте в Кош-Агачском районе.

30 ноября 2011 Транспортной прокуратурой проведена проверка доводов коллективного обращения по уголовному делу о крушении 09.01.2009 вертолета Ми-171.

16 декабря 2011 Суд Кош-Агачского района прекратил дело о незаконной охоте в связи с истечением срока давности.

27 декабря 2011 Документальная публикация. Полный текст постановления о прекращении уголовного дела "об архарах".

27 апреля 2012 Комитет по охране животных Республики Алтай подал иск участникам вертолетной охоты в горах о возмещении материального вреда за убитых архаров.

Что не произошло?

Нет официальной оценки произошедшему от руководителей государства.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость