Здоровье

Айболит, отдайте деньги! Как не переплатить за лечение

Доводилось ли вам, имея на руках страховой полис, платить в муниципальной клинике за банальную процедуру наподобие флюорографии? Лично мне неоднократно. Платила и всегда думала: "Что-то здесь не так, если медицинское страхование не может обеспечить даже такую недорогую услугу". А недавно решила провести небольшое расследование, результатом которого стало потрясающее открытие: часто в муниципальных больницах с пациентов взимают лишние деньги. И если это случается, деньги можно вернуть!

Знайте свои права

Дело в том, что за работающего гражданина отчисления в фонд ОМС производит предприятие, на котором он трудится. Полис безработного оплачивается администрацией района (по прописке), сюда же относятся и студенты. За неработающих пенсионеров часть средств оплачивает еще и пенсионный фонд. Поэтому платить за большинство медицинских услуг самому пациенту не нужно. Но он это делает!

"Человек у нас еще не имеет привычки изучать свои права и обязанности. А иногда просто не хотят связываться. Например, говорят: "За анализ нужно заплатить 30 рублей". Пациент понимает - требование незаконное, но сумма не настолько велика, чтобы в спор вступать", - комментирует Дмитрий Тимошенский, руководитель экспертной комиссии компании "Аско-Мед".

Право на оказание платных медицинских услуг (ПМУ) сверх гарантированного объема лечебные учреждения получают только на основании лицензии. Эта лицензия наряду с перечнем медицинских услуг, оказываемых на платной основе, и прейскурантом должны быть доступна для глаз желающих.

Образец "Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Алтайского края бесплатной медицинской помощи", где указаны все виды бесплатного лечения, должен предоставить вам страховщик. Для общего пользования такая информация публикуется в "Алтайской правде", на сайте администрации края. Имеются эти данные и в справочных правовых системах "Консультант", "Гарант" и пр.

Что делать, если доктор требует денег?

Когда в очередной раз мой полис проигнорировали и заставили платить за снимок, я не выдержала и позвонила в территориальный фонд ОМС. Мне объяснили, что деньги за данную услугу взяли незаконно. "Перезвоните в отдел по защите прав застрахованных, там расскажут, как правильно написать заявление с требованием о возвращении уплаченной вами суммы", - сказали мне в фонде ОМС.

Во всех негосударственных страховых компаниях, которые функционируют на территории края ("Аско-Мед", "Росэнерго", "Алтай-Росно-МС", "Интермедсервис-Сибирь" и других), активно работают подобные отделы по защите прав пациентов. Возвращать деньги за те услуги, что положены застрахованному бесплатно, - их основная задача.

"Если с вас требуют деньги за медицинскую услугу, а вы уверены, что не должны ее оплачивать, сразу звоните в свою страховую организацию, - говорит Дмитрий Тимошенский. - Когда же дело касается дорогостоящих медицинских услуг (например, аортокоронарное шунтирование стоит порядка 35-40 тысяч рублей и т.п.), тогда нужно обращаться в органы управления здравоохранением".

Как вернуть деньги?

Дмитрий Тимошенский говорит, что для того, чтобы вернуть свои деньги, обладателю полиса нужно написать заявление на имя руководителя страховой организации, указать там название ЛПУ, сроки пребывания в стационаре и потраченную на лечение сумму (цифра должна быть подкреплена финансовыми документами: договорами, чеками, полисами добровольного медицинского страхования и т.п.).

"Потом мы делаем запрос в лечебное учреждение с просьбой предоставить историю болезни данного пациента и объяснение причин оказания медицинской помощи на платной основе. Медико-экономическая экспертиза определяет, что должно быть оказано застрахованному в рамках территориальной программы, т. е. бесплатно для него, а что сверх в соответствии с отраслевыми стандартами.

Обоснованность взимания денег оценивается независимыми экспертами - врачами высшей категории со стажем работы не менее десяти лет. Они работают с документацией из той больницы, к которой не имеют отношения. Контактов с врачами и пострадавшими у экспертов тоже нет. Страховая компания вправе предъявлять требования не конкретному лицу, а только руководству ЛПУ.

Больница имеет право согласиться с предъявляемыми требованиями или отказать заявителю. В случае отказа пациент может обратиться с исковым заявлением в судебные органы. В суде мы выступаем на стороне застрахованного в качестве третьего лица и до сих пор не проиграли ни одного суда".

Виктория ДЕНИСЮК.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость