Здоровье

Блок Левина. Метод лечения туберкулеза, предложенный алтайским ученым, завоевывает доверие в регионах

Как и многие специалисты, Арнольд Левин, врач Алтайского краевого противотуберкулезного диспансера, мог бы уйти из профессии. Но он выбрал путь поиска решения проблемы. Сегодня его метод лечения осложненного туберкулеза применяют 17 регионов России.

Клапан на больной участок

Новая волна туберкулеза, накрывшая территорию края в конце 1990-х годов, застала врасплох и врачей, и пациентов. Страной управляли безработица и болезни. А измученные врачи не знали, как накормить и чем лечить пациентов. К препаратам, которыми располагало тогда наше здравоохранение, туберкулезная палочка приспосабливалась быстро и надолго закрепила за Алтайским краем второе место в России.

Для того чтобы палочка Коха погибала в организме пациента, нужно перекрыть ей доступ кислорода. За два последних столетия врачами было предложено несколько таких способов. Пробовали поджать легкое, чтобы оно уменьшилось в объеме, перевязывать и ушивать бронхи… Все эти манипуляции были очень болезненными, поэтому перенести их мог далеко не каждый пациент.

Наш метод предлагает создать коллапс не снаружи, а внутри легкого. Специальный клапан, который эндоскопист устанавливает под местным обезболиванием, выключает часть органа из акта дыхания, – рассказывает доктор Левин. – В результате воздух оттуда выходит, а обратно не попадает. Легкое становится меньше в объеме, края каверны закрываются и заживают. А в это время здоровая часть легкого продолжает работать в прежнем режиме. Приятного в этой процедуре, конечно же, мало, но потерпеть две-три минуты, пока это устройство устанавливают с помощью бронхоскопа, можно.

Изобретению Арнольда Левина уже более восьми лет. За это время клинические результаты установки бронхоблокатора оправдывали себя не раз. Так, в начальных стадиях заболевания клапан помогает предотвратить хирургическую операцию, а при осложненом туберкулезе он позволяет врачу стабилизировать состояние больного и выиграть время для выбора тактики лечения.

Геннадий Шатерников, главный врач краевого противотуберкулезного диспансера, уже оценил преимущества работы с помощью клапана: «При блокировании бронха пациента, поступившего с кровотечением, мы тратим на лечение в 7,5 раза, а с эмпиемой легкого в 10 раз меньше бюджетных средств. Кроме того, сокращаются сроки пребывания его в стационаре. По самым грубым подсчетам, стоимость клапана в 42 раза дешевле, чем традиционная терапия при лекарственно устойчивом туберкулезе.

Что мешает внедрению

Врачи давно убедились в том, что трудноизлечимое заболевание не щадит ни безработных, ни вполне благополучных, преуспевающих деловых людей. Но с появлением этого изобретения возможностей выздороветь у каждого из них стало намного больше.

Так что же мешает успешному продвижению нового метода лечения туберкулеза по всей стране? Причин для того, чтобы отказаться от его применения, минимум две. По мнению Евгения Цеймаха, соавтора нового метода, одна из них – в инерционности мышления врачей, привыкших к установкам определенных медицинских школ.

Вторая – в том, что медицинские учреждения по-прежнему вынуждены выбирать, на что потратить скудные бюджетные средства. Как правило, их выделяют целевым порядком на лекарственные препараты. А они, по словам Григория Ельевича, главного фтизиатра Барнаула, особенно при лекарственно устойчивом туберкулезе, токсичны и еще более дороги, чем те, на которые организм больного уже не реагирует.

Предложить интересную идею могут многие, но не все добиваются результата. Вот почему с момента, когда клапан был задуман, до его практического внедрения прошло несколько лет.

За это время три барнаульских предприятия пробовали предложить конструкторское решение клапана, но ни одно не устраивало хирургов до тех пор, пока за воплощение идеи не взялся инженер-механик и специалист по резине, бывший работник РТИ, а ныне пенсионер Евгений Разгуляев. Изготовленный им клапан избавил пациента от ощущения инородного тела. Сегодня малосерийное производство компании «Медланг» при необходимости может выполнить и крупный государственный заказ. Если отраслевое министерство и в самом деле заинтересовано в снижении заболеваемости туберкулезом, клинические исследования со временем покажут, входит ли алтайское изобретение в число самых перспективных и передовых.

Мнение эксперта
Будем скромнее

Оценить значимость нового метода в лечении туберкулеза мы попросили члена-корреспондента Российской академии медицинских наук (РАМН) Якова ШОЙХЕТА.

Яков Наумович, в каких случаях применение метода клапанной бронхоблокации эффективно?

– Метод перспективен, и его возможности нам предстоит еще изучить. Сегодня эффект наиболее заметен в неотложных ситуациях. Например, если из дыхательных путей у пациента начинает выделяться кровь, остановить ее с помощью этого устройства удается относительно быстро. И когда жизнь уже вне опасности, у врача есть время, чтобы обдумать, как лечить больного. Благодаря этому устройству в нашей клинике летальность при легочных кровотечениях резко снизилась.

Устройство будет полезным при кавернозном туберкулезе. Клапан позволяет перекрыть доступ кислорода, при этом условия для размножении палочки Коха ухудшаются, легкое сжимается, края полости закрываются и, принимая лекарственные препараты, человек выздоравливает быстрее. В том и другом случае установка клапана – это всего лишь этап оказания медицинской помощи, которая подразумевает комплексное лечение заболеваний.

Но есть и другие ситуации, когда это устройство продлевает жизнь. Например, при поступлении в клинику больных с неоперабельным раком легкого, осложненным кровотечением. Если заблокировать регионарный бронх, человек сможет прожить еще какое-то время. Трудно сказать сколько. По нашим наблюдениям, люди с этим устройством вполне активны еще несколько месяцев.

Как вы оцениваете возможности для продвижения этой медицинской технологии?

– Я прошу учесть, что с помощью бронхоблокатора мы лишь создаем условия для того, чтобы препараты могли благотворно подействовать на пациента. Для того чтобы иметь наиболее полное представление о его влиянии на организм человека, по предложению директора Института пульмонологии, академика РАМН Александра Чучалина, профессора Александра Вишневского из Института хирургии им. А. В. Вишневского Росздрава и группы ученых Алтайского медицинского университета в Москве будет организована тематическая научная конференция, которая выработает программу исследования определения возможностей бронхоблокаторов в медицинской практике.

– Каково значение изобретения Левина и соавторов? Можно ли в данном случае говорить об открытии мирового масштаба?

– Любая идея витает в воздухе, прежде чем о ней заявит тот или иной автор. Идея клапанной бронхоблокации – шаг вперед по сравнению с применением других методов сброса накапливаемого воздуха по бронхиальным путям. Она находит свое применение и в других странах. В Америке для этих целей применяется устройство для лечения эмфиземы легких. Конструкция, предложенная Левиным, Цеймахом и Разгуляевым, более проста в применении, перспективна, но сказать, что все самое простое – лучшее, я не могу. Такое заявление было бы преждевременным и ненаучным.

Изобретение наших авторов не может претендовать на открытие. Мы лишь улучшаем известную технологию создания коллапса в легком. При этом надо понимать, что любое усовершенствование может привести к изменению течения самого заболевания. Наука заключается не в том, чтобы найти панацею от всех болезней. Она взвешенно и скрупулезно изучает, когда то или иное решение будет максимально эффективно, в каком случае результат будет минимален, а при каких условиях возникнут осложнения.

Но врач может получить дивиденды от своего изобретения?

– Любое новшество может принести материальную выгоду автору. И будет справедливо, если врач предложивший то, что экономически выгодно всему медицинскому сообществу, ее получит. Но если я заставлю ехать к себе все человечество лечиться за деньги, потому что не хочу делиться с другими докторами тем, как помочь людям при осложненном туберкулезе, то сколько же народу умрет, пока я удовлетворю свое тщеславие! В этом случае очень легко выйти на уровень пренебрежительного отношения к судьбе пациента и сказать: «Я тебя вылечу, но ты мне заплати». Поэтому соблюсти баланс между вниманием к больному и заботой о собственном благополучии врачу в этом случае очень непросто. Врач должен зарабатывать как владелец патента. К чести Левина и его соавторов, они стремятся обучить врачей разработанной ими технологии.

Опрос в тему
Знаете ли вы о методе клапанной бронхоблокации?

Виктор Копылов, врач-эндоскопист Ярославского областного противотуберкулезного диспансера:

– Мы его используем недавно. В апреле прошлого года ездили в Барнаул и пока имеем только 15–20 наблюдений за течением болезни после установки клапана. Применяем преимущественно как вспомогательный метод лечения хирургической патологии легких и осложненного туберкулеза. В некоторых случаях видим очень хорошие результаты.

Роман Мирошкин, заведующий легочным хирургическим отделением Кемеровского областного противотуберкулезного диспансера:

– Мы работаем с помощью этой методики два года. Осложнений, связанных с ней, пока не было. Наиболее успешно проходит лечение бронхиальных свищей. Метод прост и удобен в применении. Решает проблемы, связанные с заболеваниями органов дыхания, помогает бороться в том числе и с лекарственно устойчивым туберкулезом.

Александр Акимов, эндоскопист Ханты-Мансийского клинического противотуберкулезного диспансера:

– Метод для нас еще относительно новый, используем его меньше года. Не без его помощи мы добились того, что значительно увеличился процент закрытия полостей. Лечение становится очень доступным, достаточно дешевым относительно хирургического лечения, более экономичным. Хорошо поддается терапии инфильтротивный туберкулез с распадом.

Андрей Кутергин, заведующий эндоскопическим отделением Тюменской областной клинической больницы:

– С Левиным мы познакомились в Москве на съезде эндоскопистов. Там я впервые услышал об этом методе. Нас эта методика заинтересовала, но она не была еще сертифицирована. И как только мы узнали, что он получил право на ее применение, пригласили в Тюмень на конференцию, которая прошла в мае прошлого года. Устройство простое и при определенном навыке специалиста не вызывает никаких затруднений при установке и удалении. Процедура может быть выполнена без наркоза, что облегчает состояние некоторых больных.

Справка
Что такое бронхоблокация

Клапанная бронхоблокация – это метод лечения некоторых заболеваний легких и их осложнений. Он позволяет останавливать легочные кровотечения, лечить бронхиальные свищи и туберкулез легких. Эффективность метода уже подтверждена на практике. Клапанная бронхоблокация помогает снизить количество местных осложнений в 6,7 раза, избежать оперативных вмешательств при лечении бронхиальных свищей в 1,3 раза, туберкулеза в 5,6 раз чаще, чем при использовании других способов лечения.

Соавторы новой медицинской технологии:

1) Арнольд Левин, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, заведующий отделением легочной хирургии Алтайского краевого противотуберкулезного диспансера (АКПД);

2) Евгений Цеймах, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии АГМУ;

3) Евгений Разгуляев, инженер-механик.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость