Здоровье

Деньги с неба все-таки будут!

Администрация края и Роскосмос подписали соглашение о сотрудничестве на ближайшие три года

Договор об использовании участков территории края в качестве районов падения отделяющихся частей ракет и ракет-носителей при запуске с космодрома "Байконур" существенно отличается от типового соглашения, которое предлагает заключать субъектам Федерации Роскосмос. Иными словами, такого продвинутого договора пока нет ни у одного региона России.

Год не прошел впустую

Работа над проектом нового договора шла с августа прошлого года. За это время "СК" несколько раз информировал читателей о том, каким хотели бы видеть соглашение жители Третьяковского, Змеиногорского и Чарышского районов, подвергающихся космическим бомбардировкам, какие усилия предпринимают депутаты КСНД и администрация края, чтобы законодательно обосновать компенсации населению этих районов. И вот в декабре компромисс между краем и Роскосмосом был найден. Роскосмос будет выплачивать нашему краю существенные компенсации за использование его территории в качестве районов падения космического мусора и финансировать проведение экологического мониторинга.

Начало диалогу положено

В беседе с нашим корреспондентом руководитель Главного управления администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне Сергей Дикарев и доктор медицинских наук, профессор Яков Шойхет, отвечающий за научную часть проработки проекта, назвали два этих обстоятельства серьезным достижением на пути диалога с федеральным космическим ведомством.

Сергей Дикарев:

- Что главное, принципиально отличающее нынешний договор от предыдущего? Это прежде всего его содержательность, сконцентрированность на определенных направлениях работы. Договор представляется мне первым этапом нашего сотрудничества с Роскосмосом по разработке и осуществлению комплексных мероприятий по оздоровлению и реабилитации населения.

В результате длительных переговоров произошел поворот, правда, очень сложный, но поворот Роскосмоса к пониманию того, что наравне с развитием ракетно-космической деятельности надо решать вопросы, которыми живут люди на территориях, прилегающих к районам падения отделяющихся частей ракет-носителей. Согласно договору в несколько раз увеличено зачетное время использования территорий в интересах Федерального космического агентства и соответственно - компенсационные выплаты. В зимнее время - в 3,5 раза, в летнее - в 5,5 раза за каждый коммерческий пуск.

Яков Шойхет:

- Главная черта нового договора, на мой взгляд, состоит в том, что он юридически выверен. В нем нет ни одного пункта, противоречащего действующему законодательству. И в то же время найдена некая формула, позволяющая осуществить главную цель.

Договор не поставил ни Роскосмос, ни администрацию Алтайского края в условия противоречия с законом. Предложений, которые обсуждались почти год, у нас было много. Но в основном их авторы исходили из постулата: "Мы тут хозяева, мы так хотим". Но ракетно-космическая деятельность, как бы мы к ней ни относились, как бы мы от нее ни страдали, действует в интересах государства, прежде всего - его обороноспособности. Поэтому становиться в позу не имело смысла.

Глава края Александр Богданович Карлин, будучи опытным юристом, все это понимал и многие предложения такого типа не поддерживал. Например, были предложения повысить ставку земельного налога или заставить Роскосмос отвечать за здоровье населения. Но это федеральные функции, и Роскосмос перейти через них не может. Мы нашли компромиссные решения. Скажем, заставили Роскосмос (и вполне обоснованно) пойти на увеличение времени использования территории под пуски и обследовать население с научной точки зрения в рамках выяснения возможного влияния ракетно-космической деятельности. К чести Роскосмоса, он согласился проводить обследование населения до 2015 года. Это большая победа.

Следующий момент. Мы вернули в законные рамки предложения о том, кому заниматься экологической безопасностью территории. Роскосмос будет отвечать за вывоз всех остатков ракетной деятельности. Я твердо убежден, что это правильно, потому что речь идет не просто о металле, а о металле, который может поглощать и ракетное топливо. Поэтому сбором и утилизацией космического мусора должны заниматься специализированные организации, а не нанятые рабочие или какие-то дикие бригады.

Что будет иметь край от заключения договора с Роскосмосом?

1. Положено начало совместной работе с Роскосмосом по разработке и реализации комплекса мероприятий по оздоровлению и реабилитации населения Третьяковского, Чарышского, Змеиногорского районов, попадающих под воздействие ракетно-космической деятельности Байконура. Договор предусматривает проведение постоянного медицинского наблюдения за населением, проживающим в районах падения частей ракет и экологического мониторинга за счет средств Роскосмоса.

2. В несколько раз увеличены компенсационные выплаты Федерального космического агентства в бюджеты данных районов (в зимнее время - в 3,5 раза, в летнее - в 5,5 раза за каждый пуск, что в пересчете на деньги означает от 1,1 млн. рублей до 2,3 млн. рублей). В среднем за год будет оплачиваться 15 запусков.

3. Достигнута договоренность о совместном обращении руководства Алтайского края и Роскосмоса в правительство Российской Федерации по разработке программных мероприятий по ограничению негативного влияния ракетно-космической деятельности на здоровье населения и окружающую среду.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость