Здоровье

Крест на линии жизни села ставить рано

Станет ли Алтай полигоном медико-экономической реформы? Прогнозы независимых экспертов, прозвучавшие шесть лет назад на Пироговском съезде врачей, обещали, что к 2060 году количество россиян сократится вдвое. О том, что территория края к тому времени тоже изрядно проредится и в первую очередь - в районах, говорили также и местные организаторы здравоохранения.

Но усилиями одних медиков ситуацию быстро не изменишь. О том, как сохранить здоровье и таким образом хоть немного улучшить качество жизни селян, шла речь на совместном заседании Координационного Совета по здравоохранению в Сибирском федеральном округе и Президиума Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, которое проходило в конце сентября в Белокурихе.

Село болеет

В проведении такого заседания местные организаторы здравоохранения усмотрели обеспокоенность правительства за сельское население, составляющее 27% населения страны. Год от года оно становится все более больным и малочисленным, а быстрого улучшения демографической ситуации в России ждать не приходится.

Есть еще три причины, благодаря которым заместитель министра здравоохранения России Евгений Дедков проявил интерес к проблемам охраны здоровья сельских жителей Сибири. Первая - как при такой низкой плотности населения в 16 территориях Сибирского округа справляется со своими обязанностями медицинская служба. Вторая причина связана с особым интересом правительства к тому, как при скромных средствах, выделяемых нашей территории государством, удалось уберечь от развала всю ранее существовавшую лечебно-профилактическую сеть. Третья состояла в том, чтобы понять смысл последующих шагов "мягкой" реформы краевой системы охраны здоровья и ее возможное влияние на жителей села.

Из доклада председателя комитета по здравоохранению нашего края Сергея Трибунского можно было понять, что проблемы в разных регионах Сибирского округа примерно одинаковы.

Если говорить о страховой медицине, то в деревнях она попросту не работает. "Как можно выбрать врача, если он в лучшем случае один?" - вопрос председателя комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту Николая Герасименко был вовсе не риторическим. Разве это нормально, когда пробелы в поликлинической помощи "восполняют" "скорая помощь" и стационары?

Ну не в состоянии пока поликлиника взвалить на себя часть больничной нагрузки. Нет у нее для несложных операций необходимого оборудования, да и главному врачу сокращать койки - все равно что без обезболивания резать больничный бюджет и скудную зарплату медперсонала. Нет пока в стране федеральной программы развития сельского здравоохранения. А для того, чтобы заработала программа экономического реформирования поликлинической помощи в селах, созданная в нашем крае, не хватает законодательной базы и средств.

Поэтому для 166 сельских амбулаторий Алтайский государственный медицинский университет может позволить себе подготовку только 20 врачей общей практики в год. Готовить врача, не оборудуя его рабочее место, нет смысла, а денег на большее пока нет.

Один процент на лекарства

По той же причине в селе можно встретить один из наиболее распространенных парадоксов нашего времени: бюджет нищего здравоохранения стимулирует развитие коммунального хозяйства Сибири. По словам Якова Шойхета, вице-губернатора нашего края, есть территории, где сельские больницы могут позволить себе потратить лишь один процент своего бюджета на медикаменты. Все остальные деньги "съедает" оплата тепла, электроэнергии и зарплата врачей. Реформа системы управления сельским здравоохранением позволит главным врачам районов самим формировать список лекарственных препаратов, эффективность которых доказана медицинской практикой.

Если все будет именно так, как задумано, создание Славгородской, Рубцовской, Заринской, Каменской, Алейской, Бийской и Барнаульской медико-географических зон в крае сделает экстренную помощь специалистов высокой квалификации более доступной. Чтобы получить консультацию у любого главного специалиста, ехать в Барнаул будет вовсе не обязательно. Результаты ультразвукового обследования, к примеру, с помощью телевизионного изображения из зонального центра можно будет передать, предположим, в краевой диагностический и получить более квалифицированный диагноз. В некоторых зональных центрах будут созданы филиалы краевого подразделения медицины катастроф. Организация межрайонных прозектур ускорит прижизненную диагностику онкологических и некоторых других больных.

По сути дела реформа здравоохранения в крае уже началась. Ведь если говорить о доступной помощи, то по статистике каждый пятый селянин края живет в деревне, где фельдшер - единственный медработник. И если в самом деле оборудованный фельдшерско- акушерский пункт есть теперь в каждом селе, можно надеяться - без первой помощи в крае никто не останется. Только за прошлый год фельдшерами онкологические заболевания в ранней стадии выявлены у 239 человек. Снизились показатели смертности от туберкулеза, злокачественных опухолей, болезней органов дыхания. На 27% уменьшилось количество больных сифилисом. В прошлом году у врачей появилась тихая надежда на возрождение села: 29 районов отметили рост рождаемости на фоне снижения младенческой смертности.

Не исключено, что имидж экспериментальной площадки Сибирского здравоохранения закрепится за территорией нашего края еще на долгие годы. Ведь поддержать здоровье больного человека - это половина успеха. Поднять село может лишь новое качество жизни, созданное для человека здорового. Но это тема уже другого, отдельного разговора...

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость