Здоровье

Не хочу так лечиться! В барнаульской поликлинике № 3 корреспонденту "СК" пришили чужую голову и поменяли сердце

На следующий день после таких удивительных "операций" с органами журналиста манипуляция с головой повторилась в краевом диагностическом центре. Вот до каких технологических высот дошла алтайская медицина! Однако вместо благодарности за пересадку органов у нашего товарища вырвался вопль: "Не хочу так лечиться!" Подробности - из первых уст от нашего корреспондента Тамары Дмитриенко.

Заключение под псевдонимом

Все так и было, правда, в виртуальном - компьютерном - варианте.

3 октября в отделении функциональной диагностики поликлиники № 3 мне выдали компьютерную распечатку реоэнцефалограммы, на которой стояла фамилия другого человека. На просьбу внести ясность медсестра зачеркнула чужую фамилию, сверху шариковой ручкой написала мою и вернула бумагу. Ни росписи, ни печати, ни "исправленному верить".

Придя домой, я обнаружила, что и дата рождения в распечатке указана неверно, - мне прибавили семь лет. Та же дата рождения значилась на электрокардиограмме.

Выходило, что я разом лишилась двух жизненно важных органов. Выданные лечебным учреждением бумаги не имели юридической силы, отраженные в них показания вполне могли быть сняты с головы и сердца другого человека. Лечащий врач мог поставить по ним ошибочный диагноз, назначить неверное лечение.

На следующее утро история повторилась в краевом диагностическом центре. В отделении функциональной диагностики заболеваний нервной, мышечной систем мне выдали под чужой фамилией эхоэнцефалограмму. Исправить ошибку самостоятельно врач отказалась, сославшись на то, что моя голова компьютерной сетью центра не идентифицируется с моей фамилией...

Пришлось побегать по этажам и подождать примерно с час, пока халатный оператор регистратуры ввела изменения в базу данных, пока те поступили в лабораторию и там сделали новую распечатку. Но никто не извинился за этот потерянный час, за доставленные треволнения и неудобство.

С полученным документом можно было возвращаться в поликлинику по месту жительства и, не опасаясь за последствия, отправляться на прием к лечащему врачу. Но возвращаться не хотелось. Потому что там, я знала, ждали очереди, ждал еще один обезличенный конвейер из человеческих недугов и страданий, в котором опять что-нибудь напутают, не учтут, забудут...

"Диспансеризация - вне очереди!"

Такое объявление сопровождало меня в поликлинике № 3 повсюду на протяжении двух недель. Спасибо доктору, выдавшему больничный, который позволял проходить обследование и принимать лечение "с отрывом от производства"! В противном случае я бы уже лишилась работы.

Пик диспансеризации пришелся на октябрь - месячник пожилого человека. В это время старики, завершившие дачный сезон, традиционно спешат поправить пошатнувшееся в упорных трудах здоровье. Одно наслоилось на другое - работающему человеку не подступиться.

С 8 до 10 утра врачи принимают только диспансерных, забор крови заканчивается в 9 утра, но уже за 15-20 минут лаборанты предупреждают: очередь не занимать! Кому-то удается договориться, кому-то ничего не остается, как на следующее утро снова вставать в очередь. Дряхлую старуху, тяжелой натруженной поступью взобравшуюся по лестнице на второй этаж, пропускают вперед те, кого не успели отсечь лаборанты.

На дверях кабинета невропатолога дополнительное предупреждение администрации: в связи с прохождением специализации прием врача сокращен на два часа. В один из дней от приемного времени отрезают еще час - и между еще не закончившимися диспансерными, очередниками и больными, записанными на повторный прием, после 10 часов завязывается перебранка. Народу много. Каждый отстаивает свое право на первоочередное посещение в оставшиеся два часа работы врача. В самом невыигрышном положении оказываются те, кто проходит лечение. В их повторных талонах не указано точное время приема, и они вынуждены на удачу пережидать всех.

"Осторожно, высокий порог!"

Из-за диспансеризации многие работающие люди в октябре отказались от посещения поликлиники. Пенсионеры продолжали ходить с завидным упорством и стойкостью. Для них с их хроническими недугами здесь - второй дом. А кто старики для поликлиники?

На двери кабинета клинического фармаколога, одного из самых посещаемых пожилыми людьми, натыкаюсь глазами на предупреждение: "Осторожно, высокий порог!" В отличие от меня плохо видящие старики предупреждения не читают и запинаются о порог непослушными ногами. Впрочем, многие из них уже запомнили опасный выступ и смирились с его существованием, как с прочими препятствиями на пути достижения достойного медицинского обслуживания. Но многие федеральные льготники (58% по Барнаулу) теми же непослушными ногами недавно проголосовали против - и самого порога, и медицинской составляющей соцпакета, по поводу которой приходится обивать этот порог. Говорят, ни лекарств, ни санаториев все равно не видели, пусть хоть денег немного добавится. В обещание чиновников улучшить снабжение лекарствами не верят.

За плату комфорта не больше

Увы, даже в лучших лечебно-профилактических учреждениях Барнаула (а именно к таким относятся и поликлиника № 3, и краевой диагностический центр по уровню оснащения современным медицинским оборудованием и квалификации работающих специалистов) пациенты не застрахованы от невнимания, неуважения, ошибок.

Чтобы не ждали и не теряли время в очередях, те же государственные лечебно-профилактические учреждения, куда пациенты приходят со своими страховыми полисами, предлагают им альтернативу - получение необходимых медицинских услуг за плату. Но нередко это не добавляет комфорта и гарантий качественного обслуживания.

В начале нынешней осени у читательницы "СК" Людмилы Платуновой случился микроинсульт. В поликлинике № 11, куда она обратилась за медицинской помощью по месту жительства, больную направили на магнитно-резонансное томографическое обследование в краевой диагностический центр, предложив сделать это за свой счет либо ждать в очереди до апреля следующего года. На момент заболевания Людмила Васильевна была безработной и испытывала большие материальные затруднения. Но решила не рисковать, откладывая обследование. С большим трудом собрала необходимую сумму (1950 рублей) и 12 сентября отправилась в диагностический центр. Прошла регистрацию, внесла плату, дождалась своей очереди. Но вместо Платуновой в кабинет пригласили пройти Платанову.

- Я подумала, что врач оговорился, сказала ему, что моя фамилия звучит и пишется немного иначе, - вспоминает женщина. - А он, вместо того чтобы поправиться, заявил: "В таком случае я принимать вас не буду"...

Ситуация разрешилась в тот же день, но изрядно потрепала пациентке нервы. Муж потерпевшей считает:

- Отношение к больному в диагностическом центре убивает больного человека. Стоило жене увидеть неправильно оформленный бланк, она сильно расстроилась, ее самочувствие резко ухудшилось.

Куда податься за защитой?

Что же делать? Куда податься за защитой своих прав на качественное обслуживание? В горздрав, крайздрав, Росздравнадзор, страховые медицинские организации, суд? Там станут разбираться с жалобой на неправильно поставленный диагноз, неправильно назначенное лечение, незаконное взимание платы за услугу в государственном медучреждении, но вряд ли - с жалобой на дискомфорт, неуважение, потерянное время. Эти маленькие трагедии, сказали мне в одной правозащитной организации, "выходят за рамки медицины".

Формально выходят. И то лишь до тех пор, пока пациент проявляет бдительность и контролирует ситуацию. Но стоит недоглядеть - и тебе "пришьют" чужую голову, а следом назначат противопоказанное лечение. Как предупредить беду до того, как она случится?

Мнение эксперта: "Качество обеспечит только конкуренция"

Константин Емешин, руководитель отдела по защите прав пациентов Автономной некоммерческой организации "Медицина и право":

- Проблема некачественного обслуживания пациентов в лечебных учреждениях - следствие отсутствия конкуренции в здравоохранении. Большинство лечебных учреждений у нас остаются муниципальными и государственными. В таких условиях они монополизировали, приписали себе пациентов, и те фактически страдают от этого. Раз вы приписаны, скажем, к этой поликлинике, ей на вас выделяют деньги. Хорошо она работает, лечит вас, не лечит, хорошо или плохо лечит, не имеет значения. И норма закона о праве выбора пациентом поликлиники или врача реализуется только с большим скандалом.

Органы власти, если они заинтересованы в оказании качественной медицинской помощи населению, должны использовать механизм конкуренции.

Во всем мире проблема входа пациента в медицину решается через семейного врача. Для России правильнее говорить о враче общей практики. Модель "Семейный врач" у нас в полной мере не реализуется. Для этого нужны специалисты, имеющие другую подготовку и другую ответственность. Но в любом случае это тот человек, которого пациент хорошо знает, уважает и выбрал сам на основе доверия.

Имея такого доктора, пациент уже не бегает по лечебным учреждениям, не собирает талончики, направления, заключения, а звонит ему и говорит: "Мария Ивановна, я себя плохо чувствую, навестите меня, пожалуйста". Мария Ивановна приходит, осматривает больного, назначает лечение и при необходимости сама консультируется с узкими специалистами.

Вот при такой постановке вопроса ощущение конвейерности и дискомфорта во время получения медицинских услуг уйдет. Но для этого надо изменить систему здравоохранения. А этому мешают теневая экономика и недостаток политической воли у власти.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость