Здоровье

О шуме в Барнауле не шумят

В будний день выходим на проспект Красноармейский. Мчатся машины, гремят трамваи, заработала чья-то машинная сигнализация. После десяти минут такой прогулки начинает побаливать голова.

В Барнауле, при Краевом центре госсанэпиднадзора, работает лаборатория физиологических факторов и физиологии труда, которая занимается изучением шума и шумовым мониторингом города. Заведует лабораторией Анатолий Яцкевич. С ним мы поговорили о том, чем шум может навредить здоровью горожан и как с ним бороться.

Банк данных лежит мертвым грузом

Городской шум в Барнауле изучается уже более пятнадцати лет. Сначала при Краевом центре госсанэпиднадзона была создана лаборатория по изучению электромагнитных полей и других физических факторов. Потом подобные лаборатории стали появляться в других городах Алтайского края, потому что и там шум тоже начинал создавать проблемы. По словам Анатолия Яцкевича, еще до перестройки в России была попытка серьезно заняться защитой горожан от шума. Но потом об этой проблеме говорить перестали. Намеренно? Анатолий Яцкевич считает, что да.

Но исследования не прекратились. Лаборатория занимается измерением уровня шума на предприятиях, а также в жилых районах, в основном, в квартирах, расположенных на нижних этажах.

Сейчас в Барнауле есть около пятнадцати контрольных точек (в самых оживленных районах города), раз в месяц там проводятся измерения уровня шума. В теплое время года - чаще, потому что многие приборы работают только при плюсовой температуре. "Мы накапливаем банк данных, - говорит Анатолий Яцкевич, - но пока отчеты лежат мертвым грузом. Чтобы что-то менять, нужны капитальные затраты. В ближайшие годы нам от шума не избавиться".

В "громких" районах квартиры дороже

В Барнауле, как и в других городах, есть "тихие" и "громкие" районы. Удивительно, но зачастую в неблагополучных в шумовом плане районах квартиры стоят значительно дороже, чем в тихих.

- Возьмем наш Ленинский проспект, - говорит Анатолий Яцкевич. - В будние дни по нему не проехать - везде пробки, машины, которые гудят, досаждают жителям. От шума могли бы спасти зеленые насаждения, в том числе и кустарник. Но у нас сейчас со стороны жилого массива все мелкие насаждения срезаны, на их месте проходят тротуары. Чтобы в кватрирах было потише, дом должен быть расположен в не менее чем в трехстах метрах от источника шума, а здания на Ленинcком стоят в десяти метрах от дороги.

Не так давно мы там проводили измерения на перекрестке улиц Антона Петрова и Попова - . Выяснилось, что в час там проходит более двухсот единиц легкового транспорта и 180 - грузового. Тут же - трамвайные пути. Уровень шума в квартирах на первых этажах превышает норму в два-три раза.

Еще одно шумное место - пересечение улиц Малахова и Юрина. Там расположены учреждения здравоохранения - Кардиоцентр, больница Шинников. Больным нужна тишина, но уровень шума в палатах превышает норму в несколько раз. Мы проводили по этому поводу серьезные исследования, даже сняли фильм. Но исследования оказались невостребованными, ничего с тех пор не изменилось.

Как это не удручает, в Барнауле больше неблагополучных в шумовом плане зон, чем благополучных. Тихо и спокойно только в районах новостроек - там, где жилые дома расположены внутриквартально.

Лекарство от шума

Как человеку спастись от городского шума? Если есть деньги, можно поставить на окна своей квартиры тройное остекление. Но оно не очень-то помогает. Хорошо спасают от звуков зеленые насаждения. Чем больше деревьев в вашем дворе, тем тише в вашей квартире. Но сейчас этим правилом часто пренебрегают, деревья вырубаются, а жители домов слушают гул машин. Кстати, не позавидуешь горожанам, которые живут вблизи железной дороги. Чтобы люди были защищены от звуков, вызванных проезжающими поездами, железнодорожное полотно должно располагаться в углублении. Но у нас такой способ не применятеся, потому что железнодорожные пути поставлены давно и перестраивать их никто не собирается.

- Единственная защита от шума, который вызывают поезда, установлена на проспекте Ленина, около Нового рынка, - говорит Анатолий Яцкевич. - Там построили гаражи, ограждающие жилой массив.

В городе стало потише после того, как на железной дороге запретили использовать громкую связь в ночное время, а автомобилистам - сигналить по поводу и без повода в жилых районах. Но и сейчас, вопреки всем правилам, есть автолюбители, которые даже ночью могут припарковать машину у подъезда и сигналить: "просыпайтесь, люди добрые, выходите, я приехал!"

От одного из основных видов шума - автомобильного - спасает строительство объездных дорог. Жизнь многих барнаульцев стала тише после того, как появлилась объездная трасса. Она стала бы еще тише после серьезного ремонта автомобильных дорог города.

К счастью, сейчас барнаульцы не страдают от авиационного шума - лет семь назад в Барнауле изменили маршрут взлета и посадки самолетов.

Анатолий Яцкевич:

- Но, несмотря на положительные изменения, город в последнее время стал более "громким". Для того, чтобы кардинально решать эту проблему, нужно создать шумовую карту города. Она составляется при участии научно-исследовательских институтов, медицинского университета, санитарной службы, архитектурного управления.

Тогда уже будет видно, жители каких районов наиболее подвржены воздействию шума, где нужно сделать объездные дороги, где требуется посадить деревья, чтобы они стали преградой для шума. Лет 25-30 назад в Барнауле была разработана такая карта, но за это время она уже безнадежно устарела.

Допустимый уровень шума

Люди воспринимают шум по-разному. Кто-то начинает раздражаться, когда в комнате скребется мышь, а кому-то и молоток стучит - ничего. Между тем, учеными давно доказано - шум не вредит здоровью человека. если не превышает 40 дБА днем и 30 дБА ночью

Допустимый уровень шума определен законом РСФСР "О санитарно-эпидемологическом благополучии населения":

Для высококвалифицированной работы - 60

Для творческой деятельности - 50

В палатах больниц, санаториев с 7 до 23 часов - 50, с 23 до 7 часов - 40

В классных помещениях, аудиториях - 55

В банях - 20.

В квартирах, детских дошкольных учреждениях - с 7 до 23 - 55, с 23 до 7 - 45

В залах кафе, ресторанов, столовых - 70

В торговых залах магаинов, пассажирских залах аэропортов - 75

Территории, прилегающие к зданиям больниц и санаториев с 7 до 23 часов - 60, с 23 до 7 - 50

В Барнауле эти нормы чаще всего не соблюдаются. В Краевой центр госсанэпиднадзора регулярно поступают жалобы. В основном с ними обращаются жители домов, на первом этаже которых работает круглосуточные магазины, бары или дискотекки.

Ася ХЛЫНОВСКАЯ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость